Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания для самостоятельной работы студентов 32 группы (05.12.2011)

 

Тема: Экскурсии и наблюдения в детском саду

План

1. Понятия «наблюдения» и «экскурсии», их характеристика.

2. Значение наблюдений и экскурсий для формирования словаря детей.

3. Тематика наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах.

4. Требования к организации наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах.

5. Методика организации и проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах.

1. Наблюдения и экскурсии, их характеристика.

Итак, сегодня мы переходим к изучению новой темы: «Развитие словаря в процессе ознакомления с явлениями окружающей жизни».

С первых дней жизни ребёнок тянется ко всему самому красивому, яркому, большому и интересному. Слово «красивый» рано входит в активный словарь ребёнка. Методика развития речи большое значение отводит занятиям по проведению наблюдений и экскурсий. Ребёнок воспринимает мир сенсорно, чувственно (как вы это понимаете?) Важно помочь ему разобраться в окружающих его явлениях, предметах, дать им названия. Воспринимаемое и усваемое представление должно прочно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим словарный запас ребёнка. Необходимо помочь интенсивному развитию детской наблюдательности и любознательности. В этом помогут наблюдения и экскурсии. Давайте запишем определения этих методов.

Наблюдение-это целенаправленное или спонтанное восприятие натурального, живого объекта, или явления окружающего мира (объясните, как наблюдение может быть спонтанным? Приведите примеры наблюдений).

Экскурсия-это целенаправленное, заранее продуманное восприятие окружающей и конкретной действительности. (Приведите примеры экскурсий)

Вывод: В дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире, о деятельности людей, о предметах и явлениях. Всё это отражается в содержании словаря дошкольника.

2.Значение наблюдений и экскурсий для формирования словаря дошкольников и их всестороннего развития.

Е.И. Тихеева говорила о том, что наблюдения и экскурсии должны вестись так, чтобы слово сопровождало и закрепляло наблюдаемое. Представление, не воплотившееся в ясное, толковое слово, теряет значительную часть своей ценности. Наблюдения и экскурсии развивают любознательность детей, чувство прекрасного, любовь к природе, животным, формируют эстетический вкус. Несут в себе огромное информационное значение, формируют определённое отношение к человеку, труду взрослых, формируют правила поведения.

На этих занятиях дети получают новое представление (знание), понятие об окружающем мире, узнают новые слова, которые, обозначают названия предметов, их качества, названия действий.

 

З.Тематика наблюдений, экскурсий, задачи, содержание в действующей программе в разных возрастных группах.

 

Сначала поговорим об экскурсии - это более сложный организационный вид деятельности.

Экскурсии-осмотры или мини-экскурсии проводятся, начиная с младшей группы. Делятся на две группы:

1. В пределах детского сада (мини-экскурсии), начиная с младшей группы.

2. За пределами детского сада, начиная со средней группы.

Тематика мини-экскурсий:

Рассматривание умывальной комнаты, спальни, игровой зоны (какие объекты для наблюдения можете предложить вы?) Начиная со средней группы экскурсии на кухню детского сада, в прачечную, в помещение старшей группы, в медицинский кабинет (ещё варианты?) Тематика экскурсий за пределами детского сада: Экскурсии на почту, в библиотеку, к клумбе, к школе, в школу (обязательное сотрудничество родителей) Вопрос: «Подумайте, как обезопасить экскурсии за пределами детского сада?»

Далее давайте рассмотрим задачи из «Программы воспитания и обучения в детском саду», которые совпадают с нашей темой:

Вторая младшая группа: воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды. Учить простейшим обобщениям, обогащать словарь детей, формировать умение строить предложение, добиваться правильного и четкого произнесения слов.

Средняя группа: Развивать наблюдательность, любознательность детей, продолжая знакомить их с явлениями и предметами общественной жизни и природы. Удовлетворять потребность детей в обсуждении с педагогами информации. Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, помогать детям активно участвовать в беседе на заданную тему, знакомить с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда.

Старшая п подготовительная группа: Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, употреблять синонимы, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, совершенствовать нес стороны речи.

 

4.Требовании к организации наблюдении и жскурсий в методике К.И.Тпхсевой.

1. Осмотры должны быть интересны детям. Заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.

2. Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями это отвлекает ребёнка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдений детей разного возраста, но методы работы должны быть различны.

3. Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть е пей.

4. «В интересах максимального использования экскурсии в целях развития речи детей необходимо заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые».

