Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие исторической мысли в Беларуси в XVI – XVIII вв.



С 16в. (период реформации, издания статутов ВКЛ, политических полемических взглядов Ф.Скорины и т.д.) – это время «Золотого века», максимального расцвета ВКЛ. В этот период появились хроники М.Стрийковского – первого историографа ВКЛ.

Коялович Альбрехт Войцех (17в.) – это польско-литовский историк, автор 2 томной имтории Литвы, изданной на латыни.

В начале 18в. – это время расцвета иезуитского образования. Появляются конкретные исследования, которые использовались в качестве учебников. Папроцкий, Вирвич – написали учебники по истории. В это время переводились античные авторы с историческими комментариями.

Конец 18в. – период Просвещения. Это этап секуляризации абсолютного догматизма религии и церкви. Появляется все больше и больше идей гражданского осмысления прошлого. Меняется характер исторической литературы. Она предназначена для шляхетской молодежи.

Шибинский «Краткие сведения о важнейших монархиях мира, древних королевств». Братья Скжетусские «Политическая история для дворянской молодежи». Эти книги написаны со светских позиций.

 

7. История Беларуси в польских хрониках.

Польская историография – продолжение традиций хронистов, начиная от Длугаша. Польская историография, если ее сравнить с современной ей российской школой – то они похожи. Основная тема – образование ВКЛ. Здесь польские историки признавали то, что балтские племена находились у истоков своей государственности. Польские историки считали ВКЛ литовским государством (только бы не русским, принижение русинского компонента).

Специально выделяют 4 польские историографические школы:

· Познаньская;

· Краковская;

· Варшавская;

· Консервативная.

Концептуально была присуща игелявская теория (деление народа на исторические и неисторические, белорусы – неисторический народ, т.к. не имел своей государственности). Представление о белорусском народе как об этнической массе, но белорусы находились под большим влиянием Польши и этот тезис становится распространенным.

 

8. Матей Стрыйковский – первый историк ВКЛ.

Матей Стрыйковский – польский историк, хронист, поэт. В 1563г. переехал в ВКЛ. В 1572-1574г.г. служил в Витебском гарнизоне под командованием А.Гваньини и работал над историей ВКЛ и соседних государств. В конце службы осуществил путешествие по Зап. Двине, во время которого описывал свои наблюдения по истории, этнографии и культуре.

В 1574г. выдал в Кракове 2 поэмы: «Гонец невинности…» (короткая стихотворная история ВКЛ, часть этого произведения под названием «Генеалогия, или Краткое описание великих князей литовских» выдана в 1626г. в Любчанской типографии) и «Прославленного въезда в Краков и памяти достойной коронации Генриха Валуа… описание».

Он является также автором исторических произведений «О вольности Короны Польской и Великого княжества Литовского» (1575), «О начале, выводах, мужестве, делах рыцарских и домашних славного народа литовского, жамойского и русского» и др.

Главная работа Стрыйковского – «Хроника польская, литовская, жамойская и всея Руси» (1582) – первая печатная история ВКЛ. В этом произведении он использовал множество различных источников. В центре внимания автора – князья и их битвы, походы великого князя ВКЛ Ольгерда, могущество государства при Витовте. «Хроника…» пользовалась популярностью на Беларуси, Украине и в России, служила основным источником для многих историков.

 

9. Общественно-политические условия развития историографии в конце XVIII – первой половине XIX в.

До середины 19в. Беларусь рассматривалась царским правительством, дворянской российской историографией не как отдельная исторически сложившаяся этническая единица, а как часть более широкого территориального комплекса, именовавшаяся «губерниями, от Польши возвращенными», «Западным краем», «Западной Русью», «Литвою». Белой Русью традиционно называлась только территория от Смоленщины до Березины.

В связи с разделами Речи Пасполитой по непосредственному заказу Екатерины 2 в конце 18в. работал над архивным материалом видный русский дворянский историк и археограф Н.Н.Бантыш-Каменский. Он подготовил ряд фундаментальных сборников, предназначенных для «служебного пользования» правительства. В 1780-1784г.г. вышло пятитомное «Дипломатическое собрание дел между русскими и польскими дворами».

