Здавалка
Главная | Обратная связь

Франц Боас – становление Американской антропологической традиции.



Историография.

 

Эволюционизм – особый тип научной деятельности. Идея эволюции на первый взгляд доминирует, но она не такую уж большую роль играла и выражалась в идее «дикость-варварство, цивилизация».

Эволюционизм – под этим названием надо понимать не только идею эволюции, но и особый стиль исследовательской работы. Он пришел к кризису на рубеже 19-20 вв. Он выражался в идеях отказа от понятий эволюции. Появлялось много других идей на развалах идей эволюции. Критиковали и за дело, и зря.

Критиковался за однолинейность: что все культуры идут по одному пути, просто находятся на разных частях этого пути (от дикости к цивилизации). Появившиеся новые полевые данные входили в противоречия с основами этого направления.

 

Немецкая этнология:

Адольф Бастиан (отец-основатель немецкой этнологии, создал общество Антропологии Этнологии и до истории (?) и журнал этнологический). Труды его заложили немецкую традицию в эволюционистском ключе – «Человек в истории» (1860), «Как основание психологического мировоззрения» (дух народа). Вообще он сторонник моногенеза – по биологическим и психофизиологическим основаниям.

Теодор Вайц (профессор философии Майнбургского университета) – «Антропология естественных народов» (естественные народы – понятие Руссо) – 6 томов.

На рубеже 19-20х вв. отношение к понятию эволюции стало меняться.

Фридрих Нацель – «Антропогеография» (1882-1891 гг.) это особая трактовка отношений географической среды и культуры. Это предтеча диффузионизма.

Определение сходств и различий.

Короче тема: все думают одинаково, у всех одинаковый разум, одинаковые психофизиологические начала, единство рода человеческого. И явления разные, которые встречаются у разных народов – это проявление диффузии. Или влияние проникновения в дну группу другой группы-носителя этой диффузии.

АААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА. ПОЧЕМУ ОНО ПРОТИВОПЛОЖНО ТОМУ ЧТО Я СЛЫШАЛА ЧАС НАЗАД?!

 

Великобритания – этнологи очень быстро попали в университеты и т.д. – там колониальность и лала. А в Германии не было колоний-то, так что там музеи.

 

Лео Фрабениус – 12 экспедиций в Африку, в музее работал. Труд – «происхождение африканских культур». Автор теории культурных кругов. Анализировал предметы материальной культуры, картографировал и выделял круги. Африка: западноафриканский культурный круг, индийский, семитический, негритский и т.д.

Он трактовал культуру как реальность особого рода, типа она сама по себе, а люди – всего лишь носители ее. Культуры: телогрические (эфиопско-патриархальные) и хтонические (матриархальные) – от хтонус – почва, масса. Телогрифеский – поверхность земли. Культура имеет свою душу.

Гребнер Фриц – своя теория культурных кругов

Вильгельм Шмидт – представитель венской культурно-исторической школы. Исследователь культурный кругов и пигмейская проблема (ЩИТО это?! и всякое такое) и прамонотеизм (искал следы древнего монотеизма, отталкиваясь от идей Эндрю Лэнга).

Гипер-диффусионизм (гелиолетическая школа) – «Дети солнца» Смита: все сколько-лиюо заметные и развитые культуры на всем земном шаре произошли из Древнего Египта. При этом использовали труды эволюционистов для этой теории.

 

 

26.11.12

 

Франц Боас – становление Американской антропологической традиции.

к. 19 – первая треть 20 в.

К времени Боаса традиция американская была представлена Морганом. Его ученики: Пауэл и Мейсон (малоизвестны в истории науки, писали мало, были апологетами Моргана и были музейщиками).

Пауэл и Мейсон - видные музейщики и задавали тон вообще в Америке (Музей американской истории). Там было много музеев, и в них большая часть коллекций – об индейцах.

Моргановская теория эволюции – по эволюционным рядам строил экспозиции в музеях и т.д.

 

А Франц Боас был по образованию физик, был сам из Германии, учился много где и защитил диссертацию «О Цвете воды» (он был метеоролог). Он была приглашен в экспедицию в Гренландию, после чего написал книгу «Центральные эскимосы». Решил заниматься этнографией (в Германии были традиции, созданные Бастианом) – сал сотрудником этнологического музея в Берлине.

В то время, когда выставки устраивали того или другого народа, привозили несколько представителей этого народа (для наглядности), привезли ему индейцев. оставили следить за ними – он ими заинтересовался (Британская Колумбия). И потом ездил в Колумбию.

Переехал в Америку в конце 80х годов (США).

