Здавалка
Главная | Обратная связь

Аномия социальная и культурная

Понятие аномия было впервые введено Эмилем Дюркгеймом. Аномия по Дюркгейму – это определенное состояние общества, при котором в обществе существуют разногласия, члены общества не верят в существующие ценности и цели, утрачены нормативные и нравственные рамки поведения в обществе.

Теория аномии Дюркгейма основана, отчасти, на теории Томаса Гоббса об отсутствии каких-либо «естественных» ограничений желаниям и амбициям человека. Поэтому, необходимы ограничения, имеющие социальное происхождение. Состояние аномии характерно для общества, в котором таких социальных ограничений нет. Аномия по Дюркгейму – это аномальная социальная форма, результат неспособности полностью перейти от механической солидарности, характерной для досовременных обществ, к органической солидарности – отличительной черте современного общества.

Аномия по Дюркгейму действует на общество разлагающе, приводит к общественным беспорядкам и несчастьям. В своем научном труде «Самоубиство» Дюркгейм рассматривает взаимосвязь между количеством самоубийств и социальными ситуациями, присущими социальной аномии. Например, Дюркгейм изучает корреляцию между числом самоубийств в обществе и количеством разводов в этом обществе.

Аномия в социологии изучалась не только Эмилем Дюркгеймом, но и Робертом Мертоном. Суть теории культурной аномии Р. Мертона основана на его собственной интерпретации теории аномии Дюркгейма. Теория аномии Мертона предполагает, что аномия это социальные ситуации и ориентации отдельных индивидов, несоответствующие определяемым культурой общества целям и доступностью институционализированных средств их достижения. Культурная аномия в обществе приводит к росту преступности, асоциального поведения, снижению значимости ценности и норм. Примером мертоновской аномии могут служить социальные условия в России в начале 90-х годов 20 века, когда процветала организованная преступность. Согласно теории социальной аномии - преступник - это человек, реагирующий на состояние аномии в обществе, а преступностьявляется нормальным социальным явлением. Иногда встречаются утверждения, будто аномия является примером конформистского поведения. Это, конечно, не так. Конформистское поведение предполагает следование всей социальной группы нормам поведения, характерным для данной группы, а в условиях социальной аномии, напротив, нормы и ценности перестают теряют свою значимость и их влияние на поведение членов общества минимально. Так что, отвечая на вопрос ЕГЭ, помните, что аномия не является примером конформистского поведения.

Схема: Социальная аномия и преступность:

 

Теория аномии Р. Мертона стала применяться в исследованиях девиантного поведения. По Мертону, всякий раз, когда наступает культурная аномия, то есть, когда происходит разрыв между определенными культурой целями и одобренными обществом средствами, возможны четыре варианта событий:

«Инновация» – различные преступления или другие осуждаемые обществом средства достижения одобренных целей;

«Ритуализм» - это попытки добиться одобренных средств без перспективы или ожидания успеха;

«Ретреатизм» - выбор индивидом или группой людей способа достижения цели;

«Восстание» - стремление членов общества изменить систему.

В своих исследованиях аномии, Р. Мертон показывает, как культурная аномия может быть источником социальных изменений и проблем.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.