Здавалка
Главная | Обратная связь

Проанализировать статьи.



1. Левальд Х.В. Угасание Эдипова комплекса // Журнал практической психологии и психоанализа, 2005, №3

Домашнее задание.

1. Просмотрите книги, периодические издания по психологии последних лет, выберите работу зарубежного или отечественного психолога, автор которой

— Приверженец психоаналитического подхода.

— Прочитайте, обращая внимание на понятийный аппарат.

— Выделите основные исходные установки автора.

— Какие аспекты психического и личностного развития автор считает главными?

— Обозначьте те практические проблемы психического развития, образования и воспитания, которые предлагается решить в контексте психоаналитической

— Приведите свой собственный пример актуальной практической ситуации подобного типа.

— Что считаете ценным из прочитанного, что показалось новым, что сомнительным или непонятным?

— Подготовьте тезисное сообщение.

Формулирование выводов.

 

Литература:

1. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. С. 6—12, 30-37.

2. Обухов Я.Л. Значение первого года жизни для последующего развития ребенка: (Обзор концепции Д. Винникотта) // Школа здоровья. 1997. Т. 4. № 1. С. 24-39.

3. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

4. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. С. 329-345, 377—397. теории.

 


Лабораторная №4.(2ч)

Тема: Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э.Эриксона

План.

1. Эго - психология Э. Эриксона

2. Методы исследования в работах Э. Эриксона

3. Основные понятия теории Эриксона

4. Психосоциальные стадии развития личности

Ход работы.

1. Заполнить таблицу:

Стадии психосоциального развития по Э.Эриксону Возрастной период Характеристики стадий

 

2. Заполнить таблицу: «Психосоциальная теория развития личности (эпигенетическая теория жизненного пути личности) Э. Эриксона»

 

Основной предмет исследования Возрастное развитие личности, стадии жизни, характерные общие проблемы для каждой из стадий
Методы исследования  
Основные понятия  
Основные идеи  
Факторы развития  
Ценное  
Направления критики  

Задание 3.Как вы понимаете и можете проинтерпретировать такие высказывания Эриксона из его работы «Детство и общество»:

1. «В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чудо мощного развертывания всякий раз нового качества, которое дает новую надежду и устанавливает новую ответственность для всех» (С. 243).

2. «...Каждое поколение должно развиваться из своего детства и, преодолевая свой особый тип детства, должно развивать новый тип, потенциально многообещающий — и потенциально опасный» (С. 393).

3. «Делая все это, общество не может позволить себе быть деспотическим или анархическим. Даже «примитивные» общества должны избегать того, что наше аналогическое мышление хотело бы, чтобы они делали. Они действительно не могут позволить себе создавать сообщества безумных чудаков, инфантильных личностей или невротиков. Чтобы создавать людей, способных эффективно действовать в качестве массы, либо в роли энергичных лидеров или полезных девиантов, даже самая «дикая » культура должна стремиться к тому, чтобы у ее большинства или, по крайней мере, у господствующего меньшинства, было «сильное эго», как мы неопределенно называем ядро индивидуума. Так вот, всякая культура должна стремиться к формированию такого ядра — достаточно твердого и в то же время достаточно эластичного, чтобы примирять неизбежные в любой человеческой организации противоречия, интегрировать индивидуальные различия...» (С. 173).

Задание 4.Студентам предлагаются цитаты ученых. Необходимо обобщить суть приведенных фрагментов и дать характеристику личной идентичности человека.

1. Понятие идентичности... имеет три главные модальности. Психофизиологическая идентичность обозначает единство и преемственность физиологических и психических процессов организма. Личная идентичность (или эго-идентичность) обозначает единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок, ценностных ориентации и самосознания личности. Социальная идентичность обозначает единство и преемственность определенной системы социальных характеристик (норм, ролей и статусов), позволяющих дифференцировать индивидов по их общественному положению и групповой принадлежности.

2. Личная идентичность подразумевает ответ на вопрос «Кто я?» и описывается большей частью в субъективных терминах, хотя самоописание обычно начинается с перечисления социально-ролевых свойств (мужчина, взрослый, учащийся и т.п.) или молчаливо подразумевает их. Социальная идентичность может быть описана как субъективно, изнутри, в рамках оппозиции «Мы—Они», так и объективно, в терминах нормативно-групповых ожиданий... Все это преломляется в индивидуальном самосознании. (И. С. Кон)

3. Э. Эриксон... считает, что «...анатомия, история и личность определяют нашу судьбу». Поэтому понятие «идентичность» относится им то... к сознательному ощущению индивидной идентичности; в других случаях — к бессознательному влечению к целостности и непрерывности личности; то рассматривается как критерий скрытой работы «я-центра»; и наконец, как поддержание внутренней солидарности с идеалами и идентичностью группы. (И. В. Солодникова)

4.Проанализировать статью:

1. Прокофьева Т. «Развитие личности по теории Э. Эриксона и по модели А»// www.socionics.ru/ericson.htm







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.