У него была теория тогда: изучая дикарей, изучая их, располагать данные по шкале «дикость», «варварство», «цивилизация». Но он пришел к выводу, что Тэйлоровский подход (Моргановский) был очень ограничен. Прочитал лекцию «Задачи этнологии» - там он типичный этнолог эволюционист своего времени. Но попозже – 1896 г. – написал статью «Об ограниченности сравнительного метода» – совершенно новый подход в этнологии (это была переписка Боаса с теоретиками ведущими того времени, Пауэрс, Мейсон – Боас говорил, что не надо использовать метод расположения в музее экспозиций так, как делали, надо по народам/регионам и блабла, чтобы полностью представлять регионы и т.д., но они не хотели его слушать). Он говорил там, что законы эволюции ни в коей степени не будет найдены/разработаны, если использовать заранее придуманную схему, которую все использовали, ученый сначала ищет эту схему, определяет ее, а не подстраивает все под свои теории. Что их теории – это мировоззренческие суждения, не более. Типа культура исчезает, надо ее срочно фиксировать, пока она есть, а потом уже постараемся построить теорию на основе материала.

Заметен тут крайний эмпиризм, антитеоретизме (не надо теоретизировать, надо наблюдать народ/культуру и записывать). Он разработал приемы картографирования культур определенных, изучал духовную культуру, фиксировал обряды, изучал мифы. Изучал языки индейские, многие благодаря ему, и многие из них уже исчезли.

Стратегия его – «все об этом объекте». Он даже занимался раскопками.

 

Основоположник американской культурной антропологии, так как привлекал к своему делу молодежь. Он занимал малую должность профессорскую, привлекал выпускников, студентов и т.д., благодаря этому его интересы получили распространение. Первый ученик – Альфред Крёбер, выходец из Германии (родился в США, но жил в Германском обществе США и т.д.), первым защитил диссертацию.

 

Кларк Уислер – еще ученик. Александр Гольденвайзер – еще один ученик, 1880г. рождения. Роберт Лоуи – тоже, Пол Радин. Франц Боас собрал кружок интересующихся этнологией студентов. Боас выделял территорию, населенную индейцами (почтив се американские антропологи изучали индейцев до 2й мировой) каждому.

Уислер – энциклопедия «Американский Индеец».

Крёбер – лингвист по образованию. Изучал индейцев Калифорнии «Handbook of the indias of California». «Anthropology. Race. Culture. четотам». Эволюционировал в научном плане: стал крупнейшим теоретиком направления «Сравнительное изучение цивилизаций». Он воспринял установку к языкам Боаса и положил основание социолингвистики и является органической частью всех департаментов этнологии в США. Также у него была квалификация в области психоанализа (по жизни случилось).

 

В США модель образование боасовская – физическая атропология (фиксация и блаблабла всего, культуры там и т.д., биология и тд.), лингвистика, социолингвистика, психология (Боас не согласен с тем, что культура – это отдельное явление, что люди ее всего лишь выражают, он верил, что культура – результат психической деятельности человека), археология.

 

Гольденвайзер, Лоуи и Радин – именуют их чемпионами научного пораженчества: занялись стали анализировать все известные теоретические конструкции (Морган, Фрезер и т.д.) – всех разгромили.

Лоуи – родственные отношения, система родства, свойства, брака у индейцев. «Primitive society» - разнес Моргана и его теорию Рода. «первобытная религия» - разнес теории Фрезера, Тайлора (анимизм Тайлора, тотемизм Фрезера) и т.д.

Радин – критиковал и Боаса, особенно ранние работы (Боас был не против). Биографический метод – изучать культуру, отталкиваясь от людей, то есть человек в фокусе, его жизнь, его судьба, ибо именно в его биографии отображается вся культура в ее нюансах и т.д. Собрал множество биографий знаменитых индейских вождей. «Метод и теория этнологии. Критический опыт». Опять всех критиковал, но есть и предложения того, как изучать этнологию.

Вообще со временем слово этнология перестало использоваться, они занимались «культурной антропологией». Сначала все называли себя этнологами, но потом Боас хотел создать ассоциацию ученых, занимающихся этнологией, все стали спорить по методам и т.д., подходам, а камнем преткновения стала этическая проблема. Дело в том, что этнология в США использовалась официальными структурами – разведывательные акции для индейских войн под видом экспедиций этнологических, а Боас заявил, что этнолог может только изучать народ для этого народа, так что идите в зад! А этнологи такие: а мы патриоты, мы для нашего правительства, блаблабла – таким образом расплевались Вашингтонцы (патриоты) с Нью-Йоркцами (боас и друганы) – разделились на две группы, первые – этнологи, до сих пор есть, выглядит странно, типа этноботаника, этноастрология и блабла, а Боас – культурные антропологи, они интересуются культурой и человеком, они AAA – American Anthropology Association.

Мендлер Х… как там его. Еще направления, связанное с Боасом – культурный релятивизм: разрабатывал мысль Боаса, что нет культур более совершенных и менее совершенных, что культуры – относительны, так что сравнительный анализ не мыслим, не нужен и необоснован.

Психологическое направление: Боас говорил, о психологии в том примитивном и раннем понимании этого слова как на рубеже 19-20 в., когда речь шла о душе, психе. Изучение культуры и личности – психоанализ и блабла, но сам Боас не считал, что Фред и антропология совместимы, что психоанализ нельзя причленять к культуре и т.д., но направление было.

 

Американская традиция после 2й мировой стала доминировать в мире.

 

9.11.12







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.