Здавалка
Главная | Обратная связь

Научная картина мира и ее функции. Исторические формы научной картины мира

Принято считать, что научная картина мира является фундаментальным основанием науки. Научная картина мира — это широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, претендующая на то, чтобы быть ядром мировоззрения. Она включает систему научных обобщений, возвышающихся над конкретными проблемами отдельных дисциплин, и предстает как обобщающий этап интеграции научных достижений в единую, непротиворечивую систему. В целостной научной картине мира должны быть объединены данные наук о неживой природе, органическом мире, человеческом обществе и общественных отношениях. Базис научной картины мира составляют совокупность основополагающих принципов многих научных дисциплин. Она предстает как строгая система, обобщающая результаты различных ветвей научного познания, и только в этом значении имеет право на существование. Поэтому в научной картине мира равноправное место занимают достижения не только естественных и технических наук, но и социально-гуманитарных.

С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Структура научной картины мира предполагает 1) центральное теоретическое ядро, 2) фундаментальные допущения и 3) частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются.

1) Центральное теоретическое ядрообладает относительной устойчивостью и характеризуется достаточно длительным сроком существования. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле.

2) Фундаментальные допущения носят специфический характер и принимаются за условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям.

Научная картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласования и организации в новую целостность, т.е. в систему. С этим связана такая характеристика научной картины мира, как ее системность.

Научная картина мира выполняет следующие функции:

1) интегративную, обеспечивающую синтез базовых научных знаний. Наш современник физик А. Фридман был убежден, что как бы ничтожна ни была сумма людских знаний, всегда находились мудрецы, пытающиеся на основании ничтожных данных воссоздать картину мира. С этим связана системность научного мировоззрения. На протяжении истории философии формировалась идея развития и взаимосвязи природных процессов и общества. Гегель в философии природы подчеркивал диалектическую взаимосвязь и переход от механических явлений к химическим, далее к органической жизни и к практике. Его философия духа подразделялась на учение о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), объективном духе (социально-историческая жизнь человека), абсолютном духе (философия как наука наук). Родоначальник позитивизма Огюст Конт выделял два основных условия, необходимых при построении научной картины мира: (а) расположение наук, при котором каждая из них опирается на предыдущую и подготавливает последующую, (б) расположение наук сообразно ходу их действительного развития — от начальной (математико-астрономической) к конечной (биолого-социологической) через промежуточную (физико-химическую). Конечной целью всякой теоретической системы выступает человечество;

2) нормативную, которая состоит в том, что научная картина мира задает, опираясь на выработанные в недрах парадигмы стандарты и критерии, систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования, формирует свойственный данному периоду метаисторический словарь. Так как научная картина мира опирается на совокупный потенциал научных дисциплин той или иной эпохи, то важно иметь в виду историчность научной картины мира, подчеркивающую пределы тех знаний, которыми располагает человечество на данный период своего развития. Понятие «научная картина мира» является более строгим, чем понятия «образ мира» или «видение мира», так как в него входят знания, характеризующиеся достоверностью, обоснованностью, доказательностью. Важное требование объективности тесно связано с интерсубъективностью и общезначимостью. Интерсубъективностъ фиксирует общность между познающими субъектами, условие передачи знания, значимость опыта одного субъекта для другого. Общезначимость – это гносеологический идеал единодушного восприятия той или иной информации, претендующий на то, чтобы знания были приняты всеми мыслящими индивидами, всем обществом.

В рамках нормативной функции научная картина мира обеспечивает формирование целостного научного мировоззрения. Научное мировоззрение это стройная, научно обоснованная совокупность воззрений, дающая представление о закономерностях развивающегося универсума и определяющая жизненные позиции, программы поведения людей. От религиозного научное мировоззрение отличается тем, что строит общую картину мира посредством понятий, теорий, логических аргументов и доказательств, в то время как для религии характерны вера в сверхъестественное, упование на откровение и логическая недоказуемость «догматов».

В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных гипотез, которые видоизменяются с учетом появившихся контрпримеров. Таким образом, научная картина мира обладает определенным иммунитетом, направленным на сохранение имеющегося концептуального основания. В ее рамках происходит кумулятивное (собирательное) накопление знания;

3) парадигмалъную, которая (а) указывает на идентичность убеждений, ценностей и технических средств, этических правил и норм, принятых научным сообществом; (б) обеспечивает существование научной традициц; (в) обусловливает постановку и решение исследовательских задач, поведение ученых; (г) накладывает определенные «разумные» ограничения на характер допущений и гипотез и влияет на формирование норм научного исследования. Трудно представить ситуацию, чтобы античный ученый или ученый классической эпохи придерживались бы идей квантово-механического описания объекта и делали бы поправки на процедуры, средства наблюдения и самого наблюдателя, что впоследствии стало требованием создателей квантовой механики Бора, Гейзенберга, Шредингера. Парадигмальная функция научной картины мира способствует установлению на достаточно долгий срок стойкой непротиворечивой системы научных идей и знаний, теоретических постулатов, стандартов научной практики. Эта система транслируется посредством механизмов обучения, образования, воспитания, популяризации и охватывает менталитет современников. Смена научной парадигмы, переход в фазу «революционного разлома» сопровождается полным или частичным замещением элементов научной картины мира.

