Здавалка
Главная | Обратная связь

Об архимандрите Дионисии (Каламбокасе)



Три беседы на притчи Господни

Православие.Ru, 29 сентября 2009 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41574.htm Архимандрит Дионисий (Каламбокас)
 

Об архимандрите Дионисии (Каламбокасе)

В духовной жизни крайне важно иметь опытного наставника, который сам прошел по пути Христа и может вести за собой других. Встретить такого наставника – редкий дар Божий, и ради этой встречи Господь может отправить боголюбца даже на другой край земли. Так было в древности, поэтому отправлялись на гору Афон наши преподобные Антоний Киево-Печерский и Арсений Коневский. Так происходит и сейчас.

Подтверждение этому мы находим в монашеских общинах, собравшихся в самом центре Греции под руководством архимандрита Дионисия. Это один из ярких современных подвижников Элладской Православной Церкви, о котором было бы полезно узнать русским читателям.

Архимандрит Дионисий (Каламбокас) является настоятелем и старцем мужского монастыря Петрас Катафигиу Фессалиотидской и Фанариоферсальской митрополии Элладской Православной Церкви. Также под его духовным окормлением находятся три женских монастыря: два в этой же епархии – обитель 12 апостолов «Коккини Экклисия» (Красная Церковь) и обитель святого Георгия «Караискаки» – и третий, колыбель сестричества, – обитель Воздвижения Честного Креста Господня в Фивах. Там находится могила по плоти и духу сестры старца – Марии, вокруг которой, словно некий пчельник образуя, и собрались все сестры. Это сестричество возникло подобно тому, как Дивеевская община – под руководством преподобного Серафима Саровского, а Шамординская обитель – под руководством преподобного Амвросия Оптинского.

Стопы же насельников монастырей – «фаворских кущ», направила сюда любовь к их старцу и жажда опытного руководства в духовной жизни. Причем, направила из разных мест. В этих греческих монастырях живут монахи и монахини из Германии, Норвегии, США, Швеции, Грузии, Англии, Израиля, Словении, Сирии, Италии, Ливана, Южной Африки, Мексики. И особенно много здесь русских из разных стран бывшего СССР – России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Таджикистана, Армении.

Почему они оказались именно здесь, думается, можно понять из ответа одного из русских насельников, иеромонаха Клеопы:

«Лично о себе могу сказать, что, познакомившись с моим старцем, хотя я и повидал к этому времени многих старцев, духовников, подвижников и в России, и в Греции, и считал, что путь моей жизни уже определен и ясен, вдруг увидел такие глубины духовной жизни, такие перспективы, что почувствовал себя маленьким ребенком, потому что только в детстве у нас есть это ощущение постоянной новизны, ощущение того, что каждый день приносит тебе нечто новое и непознанное, что мир и ты каждый день меняетесь, что то, о чем ты только догадывался и не знал, как даже начать об этом думать, вдруг оказывается рядом – только протяни руку и возьми. Кроме того, я сразу увидел, что тот дух, который я видел и в других подвижниках и старцах, присутствует и тут в полной мере, и это для меня было важным критерием истинности моего желания довериться именно этому человеку. Есть такое понятие – вкус благодати. Тот, кто испытал ее, узнал ее вкус, тот сразу узнает ее в сердце другого».

Многие православные греки с удивлением и радостью восприняли весть об этих многонациональных православных монастырях. Однако нужно сказать, что и на святой горе Афонской, и на Святой земле, и в Греции не всегда и не все относились с пониманием к тому, что старец Дионисий принимает в свое братство столько иностранцев, находились и те, кто критиковал его за это, полагая, что следует ограничиваться «своими», греками. Но для того, кто соединился со Христом, в Котором нет ни эллина, ни иудея, невозможно смотреть на Церковь лишь как на «национальный клуб», и его любящее сердце открыто для каждого брата или сестры, кто приходит ради Христа. И это – путь святых отцов и великих подвижников древности, как, например, святого Саввы Освященного или преподобного Паисия Величковского, которые в своих монашеских общинах собирали и вели ко Христу боголюбцев, происходящих из самых разных народов.

Благодаря изданным в последнее время книгам, в России хорошо известен ярчайший современный старец Греции архимандрит Эмилиан (Вафидис), в прошлом игумен афонского монастыря Симонопетра, ныне пребывающий на покое в обители Ормилия, которую он же и основал. В свое время именно он был духовным наставником архимандрита Дионисия. Сохранилась проповедь старца Эмилиана, произнесенная на постриге ученика в великую схиму 3 октября 1977 года (период, когда архимандрит Дионисий был служащим священником и исповедником в Ормилии), в которой есть такие слова:

«Весь день ты воздевал свой взгляд ввысь, дабы обрести Бога, словно говоря Ему: “Спаси меня, твой раб есмь, Ты же Бог мой. Слуга есмь Твой, а Ты Господь мой”. И это заставило тебя раздробляться, разделяться, таять, исчезать, становясь всем для всех.

