Здавалка
Главная | Обратная связь

Четыре Типа Использования Шляп

Смена Ролей

Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их. Шляпы – это не способ классифицировать людей. Совершенно неправильно было бы сказать “Она мыслитель в зеленой шляпе” или “Он использует только красную шляпу”. Хотя такие оценки могут быть точными, если мы начнем использовать шляпы как категории, то люди захотят использовать только мышление, связанное с конкретной категорией: “Я мыслитель в черной шляпе”. Это прямо противоположно цели и ценности метода шести шляп, состоящего именно в попытке заставить людей использовать все шесть режимов мышления.

Отстранить Эго

Один из самых ограничивающих факторов мышления – это чрезмерное участие в нем наших эго. Наше эго прикипает к идее или аргументу. Мы не можем отступить в сторону, чтобы объективно взглянуть на ситуацию. Метод шести шляп как ролевая игра позволяет вам отстранить свое эго от мышления.

“Мое мышление в черной (желтой, зеленой и т.д.) шляпе говорит о том, что…”

Именно так метод шести шляп и удаляет эго из процесса мышления.

Не Только Спорить

Обычно, если мы считаем идею неподходящей, все время тратится нами на обоснование нашей позиции. С методом шести шляп мы можем научиться надевать желтую шляпу. Делая это, теперь мы показываем, что хотя идея и кажется бесполезной, в ней можно найти что-то хорошее.

Вместо того чтобы занимать позицию: “Вот мое мнение, и я знаю, что прав”, мы можем научиться использовать более широкий спектр мышления.

Поэтому у нас может возникнуть чувство гордости за наше умение справляться с различными ролями в мышлении. Это приведет к тому, что любой вопрос мы будем обдумывать более полно и объективно.

С методом шести шляп, если нам не нравится чье-то предложение, мы знаем, что всегда получим возможность дать этой идее критику под черной шляпой и выразить чувства под красной шляпой. Однако теперь вдобавок появляется возможность исследовать идею, используя белую, желтую и зеленую шляпы.

Четыре Типа Использования Шляп

1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут.

“Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?”

“Мы застряли. Почему бы нам не надеть зеленые шляпы и не поискать новые подходы к этой проблеме?”

“Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.

2. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.

“Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”.

“Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”.

“Вы нашли много новых идей и возможностей – теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.

3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

“Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”

“Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”.

“Это интересная идея. Теперь давайте снимем зеленую шляпу и наденем белую. Нам нужно изложить факты”.

4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее. Используйте шляпы сами – и указывайте на то, что их используйте, обучая шляпам других.

“Надевая свою черную шляпу, я считаю, что расписание изменить не получится, потому мы его уже разослали”.

“Надевая на секунду красную шляпу, я должен сказать, что мне эти новые книги по математике нравятся куда меньше, чем старые”.

“У меня возникла идея под зеленой шляпой – нужно подать заявку на грант. Скажите, что вы думаете об этом предложении?”

Просуммируем сказанное: мы можем попросить других надеть, снять, сменить или обозначить шляпы. Мы также можем надеть или снять шляпу сами. Формальность и “игровой” аспект метода – его наибольшие достоинства. Люди учатся играть по правилам.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.