Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальная психология как наука

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленное фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

(определение в психологическом и кратком психологическим словарях, стр 7. Ануфриева. Соц пс, стр. 6 Руденский Соц пс)

В социальной психологии можно выделить следующие разделы:

1) Социальная психология личности.

Охватывает проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее включенностью в различные группы и общество в целом. Это, например, вопросы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения личности, влияния социальных норм на это поведения;

2) Социальная психология общения и межличностного взаимодействия.

Рассматривает различные виды и средства коммуникации между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей – от кооперации до конфликта. Тесно связаны с данной проблематикой и вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга;

3) Социальная психология групп.

Охватывает разнообразные групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

(стр. 10 Свенцицкий Соц. пс)

Социальная психология – это наука о психологических явлениях, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом. Изучаемые феномены относятся или к личности в ее взаимоотношениях с другими людьми, или к малым и большим группам людей.

Предмет социальной психологии:

4) Явления, характеризующие общение и взаимодействие людей.

Влияние, оказываемое людьми друг на друга; роли, которые они берут на себя; взаимная адаптация людей друг к другу; феномены общения и взаимодействия;

5) Феномены, относящиеся к малым социальным группам.

Строение (структура), разновидности, характерные для них деловые и личностные отношения; лидерство; композиция; распределение ролей; специальные групповые феномены, (сплоченность, совместимость, групповая поляризация, условия эффективности групповой деятельности);

6) Вопросы взаимодействия и взаимовлияния индивида и группы.

Лидерство, групповое давление и конформность, а также изменения в психологии и в поведении индивида, которые происходят под влиянием группы;

7) Массовидные явления психики (феномены, возникающие в больших социальных группах).

Массовое сознание , настроение, общественное мнение, слухи, мода, паника, религия, реклама и т.д. Влияние средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, телефон, Интернет и т.д.) на социальные установки людей;

8) Межличностные отношения.

Отношения между отдельными людьми и участниками различных социальных групп. Классификация человеческих отношений, их специфика, факторы, от которых они зависят;

9) Социальное поведение людей.

Социальное поведение и его мотивы – поведение, направленное на достижение успехов и избегание неудач; аффилиативное поведение ; оказание помощи людям и беспомощное поведение; стремление к власти и подчинение; агрессивность и т.д.;

10) Восприятие и понимание людьми друг друга.

Межличностное (интерперсональное) восприятие – процесс межличностного восприятия и его механизмы, условия правильного и ошибочного восприятия и оценивания людьми друг друга, индивидуальные, профессиональные, возрастные, гендерные и другие особенности восприятия и понимания людьми друг друга;

11) Социальные установки.

Социальные установки людей – устойчивые и изменчивые отношения людей к тому, что происходит с ними и вокруг них. Разновидности установок, структура, устойчивость, изменчивость, закономерности формирования и изменения под влиянием средств массовой информации, влияние этих установок на социальное поведение людей и др.;

12) Лидерство.

Определение лидеру и лидерству, отличие лидера от руководителя, а лидерство от руководства, стили лидерства, научное объяснение (теории) лидерства, эффективный стиль лидерства и ряд других научных и прикладных вопросов;

13) Межгрупповые взаимоотношения.

Межгрупповые взаимодействии и взаимоотношения – отношения, складывающиеся в обществе между большими и малыми социальными группами, включая экономические, политические и другие виды отношений.

 

Научные и прикладные задачи социальной психологии.

Под научными (теоретическими) задачами в социальной психологии понимают задачи, связанные прежде всего с разработкой и обоснованием теорий, объясняющих группы социально-психологических явлений, (перечисленных в предмете социальной психологии).

Научные задачи современной науки, в том числе социальной психологии:

1) Поиск и нахождение точных определений изучаемых явлений;

2) Классификация этих явлений с уточнением специфики тех из них, которые включаются в ту или иную классификационную группу;

3) Научное объяснение природы соответствующих явлений;

4) Изучение происхождения (генезиса) соответствующих явлений;

5) Исследование динамики этих явлений (их формирования и изменения в процессе развития);

6) Выяснения связей, соответствующих между различными социально-психологическими и не психологическими явлениями.

