Здавалка
Главная | Обратная связь

Идеи античной философии, с возрождением которых связана эпоха Ренессанса



В узком смысле термин «возрождение» означал активное использование литераторами, философами, учеными богатых традиций античного наследия (ценностей и идеалов).

Главным признаком возрожденческого движения становится антропоцентризм (греч. anthropos - человек), ориентация на всестороннее осмысление бытия конкретного человека, обоснование его самоценности. Гуманистические взгляды находят свое отражение в произведениях литературы и искусства, философских и научных трактатах. Природа является важным предметом изучения философов, она рассматривается как основа развития всего сущего. В этих чертах и есть сходство философского мышления эпох Античности и Возрождения.

Схожи так же идеалы этих эпох - совокупность физического совершенства и духовного мира в человеке, так же стоит отметить, что исследования этих эпох были подчинены естествознанию.

Философы Возрождения использовали античных авторов принципиально в иных целях, чем схоласты. Гуманисты обладали богатством греческих подлинников (а не арабских переводов и пересказов), о которых не могли и мечтать философы 13-14 веков.

Джордано Бруно. Материя, считал он, сама в себе содержит все формы, «производит формы из своего лона». Бруно договаривается до того, что обожествляет саму материю: она «свидетельствует о себе, что она есть богиня (а именно обладает подобием с богом), так как она есть беспричинная причина».

 

Политико-экономические

Политико-экономическая суть определения эпохи Возрождения (XIV XV вв.) состоит в ее понимании как фазы полного расцвета простого товарного производства. Общество в связи с этим стало более динамичным, продвинулось вперед общественное разделение труда, были сделаны первые ощутимые шаги в секуляризации общественного сознания, течение истории ускорилось.

Ее суть была в постепенном разрушении вассальной системы, основанной на земельных дарениях, в возобладании денежной формы доходов класса феодалов, в смене сюзеренитета феодально-договорного характера королевской власти

 

Мир повседневности

В эпоху Возрождения ускоряются процессы межсословного и внутрисословного расслоения. Часть дворянства превращается в служилое по военно-морской (Испания, Португалия) и военно-административной (Голландия, Англия, Франция) части. Это облегчает задачу захвата и эксплуатации колониальных владений. Расслоение коснулось также крестьянской массы

 

Городская жизнь, производство и обмены все более активизируются. Еженедельные городские базары становятся ежедневными. Рынки растут вместе с городами. Продавать на рынке становится обязанностью крестьян, купцов и ремесленников, поскольку его легче контролировать.

Быстрыми темпами развивается кредит, ускоряется денежный оборот. Ярмарки, возродившиеся еще в XI веке, в XIV—XVII вв. испытывают бурный рост. Постоянным местом встречи банкиров, торговцев, негоциантов, маклеров, агентов банков, комиссионеров становится биржа, появляющаяся почти в каждом крупном городе и сама по себе свидетельствующая об оживлении экономической жизни.

 

Наука и искусство

Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нём. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, положили начало научной медицине и анатомии.

 

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

 

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации

Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.

Художники Возрождения, работая над картинами традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

 

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

 

В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

 

Достижения науки

Когда мы говорим об ученых эпохи Возрождения, в первую очередь вспоминаем Леонардо да Винчи. Он жил во Флорентийской республике с 1452 по 1519 годы. Хотя он часто воспринимается как художник, сам он считал себя в первую очередь инженером и ученым. Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни – колесцовый замок для пистолета. Он был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в 19 веке. Леонардо да Винчи проводил много опытов по полёту, но все они были неудачными. Он предложил систему телескопа с двумя линзами, воплощенную позже Кеплером. Он также был одним из первых, кто изучал анатомию, делая вскрытия тел людей и животных. Эти работы намного опережали свое время, но, к сожалению, не были опубликованы. Подобные исследования других ученых легли в основу анатомии, основанной Андреасом Везалием в 1543 году, и физиологии, основанной Уильямом Гарвее в 1628 году. Леонардо да Винчи также приписывают изобретения велосипеда, паращюта, прожектора и многих других. Его труды дошли до нас в разрозненном виде на около 7000 страницах.

 

Самый большой толчок к развитию науки дало изобретение книгопечатанья. Вернадский считал, что именно книгопечатанье является границей, с которой началось развитие науки, так как ему отводится важнейшая роль распространения знания. В средние века отдельные открытия исчезали в борьбе с церковью. Лишь некоторые из этих открытий распространились спустя несколько веков, сохранившись в виде рукописей и приборов.

Книгопечатанье было изобретено Иоганном Гуттенбергом в Германии в середине 15 века. На самом деле до Гуттенберга в Европе было еще несколько людей, которые изобрели почти такой же способ, но их изобретения не стали копироваться и забылись.

 

Порох был открыт в Китае, предположительно в середине 9 века нашей эры. Дымный порох представляет собой механическую смесь калиевой селитры, угля и серы в соотношении 15:3:2. В последующие века китайцы производили различные виды порохового оружия, включая огнеметы, ракеты, бомбы, гранаты и мины. Первое огнестрельное оружие, бамбуковое «огненное копьё» известно в Китае с 10 века. В Европе огнестрельное оружие стало широко использоваться в середине 14 века, то есть в описываемый период, хотя было известно с 12 века. Это ознаменовало новую эру в военном деле – появление артиллерии. Более совершенные разновидности пороха стали появляться только с середины 19 века.

 

Компас был впервые изобретен опять же в Китае, в 1044 году и использовался для указания направления при движении по пустыне. В Европе изобретение компаса относят к 12–13 векам. Его устройство было очень простым – магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой.

 

Николай Коперник в 1543 году отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира. Он не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал, как, исходя из такой системы, можно лучше объяснить все данные астрономических наблюдений. В 16 веке эта система не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства привел Галилео Галилей, защищавший теорию Коперника с 1611 по 1633 года, когда инквизиция заставила его отречься от этой теории. Гелиоцентрическая система была признана церковью только в 1835 году.

 

 

РЫЦАРСТВО

 

Рыцарство - как класс возникло из жизненной необходимости государства в армии в эпоху средневековья. Если Рим был достаточно силен и богат, чтобы содержать профессионалов, то новые европейские государства могли похвастать лишь обширными землями.

Поэтому Король, у которого просто не хватало монет, выделял своему вассалу некий надел земли. Тот на доходы с него должен был собрать войско для защиты государства, или, скорее, своего сюзерена. Эти вассалы и стали называться рыцарями, благородным сословием.

Первоначально земля выделялась как бы в аренду, но со временем она превратилась в наследуемые феоды, рыцари стали феодалами, а Король – лишь первым среди равных.

Надо заметить, что поскольку самым первым рыцарем считался Архангел Михаил, возглавлявший ангельское войско, то все его последователи, естественно, относили себя к вернейшим сынам церкви, считая, что они находятся на переднем крае ее борьбы со злом.

Но при этом именно рыцарская этика противоречила религиозным догмам, потому что превыше всего рыцари ценили честь и славу, гордость их доходила порой до гордыни, а борьба за власть приводила к соперничеству и поединкам. И все же для рыцаря существовало три святыни, которым он служил - религия, честь и культ Дамы.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.