Здавалка
Главная | Обратная связь

Задачи историографии .



Как определялся и определяется предмет этой научной дисциплины?

В дореволюционной историографии сложилось две точки зрения. Первая принадлежала тем авторам, которые стремились в своих трудах дать лишь биографии отдельных историков, назвать, прокомментировать их сочинения (С.М. Соловьев «Писатели русской истории XVIII в.», К.Н. Бестужев-Рюмин «Биографии и характеристики»). Вторая точка зрения была обоснована в работе М.О. Кояловича «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» (1884), где историография выступает как процесс развития исторической мысли, как часть народного самосознания. Позицию Кояловича разделяли В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, А.С. Лаппо-Данилевский и др.

В советской историографии предмет историографии не был сразу определен. Исторические работы ученых 20-30-х гг. особого внимания этой теоретической проблеме не уделяли, считая, что главное для марксистского историка не изучение трудов своих дореволюционных предшественников, а их яростная критика с классовых позиций.

Позже, в 50-е гг. историография была определена как наука, изучающая историю накопления знаний о развитии человеческого общества, историю усовершенствования методов исторического исследования, историю борьбы различных течений в области истолкования общественных явлений. Такое определение предмета историографии сближало её с историей общественной мысли, причем, главное внимание уделялось анализу общественно-политических взглядов, а не научных концепций историков. Наибольшее место в советской историографии отводилось изучению взглядов представителей революционного движения.

В ходе дискуссий начала 1960-х гг. были высказаны новые точки зрения о предмете историографии. Так, сформировались несколько подходов к определению предмета историографии.:

 


  • представление об историографии как истории исторической мысли, которое сближало её с историей философии, общественной мысли, социологией (точка зрения авторов «Очерков истории исторической науки в СССР»);

  • изучение процесса распространения исторических знаний в обществе и отражение прошлого в произведениях литературы и искусства. В рамках этой точки зрения историография понимается как история исторических знаний ( С.О. Шмидт, Л.В. Черепнин);

  • Историография как история исторической науки с включением истории изучения прошлого отечественной и всемирной истории, истории развития специальных и вспомогательных исторических дисциплин (М.В. Нечкина), изучения организационных форм функционирования исторической науки, эволюции научных учреждений и исторической периодики, политики государства и различных общественных сил в области исторической науки (Е.Н. Городецкий). Этот подход отражен в трудах А.М. Сахарова, М.В. Нечкиной и др.


В современной исторической науке наибольшее признание получила точка зрения, наиболее полно сформулированная в трудах А.М. Сахарова. Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая процесс развития исторической науки и всех ее подсистем.

Современные ученые выделяют следующие задачи, которые должна решать историография:

 

1.
Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ.

2.
Анализ теоретико-методологических принципов разных направлений в исторической науке.

3.
Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введения в научный оборот ранее неизвестных источников.

4.
Изучение процесса совершенствования методов и приемов источниковедчекого анализа.

5.
Рассмотрение закономерностей изменения проблематики исторических исследований.

6.
Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки.

7.
Изучение объективных условий развития исторической науки , правительственной политики в области исторической науки и образования и т.д.


Решение этих задач и позволяет составить представления о направленности, тенденциях, особенностях исторической науки.

Задачи историографии как специальной исторической науки
1. изучение закономерности смены и утверждения исторических концепций и их анализ;
2. анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке и выяснение закономерностей их смены и борьбы;
3. исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введения в научный оборот источников;
4. изучение процесса изменения и совершенствования методов и приемов источниковедческого анализа;
5. анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований;
6. изучение исторических научных учреждений, системы подготовки кадров историков;
7. распространение исторических знаний, состояние научной и научно-популярной периодической печати;
8. исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействие философии, истории Запада на российских ученых;
9. изучение объективных условий развития исторической науки (особенно политики правительства).
Решение этих задач, по мнению ведущих российских историков, приблизит нас к адекватным представлениям об уровне, направленности и особенностях развития исторической науки.
___________________________________







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.