 

Социальные функции науки;

1. Познавательная и мировоззренческая функции науки;

2. Функция науки как непосредственной производительной силы;

3. Функция науки в качестве социальной силы;

4. Культурная функция науки;

5. Другие социальные функции науки;

Социальные функции науки. Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимаетсявнешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. Вфункциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать врешении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании болееблагоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры. Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное.Напротив, они исторически изменяются и развиваются, как и сама наука; болеетого, развитие социальных функций представляет собой важную сторонуразвития самой науки. Современная наука во многих отношениях существенно, кардинальноотличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетияназад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом. Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферамижизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых еюсоциальных функций. Это, во-первых, функции познавательная имировоззренческае, во-вторых, функции науки как непосредственнойпроизводительной силы, в-третьих, ее функции как социальной силы, вчетвертых, культурная функция и другие функции, связанные с тем, чтонаучные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разныхпроблем, возникающих в ходе общественного развития.Познавательная и мировоззренческая функции науки. Наука вырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупностьзнаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляетсяпознавательная (гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая,поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом виде всознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим,религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается. Познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально- теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания; Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с познавательной функцией, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия; Наука вырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупностьзнаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляетсяпознавательная (гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая,поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом виде всознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим,религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается. Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущности, отражаетисторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, тоесть возникновения и упрочения все новых каналов ее взаимодействия собществом. Так, в период становления науки как особого социальногоинститута (а это период кризиса феодализма, зарождения буржуазныхобщественных отношений и формирования капитализма, то есть эпохаВозрождения и Новое время) ее влияние обнаруживалось, прежде всего, всфере мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорнаяборьба между теологией и наукой. В эпоху средневековья теология постепенно завоевала положение верховнойинстанции, призванной обсуждать и решать коренные мировоззренческиепроблемы, такие, как вопрос о строении мироздания и месте человека в нем, осмысле и высших ценностях жизни и т.п. В сфере же зарождавшейся наукиоставались проблемы более частного и «земного» порядка. Коперниковским переворотом, случившимся четыре с половиной столетияназад, наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определятьформирование мировоззрения. Именно это стало первым актом в процессепроникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельностичеловека и общества; именно здесь обнаружились первые реальные признакивыхода науки в мировоззренческую проблематику, в мир размышлений иустремлений человека. Ведь для того чтобы принять гелиоцентрическую системуКоперника, необходимо было не только отказаться от некоторых догматов,утверждавшихся теологией, но и согласиться/с представлениями, которые резкопротиворечили обыденному мировосприятию. Должно было пройти немало времени, вобравшего в себя такиедраматические эпизоды, как сожжение Дж.Бруно, отречение Г.Галилея, идейныеконфликты в связи с учением Ч.Дарвина о происхождении видов, прежде чемнаука смогла стать решающей инстанцией в вопросах первостепенноймировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строенияВселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т.д.Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответына эти и другие вопросы стали элементами общего образования. Без этогонаучные представления не могли превратиться в составную часть культурыобщества. Итак, мировоззренческая функция науки помогает человеку не толькообъяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостнуюсистему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии,выработать свое мировоззрение. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления познавательно- мировоззренческих функций науки занятия наукой постепенно становились вглазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферойчеловеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки каксоциального института в структуре общества. 2.2 Функция науки как непосредственной производительной силы. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя вфункции непосредственной производительной силы, выступая в качествеважнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Именно крупноемашинное производство, которое возникло в результате индустриальногопереворота XVIII—XIX вв., составило материальную базу для превращения наукив непосредственную производительную силу. Производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки. Обсуждая о функциях науки как непосредственной производительной силы,то нам сегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболееочевидными, но и первейшими, изначальными. И это понятно, если учитыватьбеспрецедентные масштабы и темпы современного научно-техническогопрогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни иво всех сферах деятельности человека. Однако при историческом рассмотрениикартина предстает в ином свете. Процесс превращения науки внепосредственную производительную силу впервые был зафиксирован ипроанализирован К.Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки,техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой. В период становления науки как социального института вызревалиматериальные предпосылки для осуществления такого синтеза, создавалсянеобходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывалсясоответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не былоизолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носилаодносторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развитиятехники, становились предметом научного исследования и даже давали началоновым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой, с термодинамикой. Сама же наука малочто давала практической деятельности — промышленности, сельскому хозяйству,медицине. И дело было не только в недостаточном уровне развития науки, нопрежде всего в том, что сама практика, как правило, не умела, да и неиспытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы простосистематически учитывать их. Вплоть до середины XIX века случаи, когдарезультаты науки находили практическое применение, были эпизодическими и невели ко всеобщему осознанию и рациональному использованию тех богатейшихвозможностей, которые сулило практическое использование результатов научныхисследований. Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубо эмпирическаяоснова слишком узка и ограниченна для того, чтобы обеспечить непрерывноеразвитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученыеначинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывногосовершенствования средств производственной деятельности. Осознание этогорезко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для еерешающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь,как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничиваласьподчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциалреволюционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства. Важной стороной превращения науки в непосредственную производительнуюсилу является создание и упрочение постоянных каналов для практическогоиспользования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, какприкладные исследования и разработки, создание сетей научно-техническойинформации и др. Причем, вслед за промышленностью такие каналы возникают ив других отраслях материального производства и даже за его пределами. Всеэто влечет за собой значительные последствия и для науки, и для практики. Если говорить о науке, то она прежде всего получает новый мощныйимпульс для своего развития, поскольку «применение науки кнепосредственному производству само становится для нее одним изопределяющих и побуждающих моментов». Со своей стороны, практика все болееявно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющуюся связь с наукой.Для современного производства, да и не только для него, все более широкоеприменение научного знания выступает как обязательное условие самогосуществования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в своевремя вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены. 2.3 Функция науки в качестве социальной силы Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все болееотчетливо обнаруживается еще одна группа функций — она начинает выступать ив качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессысоциального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольномногочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы наукииспользуются для разработки масштабных планов и программ социального иэкономического развития. При составлении каждой такой программы,определяющей, как • правило, цели деятельности многих предприятий,учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участиеученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей.Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов ипрограмм их разработка и осуществление предполагают взаимодействиеобщественных, естественных и технических наук. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальныхпроблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическуюпроблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляетодну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, какистощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды,почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко небезобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека.Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, ктостал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомынадвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности,политических и государственных деятелей, хозяйственных руководителей.Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов ипараметров экологических опасностей. В этой своей функции наука затрагиваетсоциальное управление. Любопытный пример, подтверждающий, что наука всегдапыталась преподать себя как дополнительная социальная сила, связан с первойдемонстрацией такого чисто «созерцательного» инструмента, как телескоп,который Галилей, представляя сенаторам Венецианской республики,пропагандировал как средство, позволяющее различать вражеские корабли«двумя или более часами» раньше. Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средств длярешения поставленных перед ней извне целей. И объяснение причинвозникновения экологической опасности, и поиск путей ее предотвращения,первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения,выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения — всеэто в данном случае тесно связано с наукой, выступающей в функциисоциальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие наобщественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическоеразвитие, социальное управление и те социальные институты, которыеучаствуют в формировании мировоззрения. 2.4 Культурная функция науки. Культурная, образовательная функция заключается главным образом в том,что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурногоразвития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметновоздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержаниепрограмм планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения.Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Даннаяфункция науки осуществляется через культурную деятельность и политику,систему образования и средств массовой информации, просветительскуюдеятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурнымфеноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимаетисключительно важное место в сфере духовного производства. Культурная функция науки не сводима только к результативному исходу, т.е.к тому, что результаты научной деятельности составляют также и совокупныйпотенциал культуры как таковой. Культурная функция науки сильна своейпроцессуальностью. Она предполагает прежде всего формирование человека вкачестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познаниесовершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых исуществующих в культуре. Индивид застает уже готовыми («априори» втерминологии И. Канта) средства и способы познания, приобщаясь к ним впроцессе социализации. Исторически человеческое сообщество той или инойэпохи всегда располагало и общими языковыми средствами, и общиминструментарием, и специальными понятиями и процедурами — своеобразными«очками», при помощи которых прочитывалась действительность, «призмой»,сквозь которую она разглядывалась. Научное знание, глубоко проникая в быт,составляя существенную основу формирования сознания и мировоззрения людей,превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которойпроисходит становление и формирование личности. Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться внеосвоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальнойпамяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностнуюнаполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблемаинтеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственноговыбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климатав научном сообществе и коллективе

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.