Здавалка
Главная | Обратная связь

Направления руководства деятельностью актива



Организационное формирование актива, подбор, выдвижение, избрание и назначение активистов является первостепенной предпосылкой создания действенного актива подразделения. Эта работа проводится особенно интенсивно в период подготовки и проведения собраний, но изучение и подбор активистов ведется, по сути дела постоянно, с перспективой.

Подбор кандидатов на ключевые посты в общественной работе – нередко дело длительное, требующее практической проверки способностей будущих активистов, укрепления их авторитета и морально-психологической подготовки к работе в составе актива. В то же время обстановка часто складывается так, что вопросы подбора актива должны решаться оперативно, в ограниченные сроки. В таких условиях важное значение приобретает научная обоснованность критериев, по которым отбираются активисты.

Критерии, используемые в войсковой практике при подборе активистов, в основном отражают важнейшие требования к ним. Их можно разделить на две группы.Первая включает качества воинов, которые характеризуют их в общем, безотносительно к конкретной задаче. Таковыми являются сознательность, общее развитие, образованность, дисциплинированность, добросовестное отношение к службе. Эти качества необходимы для воинской деятельности в целом, в том числе, конечно, и для общественной работы в воинском коллективе. Вторая группа – авторитет, опыт общественной работы, хорошие организаторские способности – критерии, имеющие непосредственное отношение к общественной работе.

Организаторские способности тесно связаны с умением привлекать людей, объединять их на основе интересных, общественно полезных замыслов и планов, с умением предъявлять им требования, с личной организованностью. Эти качества часто проявляются не только в общественной работе, но и в повседневной жизни при выполнении служебных задач.

Специфические требования к организаторским качествам активиста предъявляет работа в ротном звене актива. Подбор этой категории актива осуществляется с учетом глубины понимания проблем подразделения и способности внести вклад в их разрешение, степени усвоения функциональных обязанностей по службе, личной примерности и авторитета, способности устанавливать контакты с командирами.

Ошибки в подборе активистов обычно являются следствием того, что внимание командира или руководителя привлекает какая-то одна положительная и полезная для работы активиста черта характера и остаются незамеченными недостатки, которые обесценивают привлекшее внимание положительное качество. Подбор следует осуществлять не только по благоприятным предпосылкам, но и с учетом противопоказаний.

При подборе актива необходимо учитывать и такой критерий, как целесообразное распределение общественных поручений среди активистов, исключающее перегрузку их несколькими поручениями. Это достигается расширением количественного состава актива до такой степени, когда соотношение числа активистов к числу постоянных общественных поручений становится равным единице. Это обеспечивается умелым и четким руководством процессом подбора актива подразделения.

Сформированный на принципиальных основах с учетом индивидуально-психологических свойств и социально-психологических условий актив роты включается в интенсивную деятельность, тесно связанную с учебой, совершенствованием организаторских и технических навыков, ростом сознательности и ответственности.

Практика обучения актива представляет собой специфическую педагогическую деятельность лиц, несущих ответственность за состояние работы с активом, осуществляемую путем приобщения активистов к решению конкретных практических задач, а также систематического проведения мероприятий по обобщению опыта и усвоению теории и методов работы. Обучение актива преследует цель повышения теоретического уровня активистов, усвоения ими требований Российского правительства, руководящих органов и повышения на этой основе их умения со знанием дела работать с людьми.

Особое место здесь занимает инструктирование актива по конкретным вопросам непосредственно на месте работы в подразделении. Инструктирование обычно включает в себя рассказ, показ, наблюдение за практической работой инструктируемого, проверку и оценку его деятельности. Все эти задачи решаются в процессе непосредственного взаимного общения командира, офицера с активистом. Умелое инструктирование дает возможность обучать, закреплять наиболее рациональные способы выполнения задач, с максимальной полнотой учитывать индивидуальные возможности активиста, действенно влиять на него силой личного примера и личного опыта.

Успех инструктирования обеспечивается созданием взаимоотношений доверия, благожелательности, готовности помочь, с одной стороны, и готовности усвоить полезные указания, с другой.

Инструктаж актива обычно осуществляется в двух видах.

1. В виде коротких указаний о способах выполнения частных задач, вытекающих из общей задачи, последовательное решение которых приводит к достижению конечной цели. Указываются необходимые приемы, средства, называются должностные лица, к которым можно обратиться за помощью, напоминаются ограничения и мало заметные трудности. Все это раскрывает замысел руководителя и дает возможность действовать инициативно, в духе его требований даже при существенно изменившейся обстановке. Инструктирующий должен достаточно хорошо знать исполнителя, чтобы сообщить ему только то, что действительно необходимо для выполнения задания. Правильно, хорошо налаженное инструктирование активистов, конкретная помощь им на местах не имеют ничего общего с мелочной опекой, с такой практикой, когда люди шагу не могут ступить, не получив соответствующих указаний, наставлений.

