Здавалка
Главная | Обратная связь

Культура России ХХ века



Культура 20 века

Культура XX столетия одно из сложнейших явлений в истории мировой культуры. Объясняется это, во-первых, большим количеством социальных потрясений, страшных мировых войн, революций, которые вытеснили духовные ценности на периферию людского (человеческого) сознания.

Осуществлены существенные изменения в сфере экономики и средств производства. Углубление индустриализации, разрушение традиционного сельского уклада приводят к урбанизации культуры. В процессе общей институализации (преобразование общества на комплекс различных объединений и группировок) теряется индивидуальность, человек лишается своего собственного «я»

 

Научно-техническая революция дала миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль, телевидение, компьютеры, другую электронную технику. Технизация жизни стала неотъемлемой стороной культуры, методом и результатом её развития.

Результатом научно-технической революции было экономическое объединение мира.

 

Со второй половины XX века начинается переход развитых стран мира от индустриального общества к постиндустриальному. В таком обществе увеличивается роль информации, поэтому его еще называют информационным

Культура постиндустриального общества (информационного) называют постмодернизмом. Для нее характерно отрицание всякого рода норм и традиций, отказ от авторитетов любого ранга, полиформизм ценностей и социальных статусов, избавление от диктата разума, власти дискурса (рассуждение, довод), свобода во всем. Постмодернизм постоянно создает новое, используя деконструкцию и пародирование, произвольную трактовку.

Характерной чертой культуры XX века является её интегративность (объединение отдельных составных культуры в новые комбинированные виды искусства), что привело к возникновению кинематографа (сначала немое, а затем звуковое).

Переход от коллективного творчества к индивидуальному сделало культуру XX века многомерной, что вело в свою очередь к формированию разнообразных стилей и направлений.

 

В изобразительном искусстве отрицание изобразительности. Кубисты, например, свое видение мира изображали геометрическими фигурами в коричневых, серых и черных тонах.

У абстракционистов — ни сюжета, на предмета, ни человеческого образа.

Искусство сюрреалистов было средством высвобождения подсознательного в целях преобразования мира. Это сверхреализм.

 

 

КУЛЬТУРА РАШКИ

 

Культура ХХ века отражала нарастающие противоречия эпохи. Продолжалась деятельность классиков литературы Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М. Горького и др. Но возникали новые течения, характерные для так называемого «серебряного века» русской культуры. Творения А.Блока составляют славу русской поэзии. Он сопереживал своей Родине, народу в тех потрясениях, которые принес России ХХ век.

 

Как правило, хронологические рамки «серебряного века» определяют первой четвертью ХХ века. Помимо новаторских течений: символизма, акмеизма, футуризма, он хронологически включает в себя творчество выдающихся поэтов С.Есенина, М. Цветаевой, Б.Пастернака и др., а также композиторов А.Скрябина, С.Рахманинова и др. Великие творения создал художник М.Врубель.

Культурный «ренессанс» демонстративно игнорировал социальные потрясения в стране, ориентировался на новое религиозное философское течение – «богоискательство»: Н.А.Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.А. Флоренский и др. некоторые из этих философов прошли этап увлечения марксизмом, но потом стали исповедовать путь эволюционного развитии страны и мира. Они же пытались способствовать религиозному возрождению страны, искали новые пути проповедования религии среди «народа-богоносца».

Большинство этих философов было выслано советской властью за границу, т.к. в них увидели силу противостоящую социалистической идеологии.

 

ХХ век включает в себя советскую социокультурную эпоху, которая охватывает период с 1917 по 1991 гг.

Советское государство, возникшее в ноябре 1917 г., последовательно решало задачи ускоренного развития экономики, за которую огромную цену заплатил народ, как исполнитель грандиозных планов в сложнейших условиях.

Многие деятели культуры покинули Россию и составили значительный отряд интеллигенции, продолжавшей творить в эмиграции. В наше время их творчество вернулось на Родину, как они и мечтали.

 

В сфере идеологии в Советской России шла активная борьба за преодоление влияния православной церкви, в свою очередь активно выступавшей против новой власти. Школьное образование становится светским. Развертывается широкая антирелигиозная пропаганда.

Советская власть проявляет заинтересованность в том, чтобы лучшие достижения культуры прошлого стали доступны народу. Замечательные музеи: Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Кремлевские соборы, Оружейная палата, музеи изобразительного искусства им. А.С.Пушкина активно посещаются населением, при них была организована система кружков, лектории и т.п.

 

Первейшей задачей страны становится ликвидация неграмотности взрослого населения страны, в основном жителей деревни, а также введение всеобщего начального обязательного обучения для детей школьного возраста. Декрет об обязательном обучении грамоте населения от 8 до 50 лет на родном языке принят в декабре 1919 г., но реальных последствий он не имел. Появились такие термины как «культурный фронт», «культармеец», «чернорабочий культуры». Но определенные результаты в 20-е годы имели место лишь среди красноармейцев и краснофлотцев. Концепция прорыва могла быть реализована лишь при солидном экономическом и кадровом обеспечении. Декреты оставались на бумаге. Экономические ресурсы реализовывались в сфере восстановления и развития промышленности.

