Здавалка
Главная | Обратная связь

История приватизации в России: особенности и отличия от мирового опыта



Приватизация в России - процесс передачи государственного имущества Российской Федерации (ранее РСФСР) в частную собственность, который осуществляется в России с начала 1990-х годов (после распада СССР).

Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. Этот процесс обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Приватизация в России часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация».

С другой стороны, как утверждает Владимир Мау, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей.

По мнению Владимира Мау, главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счёт создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определённых сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что, считает Мау, приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль — а в перспективе и в собственность — их директоров. Сам Анатолий Чубайс позднее говорил, что один из видов приватизации — залоговые аукционы были проведены, в том числе, с целью не допустить прихода коммунистов к власти.

Максим Бойко, ведущий теоретик, написал о приватизации в России начала 90-ых годов так: "После изучения мирового опыта (для России) была подготовлена своя программа, в целом абсолютно самостоятельная и оригинальная, чисто российская... Мы пришли к выводу, что делать приватизацию "правильно", по классическим канонам, чтобы она от начала до конца отвечала исключительно государственным интересам, невозможно. Для того чтобы приватизация состоялась, она должна была быть политически приемлемой и практически осуществимой".

М. Бойко отмечает, что оппоненты "находили кучу аргументов против быстрой, бесплатной массовой приватизации", стремились к продаже акций за деньги, что "позволило бы привлечь дополнительные средства в бюджет, способствовало бы появлению эффективного собственника". Но к ним не прислушались.

Приватизацию в России делят на два этапа. Первый получил название "чекового" (1991-1994 г.), второй - "денежного" (с 1994 г. по настоящее время).

Чековая приватизация. Уникальность приватизации на первом этапе заключается в использовании приватизационных чеков (ваучеров) как нового инструмента инвестирования. Вслед за Россией идею приватизационных чеков восприняли в Чешской республике, в ряде стран СНГ. В настоящее время использование аналога "ваучера" рассматривается в Танзании.

Ваучеры использовались для приватизации вплоть до конца 1994 г. и явились средством платежа. В итоге за ваучеры были проданы тысячи компаний - от маленьких магазинов до крупнейших заводов.

Безусловно, в 1992-1994 г. в стране была иная экономическая ситуация, фондовый рынок только зарождался, были иные политические условия. Однако общую тенденцию данный пример показывает хорошо - подавляющее большинство граждан от "ваучерной" приватизации проиграли. Доход государства от приватизации также оказался меньше ровно на ту сумму, на которую были выпущены приватизационные чеки.

Примечательно, что после окончания чекового этапа приватизации законодательство о чековых инвестиционных фондах осталось без существенных изменений, и проблемы, связанные с ними, остались без решения.

Денежная приватизация. На этапе "денежной" приватизации государства стремятся получить максимальную прибыль от продажи акций компаний. Они стремятся сделать процесс предложения ценных бумаг "прозрачным", привлечь интерес как своих, так и зарубежных фондов и стратегических инвесторов.

Безусловно, "денежная" приватизация - это трудоемкий и долгий процесс, который может занять от нескольких месяцев до одного года в отношении каждого продаваемого предприятия. Но мировой опыт показал его эффективность. По такому пути пошли страны Западной Европы, Чешская республика, Польша, Болгария и другие государства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.