2. Инструктирование часто приобретает форму относительно длительной совместной работы командира подразделения по индивидуальному обучению активиста. Здесь важно не только давать активистам указания, что делать, но и учить их, как в том или ином случае поступить. Особенно эффективна эта форма инструктирования в работе с вновь избранными (назначенными) активистами.

Наряду с индивидуальным инструктированием, широко практикуется совместное обучение активистов в форме специальных семинаров, включающих лекции и доклады, обмен опытом работы, ознакомление с состоянием отдельных участков работы актива в передовых подразделениях.

Совместное обучение является необходимым условием сплочения актива. Именно здесь активист остро чувствует свое особое положение, роль и ответственность, приобретает навыки соотносить свои действия с требованиями актива, членом которого он стал.

Как правило, каждый такой семинар оставляет яркое впечатление в сознании его участников, обогащает их теоретическими знаниями и конкретным опытом, будит инициативу и творчество. Большое значение имеет то, что в период подготовки к семинару, к предстоящей дискуссии каждый активист заблаговременно готовится, анализирует и осмысливает свою работу, дает самооценку и извлекает уроки из допущенных ошибок.

В обучении актива очень важно добиться последовательности и преемственности. Необходимые для этого условия создаются в результате выбора оптимальных сроков проведения семинаров, позволяющих наращивать информацию, передаваемую активистам, не допускать в учебе, а, следовательно, и в работе топтания на месте.

Опора на актив в процессе руководства воинским подразделением требует от командира большой гибкости, более широкого диапазона средств воздействия, чем тот, который присущ работе с непосредственно подчиненными им по службе офицерами, сержантами и солдатами. Известно, что в руководстве активом недопустимо администрирование, приказной тон, сковывающая инициативу постановка задач, стремление единолично и жестко определять задачи актива на всех уровнях его иерархии.

Есть существенные различия между характером взаимоотношений командира с подчиненными ему офицерами, сержантами и солдатами и характером взаимоотношений с активом подчиненного ему подразделения.

Отношения по линии «командование – подчиненные» определены служебными обязанностями должностных лиц, отточены тщательным военно-профессиональным обучением, длительной практикой и являются поэтому достаточно стабильными и привычными. Отношения же по линии «командование – актив» более подвижны. Их прочность более чувствительно связана с самодеятельностью активистов и умением командования апеллировать к этому специфическому качеству, мотивам деятельности актива. Поэтому постановка задач перед активом тесно связана с убеждением, советами, рекомендациями обсудить эти советы и принять соответствующие решения.

Опора на актив для командира является не общественной, а служебной деятельностью, определенной их должностными обязанностями согласно Уставу внутренней службы. Деятельность актива – это общественная деятельность, которая объективно и субъективно ограничена тем дополнительным трудом, который в состоянии посвятить ей активист после того, как выполнит свои служебные должностные обязанности. Поэтому бодрый, мажорный, жизнерадостный тон важный сам по себе, особенно необходим во взаимоотношениях командования с активом. Активист, который на совещании у командира услышал одни только замечания, выражения недовольства, естественно испытывает неприятные чувства, доносит эти чувства в усиленном виде до каждого члена коллектива. А иногда он и в коллективе говорит в том же тоне, в каком только что говорили с ним. Ясно, что в этом случае не достигается цель мобилизации коллектива на решение стоящей задачи. Словом, при механическом перенесении служебных взаимоотношений на актив, в лучшем случае время, затраченное командованием на подготовку и проведение соответствующих мероприятий, окажется безрезультатно потерянным.

Существенным элементом искусства командира является умение экономно и по-деловому проводить совещания актива. Как показывает войсковой опыт, организация и практика проведения совещаний порой страдает недостатками, которые вызывают отрицательное отношение к совещаниям вообще, снижают их продуктивность. Их организаторы отвлекают значительное число воинов от выполнения служебных обязанностей, а также и от общественной работы непосредственно в подразделениях. Слишком частый и длительный отрыв активистов от прямых обязанностей неблагоприятно оказывается на их авторитете. Однако осуждение заседательской суеты, бумажно-канцелярских методов руководства вовсе не означает, что отвергаются все и всякие заседания, совещания. Они тоже нужны, но, разумеется, ко времени и к месту, в интересах дела. Увлечение совещаниями означает деформацию процесса руководства подчиненными и целесообразного стиля работы с активом, поскольку непомерно много времени тратится на указания, согласования, разъяснения задач в ущерб практической работе непосредственно в подразделениях. Причина этого – низкий уровень командирского мастерства в целом, неопытность руководителя. Однако есть и другая причина – неумелое проведение совещаний, низкая их действенность, пассивность участников. Командиру важно постоянно искать пути эффективного проведения совещаний актива.

