Здавалка
Главная | Обратная связь

Французская традиция.



 

У французской традиции есть особенность – особая чувствительность к духовным обычаям и явлениям народов экзотических. Кистен Виребрил? писал про обычаи и т.д. дикарей, никогда их не видел. Марсель Мос, не выезжал в поле, но в кабинете формулировать идеи, воздействующие на научный процесс везде в мире, даже в Англии.

 

Появилась в 19 веке.

 

Эмиль Гюльгейм – большой вклад в мировую традицию. Умер в 1917 году, развивал социологические идеи, связанные с Огюстом Конте, позиционировал себя его последователем и социологом – он позитивист. «О разделении общественного труда». И даже «Самоубийство» (первый использовал статистику в этом вопросе, таким образом узнал, что фундаментальная причина этого социального факта – болезнь общества). А в 1912 г. «Элементарные формы религиозной жизни».

Концепция его – социологизм. Это учение о социальном факте, что является не эмпирическим фактом, который можно пощупать или услышать, это явление в социальном процессе, которое обладает некоторой императивностью. В культуре существуют некоторые установки, которые без всякого обоснования действуют с некоторой неумолимостью. Что-то вроде аксиомы, я думаю. Типа того, что нужно поздороваться. Реальность суи-генерис, особенного рода, реальность – это не сумма индивидов в обществе, это нечто большее, чем сумма индивидов. Пример из биологии – корова гуляет по лугу: она сумма органов/клеток. Она может быть сведена к этой сумме? Нет! Она большее! Общество обладает какой-то интеграцией, есть организм солидарность, без нее общество бы рассыпалось. Эмиль думает, что религия играет эту склеивающую роль, что религия – моральная сила общество, именно общество соединенное религиозными ценностями хорошо интегрировано и обладает этой солидарность, потому что общий культ порождает то, что мы можем называть интеграцией или солидарностью. А он сам вообще-то был атеистом и социалистом. Так что он полагал, что не обязательно религия, может быть и любая другая идеология. Общественный культ может быть и не религиозным, в любой религии и литургической практике есть набор символов, но нудные символы не обязательно должны иметь религиозную основу: флаг гос-ва, гимн гос-ва, блаблабла. Эмиль считает такие вещи – квазирелизиозными символами.

Человек что-то вроде робота, закодированного в общество, что немного странно, он все-таки творческое существо. Просто большее внимание уделял он социальным функциям, а не индивидуальным отклонениям, к которым испытывал некоторое пренебрежение.

Анимизм: сон/смерть – из тела выходит какая-то субстанция, она вне тела получает свой опыт, а потом возвращается в тело – тогда человек узнает с удивлением, что он был где-то еще и делал что-то другое.

Индивидуализм – сведение всего социального к выдумкам мозга. Так что появилась модель социологизма. Фундаментальное явление. Люди могут, в недостатке знаний, что-то выдумать, придумать, присочинить. Это объясняет ненаучность такого взгляда на анимизм.

Оказал влияние на английскую традицию, немецкую в какой-то степени и однозначно на русскую.

Социология и социализм – не просто слова одного корня, это признак одной тенденции названия.

Задача социологии –отмечать патологические тенденции в обществе, делать возможным их изучение и ликвидацию.

 

Марсель Мос – продолжил многие идеи Гюльгейма, кто был его дядей. Умер в 1950 г. Изначально он был востоковед и индолог.

1925 году с другими этнологами создал Институт Этнологии при Парижском университете (что-то типа кафедры в университете). Он не написал ни одну монографию и не защищал ни одного диплома. «Опыт о природе и функциях жертвоприношениях» - это его несостоявшаяся диссертация. «Очерк общей теории магии» 1904 г. «Очерк о некоторых примитивных формах классификации» - в соавторстве с Гюльгеймом, это начало когнитивной антропологии, как считают исследователи. Что это? Например, труды Мэри Дуглас (суть выявлять социальные основания познавательной деятельности. Мос думает, что нельзя это свести к серому веществу, что тут играют роль социальные категории, в каждом обществе они свои, и они влияют на процесс познания). «Опыт сезонных вариаций эскимосских обществ» - суть в том, что эскимосское общество имеет социальную структуру сезонной вариативности: зимой это одно общество: а летом – другое, у них даже мыслительный процесс разный (летом – небольшие коллективы и охотятся на оленей, а зимой – на побережьях на тюленей). Это подтверждается сейчас. Эта статья – образец этноэкологии (enviromental studies).

Во время оплакивания плакать и горевать нельзя – то индивидуально – надо говорить определенные слова, действовать определенно. Это что-то типа, считает Мос, защитного механизма: не надо убиваться.

«Техники тела» 1935 г. – телесность в разных культурах тоже определяется некоторыми общественными императивами. В Новой Зеландии туалеты были всегда самыми красивыми и защищенными местами – потому что все выделения тела могут быть использованы врагами и использованы в темных делах. И даже сексуальность – все это социально детерминировано: где, как, когда, в какой позе.

«Опыт о даре…» - 1925 г. – первый опус экономической антропологии. Трактовались различные наблюдения: и Малиновского, и индейцев Колумбии – сформулировал закон о системе обмена и дара. Дать, давать и возвращать. Дарить – это не альтруизм и не прагматика, это социальный институт, который работает на интеграцию.

 

Марсель Гриоль. Организовал экспедицию в Африку (через Америку до Африканского Рога). Много информации о разных артефактах.

Организовал еще одну экспедицию уже после ВМВ, уже скромную, пытался вживаться, правда хреново получилось. Написал серию работ о своих разговорах со жрецом Оготемель дагонов (совершил он над Марселем обряд посвещения). Аказывается, догоны знали об астрологии больше, чем европейские астрологи. Ученые не поверили, а вот околонаучное общество поверило.

Зато он был против колониализма и блаблабла.

 

Мишель Лериз – был архивариусом в первой экспедиции с Гриолем. Он написал книжку после «Таинственная Африка» - о том, что европеец, описывая Африку, может впасть в мистицизм и блабла. Он писал о проблеме контакта европейца с экзотической культурой.

 

 

Клод Левистросс.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.