Здавалка
Главная | Обратная связь

Культура России нового времени XVIII – первая половина XIX веков



 

 

рамках истории русской культуры XVIII столетия обычно принято выделять два периода: конец XVII — первая четверть XVIII в., характе­ризующийся становлением новой русской культуры; середина — вторая половина века, когда происходил процесс складывания и расцвета со­словной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить, в основном, традиционный харак­тер. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавлива-

клея гармонические отношения между людьми, между человеком и природой.

 

В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием эко­номики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве, пришел конец диктату церкви в определении направления, форм и ха­рактера русской культуры. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития приро­ды и общества.

 

 

Во второй половине XVIII в. впервые прозвучала критика отдельных сторон крепостнического строя, а в конце века первый русский рево­люционер А.Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и самодержа­вия. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубеж­ной. «Окно в Европу» через Балтику, выход к Черному морю, рост ме­ждународного авторитета России повлекли за собой установление по­стоянных контактов со странами Европы.

 

На рубеже XVII и в XVIII в. В России начинается развитие культуры нового времени. Петровская эпоха по праву считается переломной в истории культуры России. Взаимодействие национальных традиций и активная «европеизация» - сложный и противоречивый процесс. Важной чертой реформ Петра I (1672-1725) во всех сферах был их насильственный характер. Историк русской культуры П.Н.Милюков писал: «Признавать насильственный, личный характер реформы, вовсе не значит еще отрицать ее историческую необходимость». Петр I запретил носить национальную одежду, насильственно заставил даже бояр брить бороды и т.п. Он «как будто нарочно переходил от одной циничной выдумки к другой… еще более оскорбительной для чужого достоинства и совести»[10], отмечал Милюков, понимая, что в основном и главном «европеизация» России была прогрессивной.

 

 

После посещения стран Европы и возвращения из «великого посольства» Петр I со свойственной ему нетерпеливостью собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и обре­зать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали «босые»). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный «бородовой знак». Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по «Соборному уложению» 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи (собрания).

 

 

По приказанию царя с немецкого языка было переведено специаль­ное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе — «Юности честное зерцало», дополненное Петром I. В нем предписыва­лось держать отца и мать «в великой чести», быстро отвечать на вопро­сы, быть вежливыми со старшими. Давались советы, как вести себя в обществе. «Юности честное зерцало» пользовалось большим спросом и четырежды переиздавалось.

 

 

проводились и общественные праздники. Строились триум­фальные арки, устраивались «огненные потехи» (фейерверки), проводи­лись массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогда же, с 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы.Энергичные действия были предприняты Петром I в отношении к фундаменту русской жизни и культуры – церкви. Провозглашенный в 1721 г. императором, Петр I упразднил патриархат и патриарха, т.е. предстоятеля церкви перед Богом, заменив его Святейшим Синодом, т.е. учреждением, управляющим церковью, а также секуляризировал (изъял, сделал собственностью государства) церковные земли.

 

подвергала староверов суровой каре[Союзником Петра I, кроме его сподвижников, был страх, вечный фактор российской истории. Официальная церковь оказалась в зависимости от светской власти. Более того, Петр I нарушил тайну исповеди. Под страхом казни священника должны были доносить об антигосударственных намерениях прихожане.

 

Положительную роль сыграло достигнутое при Петре I территориальное расширение государства, получившего статус балтийской и черноморской державы. Возникли новые города: Санкт-Петербург, новая столица, Севастополь, Екатеринодар, Одесса и др. Огромную цену за эти достижения заплатил народ. С течением времени позитивные результаты делаются очевиднее, а вопрос об их цене становится все более отдаленным. Тем не менее в жизни России был осуществлен крупный сдвиг. Были созданы светские профессиональные школы: в 1761 г. в Москве открыта школа математических и навигационных наук, затем Артиллерийская (Пушкарская), Инженерная, Медицинская. На Урале возникли горнозаводские училища. При школах были созданы подготовительные отделения, в которых обучали грамоте и арифметике. В этих учебных заведениях преимущественно обучались дети дворян.

 

В первой четверти XVIII в. в России появляются начальные школы – гарнизонные школы для детей рекрутов, епархиальные – для детей духовенства. Это было началом процесса просвещения не только дворян. При Петре I обучение в школе стало обязательным для дворян и духовенства, иначе дворянин не мог жениться, а священник не получил прихода.

Значительно выросло книгопечатание: учебники, словари, справочники. Чтение стало более доступным.

 

По предложению Петра I в 1724 г. принято решение Сената об основании Российской академии наук, которая открылась в 1725 после кончины царя. При Академии были созданы университет и гимназия. Академический университет окончил М.В.Ломоносов, ставший первым русским академиком. Росло число научных и технических достижений, внедряемых в экономику.

В петровский период усилилось светское направление в культуре, возникло уважение к знаниям, сформировалась идеология абсолютной власти монарха. Петр I, по выражению А.С.Пушкина: «Россию поднял на дыбы». Государство хотело иметь граждан верноподданных, которые приобретенные за границей знания обращали на службу России.

Важную роль в развитии культуры сыграл издатель и руководитель журнала «Трутень» и «Живописец» Н.И. Новиков. Он считал необходимым «просвещение народа», выступал против крепостного права, так же как писатель и государственный служащий А.Н. Радищев, автор знаменитого произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» (1890).По мере проникновения в Россию информации о Великой французской революции Екатерина II все жестче реагировала на подобные явления. Радищев был сослан в Сибирь, его книга уничтожена (сохранились лишь подаренные автором экземпляры), а Новиков в 1792 г. заключен в Шлиссельбургскую тюрьму.

 

В русском искусстве первой половины — середины XVIII в. господ­ствовал стиль барокко, во второй половине столетия — классицизм. В конце XVIII в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм).

 

Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В состав Ака­демии вошли университет и гимназия для подготовки кадров.

В изобразительном искусстве значительный след оставили художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, И.П. Аргунов и др. Заложены основы светской скульптуры. Ф.И. Шубин наряду с другими создал бюст М.В.Ломоносова.

 

Таким образом XVIII век явился важным этапом в развитии всех сфер русской национальной культуры как светской, так и религиозной. Жизнь требовала развития образования и науки. Важнейшую роль в достижениях этого периода сыграло творчество М.В.Ломоносова. содержание и уровень культурного развития нового времени значительно отличались от средневековья.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.