Последняя четверть 18 – начало 19в. были для русского ученого мира периодом «первого знакомства» с Беларусью. Одним из первых обратился к истории «Западной Руси» С.И.Богуш-Сестренцевич. В 1793г. он издает в Могилеве работу «О Западной Руси», где исследует вопросы славянского этногенеза.

Наиболее мощным генератором и пропагандистом прогрессивных общественно-политических, философских, исторических идей на Беларуси и в Литве в нач. 19в. был Виленский университет (И.Лелевель, И.Данилович, И.Ярошевич и др.).

Огромную роль в стимулировании развития исторических знаний сыграл видный государственный деятель России нач. 19в. граф Н.П.Румянцев. Живя в своем имении в Гомеле он развернул поиски древних славянских рукописей и предметов «западнорусской» старины». Одним из ближайших сотрудников графа стал родоначальник белорусской археографии И.И.Григорович.

В целом в нач. 19в. белорусская историография развивалась по восходящей линии. Успешно формировалась источниковая база, выдвигались концепции исторического развития Беларуси, появились научные центры, занимавшиеся историческими исследованиями. В то же время превращение «взырвоопасного» края в надежный оплот самодержавия оставалось главной стратегической установкой царизма.

10. История Беларуси в работах русских дворянских историков (конец XVIII – I половина XIX в.): общая характеристика.

С присоединением белорусских земель в Российскую империю нужно было сформировать новый прорусский образ истории белорусских земель. При Екатерине 2 было предложено крупному историку Н.Н.Бантыш-Каменскому написать обобщение истории земель бывшего ВКЛ. В 1805г. выходит его книга «Историческое известие о возникновении в Польше унии» (Брестской церковной унии). История показывается через противостояние православной и католической церквей.

Устрялов в 1839г. издает небольшую брошюру «Исследование вопроса какое место в русской истории должно занимать ВКЛ». Он говорит, что на Руси было два центра: Северо-восточная и Западная Русь (ВКЛ). ВКЛ – это литовско-русское государство. Начальной точкой появления этих центров была Киевская Русь. В 1848г. эта же концепция прослеживается в работе неизвестного автора «Взгляд на историю Западной Руси».

М.О.Без-Корнилович во вт. пол. 19в. начинает писать работы об истории Западной Руси с позиций краеведения «Краткий взгляд на историю Белоруссии и Полоцкого Княжества». В 1857г. издана работа Турчиновича «Обозрение истории Беларуси с древнейших времен».

В пер. пол. 19в. отмечается отдельная Виленская историческая школа (Иохим Лелевель, Игнатий Данилович, Михаил Бобровский, Ярошевич и др.). В целом эта школа была в русле польской историографии. После закрытия Виленского университета продолжается Виленская историческая публицистика. Эта школа дала толчок для возникновения исторического источниковедения, краеведения, методику изучения истории.

Во вт. пол. 19в. центральным явлением становится формирование западно-русской исторической школы. Формируется применительно к Северо-Западному краю формула подмены этно-национального критерия конфессиональным. Все православные – русские, католики – поляки.

М.О.Коялович считается оформителем концепции западно-руссизма. Издает «Лекции по истории Западной России». В 1884г. эти лекции перерабатываются и выходит монография «Чтения по истории Западной России». Коялович утверждает, что Западный край это исконно русская земля. Он выделил 5 периодов истории Западной Руси:

1. Догосударственный.

2. Древнерусский (Киевская Русь).

3. Литовско-русский (ВКЛ).

4. Речи Пасполитой.

5. Российский.

Беляев написал монографию «История Полоцка или Северо-Западной Руси». В ней он говорил, что на Полоцк пришла культура из Новгорода.


11. Виленская историческая школа І трети ХІХ в.

Наиболее мощным генератором и пропагандистом прогрессивных общественно-политических, философский, исторических идей на Беларуси и в Литве первой трети 19в. был Виленский университет.

Выдающийся польский историк И.Лелевель, профессор кафедры всеобщей истории университета, внес огромный вклад не только в польскую историографию, но и историографию Беларуси и Литвы. Он излагал историю средних веков, историю Польши и Речи Пасполитой не как историю королей и князей, а историю государств, социальных отношений, историю культуры народов. В 1822г. И.Лелевель издает свой известный курс источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин «Науки, позволяющие изучать исторические источники», разрабатывает и читает курсы по методологии истории и историографии.

