Здавалка
Главная | Обратная связь

М.В.Коялович и “западнорусская” историческая школа.



М.В.Коялович – оформитель теории западноруссизма. В юности Коялович симпатизировал литвинству. Но в связи с восстанием 1863г. произошла эволюция его взглядов. С этого момента он в своих работах стал формировать западнорусскую линию прошлого истории Северо-Западного края.

В 50-60-е годы 19в. он читает лекции по истории, которые издает («Лекции по истории Западной России»). В 1884г. он, доработав из издает «Чтение по истории Западной России».

М.В.Коялович в «Лекциях по истории Западной России» (1864) относил к Западной России Украину, Беларусь и Литву, которые по его мнению, представляли собой единое целое. Определяющим фактором развития этого региона он считал столкновение «двух главных сил – русской и польской», причиной которого было стремление Польши «возобновить свое господство и могущество на чужой русской земле». Ведущую роль в историческом развитии Коялович отводил деятельности князей и королей. К решающим факторам от относил православную религию и церковь, которые объявлял «великим цивилизационным началом».

Работа И.Д.Беляева “История Полоцка, или Северо-Западной Руси … М.,1872”.

И.Д. Беляев в книге «История Полоцка, или Северо-Западной Руси, от древнейших времен до Люблинской унии» сделал попытку создать этническую модель Полоцкой земли. Книга состоит из 4 разделов, каждый из которых называется «Рассказ». Первый из них – «Страна», второй – «Люди», третий – «Церковь», четвертый – «Власть».

Ученый считал, что территория между Припятью и Западной Двиной, Днепром и Неманом, Литва, земли соседних прибалтийских племен объединены в процессе славянской колонизации в одно Полоцкое государство. Он заметил похожесть некоторых народных обычаев в Беларуси и Литве. Все рассмотрение истории Полоцкой земли у него построены по принципу аналогии социальной жизни Полоцка и Новгорода (вечевые сходы горожан, организация купечества и др.) как итог славянской колонизации.

Определяющее значение в освещении истории северо-западных земель Руси придается автором колонизационной теории – версии об образовании Новгородом своей колонии – Полоцка. Это событие положило, по его утверждению, начало колонизации славянством всей территории между Припятью и Балтийским морем, верховьем Днепра и устьем Немана. В дальнейшем произошло слияние колонистов-новгородцев с литвинами.

И.Д.Беляев так подбирает и представляет факты, чтобы представить историю Северо-Западного края как извечную борьбу против «заклятого врага – латинства, окатоличивания, ополячивания…».

Концепция Беляева о «зловредном», «разлагающем» влиянии Польши мешала ему видеть реальные причины и характер исторических процессов. Это особенно ясно выступает в характеристике купечества и крестьянства. Автор настаивает на полном тождестве положения и роли купечества в Полоцке и Новгороде. Магдебурское право, внесшее отличия, автор считает отрицательным явлением, которое «оборвало связь между купцами и боярами». Такая оценка Магдебурского права искажает его действительное значение в истории города.

 

14. История Беларуси в трудах буржуазных историков II половины XIX - начала XX в.: персоналии, концепции.

Буржуазная историография формируется в конце 19в. Формируется общность историков, которые занимались вопросами социально-экономического плана. Расширяется проблематика исследований. Используется более качественный метод исторического исследования по сравнению с дворянскими историками.

Владимирский-Буданов изучал магдебурское право, социальную городскую структуру.

М.К.Любавский (Московский университет) – изучал историю ВКЛ «Областное деление и местное управление литовско-русского государства ко времени издания первого литовского Статута».

Леонович в конце 19в. издал монографию «Очерки истории русско-литовского права».

Стукалич (Витебский автор) изучал историю городов ВКЛ.

Грушевский (Украинский историк) – одна из его монографий посвящена истории городов ВКЛ.

В.И.Пичета изучал южных и западных славян, занимался историей ВКЛ. В Москве в 1917г. он издает «Аграрная реформа Сигизмунда-Августа в литовско-русском государстве».

Ефим Карский занимался изучением белорусского языкознания. Его фундаментальный труд «Белорусы».

 

15. Народническая историография. Истоки белорусской национальной историографии (конец XIX – начало XX в.).

Народничество в Беларуси имело свои особенности:

· было слабее;

· представлено студенчеством, выходцами из Беларуси, обучающимися в Российских ВУЗах.

Они издавали свой журнал «Гоман». Они были сторонниками «Народной воли». Гомановцы, опираясь на научное белорусоведение пришли к идее признания историчности белорусского народа. Гомановцы отмечали и фактически описывали, что все исторические составляющие у белорусов есть (общность языка и территории, ментальность, общность экономических связей).

Примерно в это же время Довнар-Запольский в газете «Минский листок» издает цикл своих статей «Белорусское прошлое». Он интересовался социально-экономическим явлением общины, истоками ВКЛ, социально-экономической историей ВКЛ 14-16в.в.

В начале 20в. у истоков белорусской национальной школы стояла газета «Наша нива». Это был центр белорусского национально-культурного движения (печатали публицистику также и об украинском народном движении; материалы М.Богдановича, М.Полуяна; печаталась работа В.Ластовского «Краткая история Беларуси».).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.