Прикладные (практические) задачи социальной психологии:

1) Выявление проблем социально-психологического характера, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни;

2) Разработка методов диагностики этих проблем;

3) Создание и апробация методов социально-психологического воздействия;

4) Поиск, обоснование и разработка способов практического решения соответствующих проблем;

5) Квалифицированная оценка успешности решения соответствующих проблем;

6) Подготовка практических социальных психологов (психологов, работающих в социальной сфере) в высших учебных заведениях;

7) Взаимодействие социальных психологов с другими специалистами в решении практических проблем.

(стр 31 Немов Соц пс)

 


 

Малая группа

Малая группа— такая группа, участники которой лично знают друг друга.

Все значимые в жизни человека группы — малые группы.

Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель.

Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека.

Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она относит себя, как с эталоном, определяющим нормы. Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентаций субъекта.

Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативнуюи сравнительную.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы).

В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов.

В диффузной группе отсутствуют и сплоченность, и организация, и совместная деятельность.

Важным показателем уровня развития группы выступает ценностно-ориентационное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценностям группы.

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного — просоциальные, негативного — асоциальные.

Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу.

Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией.

Корпорацияхарактеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным.

Проблема индивидуализма и коллективизма связана с проблемой личностной автономии человека в группе.

В процессе социализации и воспитания у субъекта развивается характерологическое качество конформности либо нонконформизма.

(стр. 69 Мельников Соц. пс)

Большая группа

Большие социальные группы— общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

Одна из классификаций людей в истории развития мировой цивилизации делит людей на расы.

По другой люди делятся по принадлежности к различным этносам.

Этнос— социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком.

В основе существования этносов — осознание ими своей целостности.

Две исторические формы этнической общности людей — племя и нация.

В основе племенного разобщения людей по территории расселения, культуре и языку лежат родовые отношения.

С переходом от первобытной формации к экономической, основанной на товарно-денежных отношениях, этнос в виде племени превращается в этнос в виде нации.

Отличие нации от племени: объединяет людей, характеризуется социальным неравенством; возникновением государства, четких границ расселения, наличием публичной власти и других атрибутов государства, распространением культуры, традиций и обычаев, внедрением государственного языка; формированием и развитием национальной гордости, проявлением национализма и шовинизма.

Нация— высший этап развития этнической общности, который соответствует определенной экономической формации.

Психология этнической общности (нации) — национальная психология — имеет свою материальную базу, носителей и отражает общее, что есть у представителей целой нации в мировосприятии, устойчивых формах подведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношениях к другим людям.

(стр. 115 Мельников Соц. пс)

Социализация

Социализация— процесс и результат социального развития человека.

Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г. М. Андреева).

Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму.

Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.

Целенаправленные, социально контролируемые процессы воздействия на личность реализуются прежде всего в воспитании и обучении.

Спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и др.

Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержания.

Внешний процесс— совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений.

Внутренний процесс— процесс формирования целостной личности.

Каждый исторический период определяет особенности социализациив зависимости от ее факторов на данном этапе реализации.

Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека.

К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность по сравнению с предшествующими периодами.

Детство как первичный период социализации по сравнению с предшествующими эпохами значительно увеличилось.

Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.

Для того, чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется все больше времени.

Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь.

Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии.

Образование является необходимым условием социализации почти во всех странах мира.

Успехи современного образования определяются не только тем, чему человек научился, но также и способностью добывать новые знания и использовать их в новых условиях.

Творчествотакже становится необходимым условием социализации человека.

Особенности современной социализации человека определяются и теми новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые должны быть сформированы для оптимального функционирования в качестве полноправного члена общества. Эти черты сами по себе не сильно отличаются от черт личности, необходимых ранее, однако их сочетание предполагает большую выраженность амбивалентности.

Амбивалентность — это такое сочетание разнонаправленных черт, которое обеспечивает взаимную компенсацию их социальных проявлений в поведении человека.

В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений.

А. В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализациюи интеграцию.

На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на который направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. Происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности.

Человек обучается быть личностью.