В Вильно работал крупнейший в то время знаток истории ВКЛ И.Н.Данилович, профессор права Виленского университета. Первый исследователь белорусско-литовского летописания, археограф, один из основателей источниковедения Беларуси. Собрания рукописей, приобретенные им он умело классифицировал и критически разбирал. Они были изданы в 1860 и 1862г.г.

Большое значение для развития исторической науки на Беларуси имела деятельность профессора статистики Виленского университета И.Ж.Онацевича. Он собрал богатейшие коллекции документов в период архивных и археографических поисков в хранилищах Польши, Беларуси, Литвы и России. Информация о его экспедициях нередко публиковалась в ведущих русских журналах – «Северной пчеле», «Северном архиве», «Вестнике Европы».

Видным историков Беларуси и Литвы того времени был профессор уголовного и гражданского права Виленского университета И.Ярошевич. Вместе со своими коллегами он вел активные поиски источников в библиотеках и архивах Беларуси и Литвы. Вершиной его творчества стало фундаментальное трехтомное исследование «Образ Литвы сквозь взгляд на ее цивилизацию». Здесь он первым выдвинул концепцию существования феодального строя в ВКЛ, в образовании которого выделял прежде всего внутренние причины.

 

12. Общественно-политические условия развития историографии во II половине ХІХ – начале ХХ в.

Сложность развития белорусской историографии во вт. пол. 19в. заключалась в том, что ей приходилось утверждать свою самостоятельность в системе других славянских историографий, причем таких развитых, как польская и русская. В белорусской историографии этого периода ощущались не только русификаторские, но и полонизаторские тенденции.

Упразднив Виленский университет, направив деятельность губернских статистических комитетов, временных археологических комиссий и учебных заведений края в заранее заданное правительством русло самодержавия, православия и народности, царизм решал эти задачи с участием уроженцев Беларуси, отдавших свой ум и знания на службу самодержавию (И.Григорович, М.Без-Корнилович, И.Семашко и др.). В результате была заложена великодержавная концепция исторического прошлого Беларуси, а развитию белорусской историографии конца 19в. ими был придан односторонний дворянский облик.

После восстания 1831г. в среде молодежи из образованных слоев местного общества, особенно среди прогрессивных демократически настроенных питомцев Виленского университета расширяется интерес к местному фальклору и быту, зарождается идея обращения к народу на его родном языке.

Наряду с официальной концепцией истории Беларуси вокруг виленских журналов и Виленской археологической комиссии оформилась группа “местных” исследователей белорусской и литовской старины, в среде которой сформировались свои концепции исторического прошлого края: одна – польская, другая – “литвинов-патриотов” (И.Ярошевич, Т.Нарбут, А.Киркор).

 

13. История Беларуси в освещении русской дворянской историографии ІІ половины ХІХ в.: общая характеристика.

Во второй половине 19в. центральным явлением в дворянской историографии стало формирование западно-русской исторической школы. Основной теорией было то, что белорусы и украинцы не самостоятельный народ, а ветвь русского народа, т.к. прослеживается языковая общность. Эта теория легко доказывалась в этнокультурном плане. В это время формируется применительно к Северо-Западному краю формула подмены конфессиональной принадлежности национальным критерием (если католик – то поляк, а если православный – о русский). И этнические белорусы через этот конфессиональный фактор оказались оторваны друг от друга. Этнически самостоятельного белорусского народа не существовало.

Большое внимание к истории «Западной Руси» стала проявлять русская дворянская историография. По заказу Синода взялся за составление истории украинской и белорусской церковных иерархий И.Григорович. С возникновением Петербургской археографической комиссии (1834) при содействии правительства было обращено внимание на публикацию материалов, имеющих отношение к истории Беларуси. Издание «Актов Западной России» в 5 томах, и «Актов, относящихся к истории Южной и Западной России» в 14 томах, как и появление специальных разделов по истории «Западной Руси» в работах придворного историографа Н.Г.Устлярова, закладывало документальную и историографическую основу великодержавной версии истории Беларуси, определяя ее развитие на долгие годы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.