Не был ли ты одром, к которому прибегали и на котором упокаивались все? Когда кто-то нуждался в чем-либо, не бежал ли к тебе? Всего, что только ни хотели, не просили ли у тебя? В особенности, конечно же, твой старец мог бы засвидетельствовать, что ты постоянно принадлежал ему, ему себя предал, как раб ему был, был полностью его, плотью и кровью его стал.

Дорогой наш Дионисий, когда ты был еще ребенком, Бог благоволил призвать тебя, чтобы ты познал Его, чтобы ты полюбил Его. Тебе не нужно было плакать о прошедшей жизни, которая прошла в суете, и говорить, как говорили другие: “Горе годам, в которые я не любил Тебя!” Ты всегда любил Его. Он, чаяние народов, был всегда чаянием твоего сердца».

Почему именно такие слова были сказаны, становится понятно, если ознакомиться хотя бы кратко с жизненным путем архимандрита Дионисия.

Он родился 12 сентября 1950 года в древнем греческом городе Трикала, происходя из рода священников. Согласно свидетельствам, желание стать монахом у него появилось еще в ранней юности, после чтения поучений преподобного Серафима Саровского, и в 17 лет он оставляет учебу в Политехническом институте и поступает послушником в монастырь Великие Метеоры, игуменом которого в то время был архимандрит Эмилиан. В 1969 году старец Эмилиан постригает своего ученика (с двумя другими собратиями, сокурсниками по Богословской школе) в монахи с именем Дионисий – в честь своего старца, митрополита Трикальского и Стагон Дионисия.

В 1973 году отец Дионисий вместе со своим старцем архимандритом Эмилианом и всем братством переселяется на святую гору Афон, в монастырь Симонопетра, по приглашению обители. В следующем году в этой обители монах Дионисий был рукоположен в сан диакона, а затем и в сан пресвитера, духовника и архимандрита. В последующие годы он исполнял послушание духовника, заботясь и о монахах-отшельниках, главным же образом о своем старце, исполняя в то же время и различные трудовые послушания.

В 1977 архимандрит Дионисий вместе со своим старцем крестил знаменитого во Франции архимандрита Плакиду (Дезея) и его собратьев, обратившихся из католицизма.

В январе 1981 года иеромонах Дионисий был письменно приглашен архиепископом Северо-Американским Иаковом служить духовником в Богословской школе Честного Креста в Бостоне и других общинах США, а также чтобы основать там монастыри.

В 1988 году иеромонах Дионисий был призван в греческую армию, где служил военным священником, проповедником Слова Божиего и духовником и построил полковой храм на военной базе в Мавродендри, в городе Козани.
В 1991 году архимандрита Дионисия пригласила братия монастыря Пантократор на святой горе Афон и единогласно избрала его игуменом, тем самым преобразуя монастырь Пантократора, который в течение 300 лет был особножитным, в общежительный. Позднее его пригласил Иерусалимский патриарх Диодор в Сионскую Матерь Церквей, где отец Дионисий стал игуменом монастыря Честного Креста, построенного матерью царя Константина Еленой, ректором Патриаршей школы на горе Сион, проповедником и духовником Святогробского братства. Несколько лет спустя он вернулся в Грецию, где уже был им основан женский монастырь Воздвижения Честного Креста в городе Фивы в Беотии.

В 2003 году старца Дионисия вместе с его братией и множеством монашествующих сестер пригласил, по рекомендации тогдашнего архиепископа Афинского и всей Греции Христодула, глава Фессалиотидской и Фанариоферсальской епархии Феоклит с просьбой обосноваться в трех пустующих древних монастырях и тем самым укрепить монашество в центральной Греции. Старец Дионисий выбрал для себя и своего мужского братства находящийся вдали от туристический потоков разрушенный монастырь Петры в округе города Кардица, с великолепнейшим храмом святогорского типа, который в свое время являлся очагом деятельности священномученика равноапостольного Космы Этолийского.

Автору этих строк посчастливилось четыре раза посетить эти гостеприимные обители. Их выделяет какая-то особая духовная атмосфера и благородство, пропитанное христианской радостью и любовью, которой светятся здешние монахи и монахини, как огни свечей, зажженные от одной великой свечи – духоносного старца. И хотя эти восстанавливающиеся обители и сама жизнь насельников в ее внешних обстоятельствах проста, а в чем-то, быть может, кому-то покажется стесненной по сравнению с материально благоустроенными обычными греческими монастырями, но она преизобилует сокровенной духовной работой. Укорененная на единственном твердом основании в мире – на Христе, она наполняет душу покоем и счастьем, радостью и духовной благодатью, которые ведомы лишь тому, кто наконец обрел то, что искал многие годы.

С ноября 2008 старец Дионисий был неоднократно приглашаем предстоятелем Православной Церкви Америки архиепископом Ионой, связанным с ним духовно с 1982 года, еще с Богословской школы святого Владимира в Нью-Йорке, где старец Дионисий читал лекции и исповедовал, основать монастырские общины в Америке, а именно речь идет об устроении под духовным руководством архимандрита Дионисия (Каламбокаса) женской обители на Восточном побережье США.

Юрий Максимов







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.