В практике руководства воинским подразделением проводятся различные виды совещаний с активом, которые требуют учета ряда особенностей, соответствующей подготовки и настроенности. Рассмотрим некоторые из этих совещаний и дадим краткую характеристику.

1. Совещание по внутренним проблемам актива.На них обсуждаются вопросы, связанные с состоянием дел внутри самого актива. Например, подготовка и проведение собраний, обеспечение личной примерности активистов в учебе и службе, разбор и анализ стиля и методов деятельности актива и др. Совещания этого типа требуют от их организаторов и руководителей глубокого знания деятельности актива, умения дать оценку, указать перспективу работы, вскрыть недостатки и вызывающие их причины. Сложность положения начальника, выступающего на таком совещании, состоит в том, что его рекомендации и советы в отдельных случаях могут ошибочно восприниматься как приказ, обязательный для исполнения.

2. Совещания о роли актива в решении конкретной задачи, стоящей перед подразделением. Весь актив информируется о содержании задачи и уясняет свои обязанности, вытекающие из нее.

3. Информационное совещание.Его назначение состоит в том, что актив информируется о важных внутренних событиях и ли события за рубежом. Конкретные задачи на таком совещании могут и не ставиться, либо потому, что информация носит предварительный характер, либо она требует строго индивидуального решения. Здесь справедливо предполагается, что каждый активист, приняв сказанное к сведению, будет учитывать его при решении широкого круга своих повседневных задач.

4. Совещание по вопросу выработки решения.Оно предназначено для того, чтобы командир мог в период подготовки управленческого решения собрать и изучить предложения и мнения активистов, настроение личного состава, состояние дел в подразделениях, в коллективах. Такое совещание требует предварительной работы, подготовки к обсуждению вопроса. Оно позволяет уточнить оценку морально-психологической атмосферы в коллективе и получить некоторую информацию о состоянии дел в подразделениях. Существенное значение имеют высказывания участников совещания, их настроение, характер поведения, оживленность или скованность, заинтересованность или пассивность. Эти наблюдения после соответствующего осмысливания могут явиться ценным материалом для принятия решения.

Руководитель совещания должен создать обстановку непринужденности, ответственности каждого за свои предложения, исключить возможность давления на активистов как своим авторитетом, так и авторитетом более энергичных активистов, не глушить желание высказаться выражением резко отрицательного отношения к неудачным предложениям.

Руководителю важно показать своим поведением участникам совещания, что их мнения и предложения имеют для него большое значение, они могут существенно улучшить решение задачи. Одним из результатов этого совещания является повышение популярности предстоящей задачи, завоевание в лице его участников горячих сторонников, энтузиастов выполнения решения командира.

5. Совместное совещание офицерского (сержантского) состава и активистов.Проводится такое совещание командиром и способствует достижению максимальной координации деятельности командиров подразделений и активистов, единого понимания ими задач.

Как видим, руководство активом воинского подразделения – это большой и ответственный участок работы. Неуклонное усложнение задач, решаемых личным составом, требует мобилизации всех духовных сил солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров. Поэтому умение командиров влиять на актив оказывается в современных условиях важным источником дальнейшего совершенствования боевой и общественно-государственной подготовки, повышения воинской дисциплины и боеготовности воинского подразделения.

В целом общественная активность всех категорий личного состава представляет собой специфическую для Вооруженных Сил форму привлечения каждого военнослужащего к управлению войсками. Всемерное повышение роли общественности в решении разнообразных проблем жизни и деятельности войск находится в строгом соответствии с принципом единоначалия.

Главное, чтобы эта работа строилась в тесной связи с задачами подразделения, чтобы в ее содержании учитывался уровень образования и культуры личного состава, его информированность и физическая подготовка.

В вопросах укрепления дисциплины, организованности и порядка активисты были и будут ближайшими и верными помощниками командиров. А чтобы они оправдали это назначение, нужно одно – тщательно подбирать, умело воспитывать и обучать, постоянно сплачивать актив, целеустремленно руководить им.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.