Здавалка
Главная | Обратная связь

Демонстрационный эксперимент «Электропроводность растворов и твердых веществ»



Иванова Анна Владимировна

ГБОУ СОШ №1909 ЮВАО г. Москвы

Учитель химии

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ « РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ» 9 КЛАСС.

Цель: сформировать понятие об электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах; научить записывать уравнения диссоциации веществ в водных растворах; раскрыть материальную причину появления заряженных частиц в растворах электролитов.

Тип урока:комбинированный

Основной метод:поисковая беседа.

Оборудование:Мультимедийный проектор,ПК, презентация урока, прибор для демонстрации электропроводности.

Реактивы:хлорид натрия кристаллический, в растворе, сахар кристаллический, в растворе, дистиллированная вода.

 

План:

1. Актуализация знаний. Тест по теме «Химические связи. Кристаллические решетки»

2. Новая тема:

· Демонстрационный эксперимент «Электропроводность твердых веществ и их растворов»

· Процессы, идущие при растворении веществ с различными типами связей и кристаллических решеток.

· Электролиты и неэлектролиты.

· Электролитическая диссоциация. Уравнения электролитической диссоциации.

3. Закрепление изученной темы. Игра «Третий лишний»

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

Химия- это наука о веществах и их превращениях и одним из условий протекания некоторых реакций является растворимость веществ в воде.

Почему? Что происходит с веществами при их растворении? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке. (учащиеся записывают тему урока. Слайд 1). Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним пройденный материал.

 

Тест. Проводится устно (слайд 2)

1. Выберите вещество с ковалентной неполярной связью:

А) NaCl; б) О2; в) AlCl3; г) H2O

2. Выберите вещество с ионной связью:

А) BaCl2; б) Н2; в) Mg; г) СН4

3. Выберите вещество с ковалентной полярной связью:

А) KF; б) Br2; в)Na2S; г) NH3

4. Какой тип кристаллической решётки у воды:

А) ионная;

Б) атомная;

В) молекулярная;

Г) металлическая

5. Твёрдость, высокая температура плавления, хорошая растворимость в воде характерна для веществ с :

А) ионная;

Б) атомная;

В) молекулярная;

Г) металлическая

 

Изучение новой темы

Итак, что же происходит в процессе растворения веществ? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследование физических свойств твердых веществ с ковалентной и ионной связями и их растворов.

 

Демонстрационный эксперимент «Электропроводность растворов и твердых веществ»

Опыт 1.Электроды прибора для демонстрации электропроводности поочерёдно опускаем в :

· кристаллический хлорид натрия

· кристаллический сахар

· дистиллированную воду

проверяем электропроводность данных веществ, подчёркивая, что вода как чистое вещество электрический ток не проводит.

То же самое делаем с растворами сахара и соли. Результаты отмечаем в таблицу, оставляя незаполненной 3ю колонку. (слайд 3)

 

Название вещества наблюдения объяснение
1. NaCl, крист.    
2. Сахар (С12Н22О11), крист.    
3. Вода дист.    
4. NaCl, раствор    
5. Сахар, раствор    

 

Опыт 2. Электроды опускаем в концентрированный раствор соли. Постепенно приливаем дистиллированную воду, наблюдая, как постепенно разгорается лампочка прибора.

Обсуждение результатов:

?-Почему не проводят электрический ток твердые вещества и концентрированные растворы органических веществ?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните,

- что такое электрический ток? (Направленное движение заряженных частиц)

-А как появились заряженные частицы в растворе? (учащиеся делают свои предположения)

Раствор сахара электрический ток не проводит. Какими частицами образованы его молекулы? (атомами)

-Какой вид связи между атомами? (ковалентная).

-Почему молекулы воды не проводят электрический ток? (связь также ковалентная полярная)

-Вспомните, какие частицы образуют хлорид натрия? (ионы)

-Какой вид связи? (ионная)

-Что это за связь? (Связь между ионами за счёт электростатического притяжения)

НО МОЛЕКУЛА В ЦЕЛОМ ЭЛЕКТРОНЕЙТРАЛЬНА!!!

Почему появляется электропроводность?

Обратите внимание, что твердая соль электрический ток не проводит. Какой вывод можно сделать? При растворении появляются заряженные частицы-ионы, т.е. ионная связь разрушается.

-Почему?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.