5. Количество наблюдений и экскурсий должно быть педагогически обосновано и находиться в соответствии с числом других занятий.

От себя еще раз заострим внимание, что экскурсии должны быть тщательно продуманы с точки зрения безопасности.

 

5.Методика обогащения словари в процессе наблюдении и экскурсий в разных возрастных группах.

 

Экскурсии и наблюдения проводятся с младшей группы, в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

 

В младшей группе занятия проводятся 10-15 минут, используется сюрпризный момент, игровая форма, малые фольклорные жанры, загадки.

1. Введение: сюрпризный момент: пример (ребята,

сегодня в детский сад пришел ёжик, он ничего тут не

знает)

2. Основная часть: ("наблюдение). Важно правильно расставить детей, чтобы было всё видно и безопасно. Рассказ о предметах с показом предметов. Наблюдаемое обязательно должно получить своё название, необходимо так же сопровождать действие словесно (няня мост посуду). Пели это безопасно, то желательно обследование предметов в ходе

наблюдения. Гак же немаловажно подготовить участников экскурсии. При ознакомлении с чем-либо важно не дать ложных знаний, так же огромное значение играет речь воспитателя, она должна быть чёткой и правильной. Использование констатирующих вопросов (что? где?). Словарная работа(повторение слова, называние слова хором и индивидуально).

3. Заключительная часть: обобщение и закрепление материала (всё в игровой форме). Игровые приемы словесные и наглядные, возбуждают интерес, обогащают мотивы, задают положительный эмоциональный фон, повышают речевую активность.

 

Средняя группа 20 минут

Вступление: обращение к личному опыту (на кухне: вспомним, как мама дома готовит). Включаем предварительную беседу. Проговариваем правила поведения, путь следования. Сразу можно задать вопросы (куда мы пришли?).

Рассматривание объекта, действия с ним: рассказ воспитателя о предмете или объекте, его назначении, можно задать наводящие вопросы. Сравнить предметы: дома кастрюлька маленькая, а тут большая, почему? Выделить свойства и качества предметов.

Приёмы словарной работы: как в младшей группе «плюс» объяснение слова. Самостоятельное называние слова. Сенсорные приёмы: потрогать, пощупать, выполнение действий.

Заключительная часть: закрепление и обобщение материала. Можно завершить игрой. Вопрос: «Как ещё можно завершить?» (Загадки).

 

Старшая п подготовительная группа — 30 минут Преобладают словесные методы. Загадывается загадка.

Основная часть: рассказ воспитателя о предмете или объекте, обследование предмета или объекта детьми, сравнение предметов при рассматривании, обращение к личному опыту.

 

Построепие словарной работы.

Самостоятельное называние, объяснение слова, в ходе наблюдения повторение хором и индивидуально, включение слова в предложение. Перепое слова в активный словарь, уточнения и исправления.

 

Виды вопросов: Основные (констатирующие - что?, где?, какой?; поисковые -почему?, зачем?, чем похож?) Вспомогательные (наводящие, подсказывающие, уточняющие).

Дошкольник стремительно развивается умственно, благодаря своей любознательности, что выражается в многочисленных вопросах к взрослым.

Не следует потакать детским вопросам, а стоит побуждал» ребенка думать, анализировать, необходимо помочь ему самому отыскать ответ.

 

1. Изучение нового материала:

- Внимательно прочитайте теорию. Ответьте на вопросы:

1. Чем понятие «экскурсия» отличается от понятия «наблюдение»?

2. Какое наблюдение можно назвать спонтанным? Приведите примеры.

3. Что является отличительной особенностью экскурсии?

- Каково значение экскурсий и наблюдений для развития словаря? Дополните имеющийся текст, приведите примеры.

2. Практические задания:

- Соотнесите предложенную тематику с содержанием работы по ознакомлению с окружающим (по «Программе…»). Сделайте вывод, насколько одно соответствует другому.

- Составьте план-конспект экскурсии для любой группы (по выбору)

План-конспект включает в себя:

1. Программное содержание, в котором отражены образовательные, воспитательные и развивающие задачи, а также словарная работа (2-4 трудных слова, которые дети должны усвоить в ходе экскурсии).

2. Предварительная работа.

3. Литературно-художественный материал, который будет использован в ходе экскурсии (загадки, пословицы, стихотворения и т.д.)

4. Ход занятия в соответствии со структурой (каждая часть расписывается достаточно подробно).





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.