Понятие интеллекта и его структураСтр 1 из 2Следующая ⇒
Введение
Интеллект в широком понимании обозначает всю познавательную деятельность, в более узком – это наиболее обобщенное понятие, характеризующее сферу умственных способностей человека. Существует много определений интеллекта, но до сих пор нет какой-либо общепринятой формулы. Два определения встречаются наиболее часто: 1) интеллект проявляется в оперировании абстрактными символами и отношениями; 2) интеллект выступает в приспосабливаемости к новым ситуациям, использовании приобретенного опыта, т.е. в основном отождествляется со способностями к обучению. Интеллект позволяет раскрывать закономерные связи и отношения в окружающем мире, познавать свои умственные процессы и влиять на них (рефлексия и саморегуляция), предвидеть наступающие изменения, дает возможность преобразовывать действительность. интеллект мыслительный умственный пиаже Понятие интеллекта и его структура
Слово «интеллект» нередко используется в психологии как синоним слов «одаренность», «умственная одаренность». Так, тесты на интеллект называют «тестами одаренности», интеллектуальный коэффициент IQ – показателем умственной одаренности. Согласно одной из современных теорий интеллекта, умственные достижения имеют в своей основе особым образом организованный индивидуальный опыт, т.е. то, как человек по-своему видит, понимает, истолковывает окружающее. Наиболее дискуссионным в психологической науке является вопрос о возможности измерения интеллекта. Ранние попытки измерения интеллекта были основаны на двух различных концепциях. Идея Ф. Гальтона – Дж. Кеттелла состояла в том, что интеллект должен проявлять себя и в простых, отдельных функциях, а идея А. Бине – что признаки интеллекта всегда имеют более обобщенный, комплексный характер. Оба эти подхода широко использовались при конструировании тестов, многие из которых, с теми или иными изменениями, сохранились в практике тестологов до настоящего времени. Издавна в психологии дискутируется вопрос о том, можно ли считать интеллект чем-то единым, является ли уровень умственных возможностей человека одинаковым в разных сферах деятельности. В зарубежной психологии проведено множество исследований структуры интеллекта на основе самых разных тестовых методик с использованием факторного анализа, который представляет собой особую систему обработки результатов испытаний, позволяющую судить о степени общности полученных показателей, о выступающих в них «факторах». Начало этим исследованиям положил Ч. Спирмен, согласно которому существует общий для всех интеллектуальных тестов генеральный фактор. В противовес ему Л. Терстон разработал мультифакторную схему, согласно которой существует ряд «первичных умственных способностей». К настоящему времени практически всеми признается важная роль общих факторов в различных способностях. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|