(стр. 32 Мельников Соц. пс)

Итак, социализация — процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом старшее поколение передает младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Социализация является "интерактивным" процессом, поскольку подразумевает прежде всего взаимодействие представителей старших и младших поколений — как непосредственное в виде контактов "лицом к лицу", так и опосредствованное массо-выми коммуникациями. Наряду с этим процесс социализации включает в себя и различные контакты индивида со сверстниками, своеобразные уроки которых также способствуют его вхождению в общество. Б.Г. Ананьев отмечал важную роль социальных связей личности с людьми своего класса, общественного слоя, профессии и т.д., с которыми данная личность вместе формировалась в одно и то же историческое время, была свидетелем и участником событий, о которых младшие будут знать лишь из преданий, литературы и т.д. Принадлежность к определенному поколению является существенной характеристикой конкретной личности (Ананьев, 1968).

Итак, именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки — все то, что создает уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

(стр 96 Свенцицкий Соц пс)


 

Общение

Общение— процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.

В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения).

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи.

Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение— это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.

Непосредственное общение может быть формальными межличностным.

Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе.

Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.

Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

Опосредованноеили косвенное общениепроисходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы.

Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует.

У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.

Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.

Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

Самый примитивный уровень общения — фатический(от лат. fatuus — «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания. Иногда это уровень обозначают как конвенциональный(конвенция — «соглашение»).

Следующий уровень общения — информационный. Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких"либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.

Личностныйуровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Функций общения определяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А. В. Мудрик); установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.

Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций.

1. Психологические функцииобусловливают развитие человека как индивида и личности.

В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности.

Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

2. Социальные функциидетерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы.

Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функцииопределяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами.

Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек — деятельность — общество.

(стр. 51 Мельников Соц пс)

Общение — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями.

Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение — сложный и весьма многогранный процесс. Б. Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

Определение Б. Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.

(стр. 39 Руденский Соц. пс)


 

6. Массовые явления

 

 


 

Конформизм

Конформность— это зависимость человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения. Такая зависимость имеет разные степени выраженности — от полного подчинения индивида группе до личностной автономии.

Конформизм может проявляться не только в рамках конкретной группы, но и в рамках общества, когда его давление достигает столь высокой степени, что люди боятся проявить свою индивидуальность и меняют свой образ мыслей в соответствии с общественными стандартами.

Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм.

Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом (конформизмом наоборот), поскольку негативизм проявляется в стремлении человека обязательно поступить вопреки правилам, и в этом смысле он зависит от групповых норм. Нонконформист имеет свой независимый взгляд на явления

окружающего мира и доверяет своему мнению. При этом он относится с уважением и к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности.

Сосуществование и взаимодействие независимых и свободных индивидов, нонконформистов, представляет собой сложное социальное явление, которое встречается не так уж редко, поскольку чем выше уровень культуры человека, тем в большей степени он способен быть нонконформистом.

Именно нонконформисты способны реализовать в своих социальных отношениях наиболее продуктивные стратегии взаимодействия — сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных стратегий приспособления и соперничества.

Относительно адекватное понимание явлений окружающего мира порождает правильные суждения и выводы, которые подтверждаются социальным опытом субъекта.

А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность и смелость, поскольку быть готовым к независимой от окружающих позиции — это весьма нелегкое поведение, требующее мужества.

Большинство людей в той или иной мере зависят от группового давления и влияния. Степень этой зависимости варьируется в разных ситуациях.

Можно выделить объективные факторы, определяющие уровень конформности человека в группе.

Во-первых, это характеристики самого индивида, который подвергается групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и т. д.

Во-вторых, это характеристики группы, которая является источником давления: величина группы, степень единодушия, наличие членов группы, которые отклоняются от общего мнения.

Третьим фактором, определяющим уровень конформности, выступают особенности взаимосвязи индивида и группы(статус, степень приверженности к группе, уровень ее референтности).

И, наконец, содержание задачи, стоящей перед индивидом и группой, не может не сказаться на уровне его конформности.

Чем больше человек заинтересован в выполнении общей задачи, тем в большей степени он будет подвержен групповому давлению.

(стр.70 Мельников Соц пс)





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.