М.В.Коялович и “западнорусская” историческая школа.
М.В.Коялович – оформитель теории западноруссизма. В юности Коялович симпатизировал литвинству. Но в связи с восстанием 1863г. произошла эволюция его взглядов. С этого момента он в своих работах стал формировать западнорусскую линию прошлого истории Северо-Западного края. В 50-60-е годы 19в. он читает лекции по истории, которые издает («Лекции по истории Западной России»). В 1884г. он, доработав из издает «Чтение по истории Западной России». М.В.Коялович в «Лекциях по истории Западной России» (1864) относил к Западной России Украину, Беларусь и Литву, которые по его мнению, представляли собой единое целое. Определяющим фактором развития этого региона он считал столкновение «двух главных сил – русской и польской», причиной которого было стремление Польши «возобновить свое господство и могущество на чужой русской земле». Ведущую роль в историческом развитии Коялович отводил деятельности князей и королей. К решающим факторам от относил православную религию и церковь, которые объявлял «великим цивилизационным началом». Работа И.Д.Беляева “История Полоцка, или Северо-Западной Руси … М.,1872”. И.Д. Беляев в книге «История Полоцка, или Северо-Западной Руси, от древнейших времен до Люблинской унии» сделал попытку создать этническую модель Полоцкой земли. Книга состоит из 4 разделов, каждый из которых называется «Рассказ». Первый из них – «Страна», второй – «Люди», третий – «Церковь», четвертый – «Власть». Ученый считал, что территория между Припятью и Западной Двиной, Днепром и Неманом, Литва, земли соседних прибалтийских племен объединены в процессе славянской колонизации в одно Полоцкое государство. Он заметил похожесть некоторых народных обычаев в Беларуси и Литве. Все рассмотрение истории Полоцкой земли у него построены по принципу аналогии социальной жизни Полоцка и Новгорода (вечевые сходы горожан, организация купечества и др.) как итог славянской колонизации. Определяющее значение в освещении истории северо-западных земель Руси придается автором колонизационной теории – версии об образовании Новгородом своей колонии – Полоцка. Это событие положило, по его утверждению, начало колонизации славянством всей территории между Припятью и Балтийским морем, верховьем Днепра и устьем Немана. В дальнейшем произошло слияние колонистов-новгородцев с литвинами. И.Д.Беляев так подбирает и представляет факты, чтобы представить историю Северо-Западного края как извечную борьбу против «заклятого врага – латинства, окатоличивания, ополячивания…». Концепция Беляева о «зловредном», «разлагающем» влиянии Польши мешала ему видеть реальные причины и характер исторических процессов. Это особенно ясно выступает в характеристике купечества и крестьянства. Автор настаивает на полном тождестве положения и роли купечества в Полоцке и Новгороде. Магдебурское право, внесшее отличия, автор считает отрицательным явлением, которое «оборвало связь между купцами и боярами». Такая оценка Магдебурского права искажает его действительное значение в истории города.
14. История Беларуси в трудах буржуазных историков II половины XIX - начала XX в.: персоналии, концепции. Буржуазная историография формируется в конце 19в. Формируется общность историков, которые занимались вопросами социально-экономического плана. Расширяется проблематика исследований. Используется более качественный метод исторического исследования по сравнению с дворянскими историками. Владимирский-Буданов изучал магдебурское право, социальную городскую структуру. М.К.Любавский (Московский университет) – изучал историю ВКЛ «Областное деление и местное управление литовско-русского государства ко времени издания первого литовского Статута». Леонович в конце 19в. издал монографию «Очерки истории русско-литовского права». Стукалич (Витебский автор) изучал историю городов ВКЛ. Грушевский (Украинский историк) – одна из его монографий посвящена истории городов ВКЛ. В.И.Пичета изучал южных и западных славян, занимался историей ВКЛ. В Москве в 1917г. он издает «Аграрная реформа Сигизмунда-Августа в литовско-русском государстве». Ефим Карский занимался изучением белорусского языкознания. Его фундаментальный труд «Белорусы».
15. Народническая историография. Истоки белорусской национальной историографии (конец XIX – начало XX в.). Народничество в Беларуси имело свои особенности: · было слабее; · представлено студенчеством, выходцами из Беларуси, обучающимися в Российских ВУЗах. Они издавали свой журнал «Гоман». Они были сторонниками «Народной воли». Гомановцы, опираясь на научное белорусоведение пришли к идее признания историчности белорусского народа. Гомановцы отмечали и фактически описывали, что все исторические составляющие у белорусов есть (общность языка и территории, ментальность, общность экономических связей). Примерно в это же время Довнар-Запольский в газете «Минский листок» издает цикл своих статей «Белорусское прошлое». Он интересовался социально-экономическим явлением общины, истоками ВКЛ, социально-экономической историей ВКЛ 14-16в.в. В начале 20в. у истоков белорусской национальной школы стояла газета «Наша нива». Это был центр белорусского национально-культурного движения (печатали публицистику также и об украинском народном движении; материалы М.Богдановича, М.Полуяна; печаталась работа В.Ластовского «Краткая история Беларуси».). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|