 

В 1930 г. был принято постановление по усилению мер по ликвидации неграмотности и малограмотности. На местах создавались штабы ликбеза и культпохода, а главное, все дети школьного возраста с 1931 г. подлежали обязательному начальному образованию. В 1936 г. был поставлен вопрос о создании системы школ для малограмотных. В европейской части Советского Союза проблема обучения грамоте была решена к 1939 г., но национальные республики эту проблему еще преодолевали перед началом Великой Отечественной войны (1941 г.). Грамотность - это не культура, а условие ее развития. Грамотность дает возможность писать, читать и понимать прочитанное, обогащать свой разум и повышать профессионализм. Всеобщая грамотность населения значительно повышала возможности страны.

Этой концепции противостояла идеология организации Пролеткульта, спекулировавшая на понятии классовая культура и отрицавшая не только культурные традиции, но даже игнорировавшая какие-либо задачи просвещения крестьянства, т.е. подавляющего большинства населения страны.

 

Важные решения под давлением советского руководства принял в октябре 1920 г. Первый Всероссийский съезд Пролеткульта. В резолюции съезда отвергались претензии на особую культуру, признавалась руководство социалистической идеологии и связь с общекультурной работой в стране.

Конечно, культурный процесс в советском государстве был сильно политизирован, но Пролеткульт проповедовал ориентацию только на пролетариат и отрыв его по существу от культуры как таковой.

 

Хуета, можно пропускать

Ценой огромных усилий в стране создавалась школьная система как в городе, так и в деревне. Число учеников в сельских школах с 1928 по 1938 гг. выросло в 2,5 раза (с 8,6 млн. до 22 млн. человек), а учителей – в 3 раза (с 227 тыс. до 715 тыс. человек)[28]. Для повышения квалификации учителей создавались годичные и двухгодичные учительские курсы, развивалась сеть заочного педагогического образования.

В результате в 70-е годы ХХ века в Советском Союзе было введено всеобщее среднее образование. Общеобразовательная школа сохраняла главную роль. С конца 60-х годов выпускники профтехучилищ получали аттестат о среднем образовании.

ХМП

Высшие учебные заведения пережили тяжелый этап борьбы за изменение социального состава студентов. В 1918 г.было принято правительственное постановление о приеме в вузы всех желающих без документов о среднем образовании. Самые покровительственные меры не смогли предотвратить огромный отсев таких студентов.

Преподаватели вузов претерпели значительные потрясения. В сентябре 1918 г. были отменены все научные степени и ученые звания. Преподаватели с десятилетним стажем должны были вновь пройти на должность по конкурсу. Автономия высшей школы юридически и фактически была ликвидирована. Были созданы факультеты общественных наук. Установка «укрепления связи с жизнью» была неизменной. К концу советской власти функционировали 800 вузов, ежегодный набор студентов достиг 1 млн. человек. Соответственно росло и ежегодное пополнение специалистов в народное хозяйство, в школы и учреждения культуры.

 

Активную роль сыграла культура: наука, литература и искусство в годы Великой Отечественной войны. Ею была внесена весомая лепта в борьбу с фашизмом. Вырос международный авторитет советской культуры.

Решающая роль Советского Союза в достижении победы над фашизмом определила рост самосознания народа. Но в сфере культуры идеологический контроль усилился.

 

Развитие науки отвечало требованиям ускорения научно-технического прогресса. Этот процесс финансировался государством. Открывались многочисленные научно-исследовательские институты. В конце 50-х годов было создано Сибирское отделение Академии Наук СССР, а также Дальневосточный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский филиалы Академии наук. В 1954 г. в стране была введена в строй первая в мире атомная станция. 4 октября 1957 г. в СССР впервые в мире был произведен запуск спутника Земли. В 1961 г. корабль, пилотируемый Ю.А.Гагариным, поднялся в космос. Таким образом отечественная наука занимала передовую позицию в мире и ее достижения опирались на новейшую технологию.

 

Середина 80-х годов ХХ в. обозначила новый этап в развитии культуры. Страна вступила в период «перестройки». Расширялся международный культурный обмен. Положительные результаты были достигнуты в сфере отношения государства к религии и церкви. Начался процесс восстановления закрытых монастырей и церквей. Распространялись религиозная литература и предметы культа. В искусстве и литературе ослабевал идеологический пресс. Особое внимание общества было уделено отечественной истории. У народа возрос интерес к политике и культуре.

 

Распад Советского Союза в 1991 г. и крах советской власти кардинально изменили положение в стране. Политика государства в постсоветской России направлена на сохранение культурного потенциала страны и культурных учреждений. Однако переход к рыночной экономике нанес заметный ущерб социокультурной сфере. Бюджетное финансирование науки и системы образования стали неуклонно сокращаться. Творческие союзы писателей, музыкантов, художников прекратили свое существование. Распалась и многонациональная культура с приобретением самостоятельности бывших советских республик. Начался процесс «утечки научных мозгов» за границу







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.