Здавалка
Главная | Обратная связь

Семантическая функция падежа



 

В самом кратком виде можно сказать, что в предложении падеж является идентификатором ролей, которые участники ситуации играют: если поменять падежи, то соответственно и роли поменяются.

Участники ситуации и падежи соответствуют друг другу не случайным образом. Если предположить, что существует язык, в котором при глаголе «дробить» аккузатив обозначает предмет, который дробят, а при глаголе «резать» – человека, который режет, то падежами в таком языке будет практически невозможно пользоваться, т.к. непросто запомнить связь участника с данным падежом при определённом глаголе. Поэтому в ситуациях, обозначаемых разными глаголами, партиципантов (участников) с одинаковыми ролями язык обозначает одинаковыми падежами. Показательными примерами здесь могут служить глаголы русского языка - «бить», «готовить», «резать», «мучить» - где деятель употребляется в именительном падеже. Другой же участник ситуации, являющийся объектом действия и чьё состояние в результате этого действия, модифицируется, кодируется винительным падежом: Мальчик убрал комнату. (Мальчик – Им.п., комнату – Вин.п.).

Обратив внимание, какие именно участники в различных ситуациях обозначаются одинаково, можно сделать вывод о существенных аспектах участия в ситуации с точки зрения языка. Отсюда и вытекает понятие семантической роли, которая образует совокупность черт, общих для одинаково кодируемых участников.

Современная лингвистическая наука исходит из предположения, что за внешним разнообразием падежных систем языков мира скрывается универсальный набор семантических ролей. Основными семантическими ролями, выделяемыми учёными-лингвистами, являются:

Агенс - agens с лат. "действующий" – активный, наделённый волей и сознанием участник ситуации; осуществляет контроль над ней (иначе говоря, инициатор – женщина кричит, дети играют);

Пациенс - patiens с лат. "претерпевающий": партиципант, пассивный участник, на которого направлено воздействие (полка обвалилась);

Экспериенцер - experiens с лат. "испытывающий": участник, который воспринимает зрительную, слуховую информацию (хищник почуял кровь);

Стимул - источник влияния на естественное состояние другого партиципанта (хищник почуял кровь);

Инструмент - используется одним из участников ситуации для того, чтобы изменить физическое состояние второго (написано чернилами);

Реципиент - recipiens с лат. "получающий":участник, получающий что-либо в ходе реализации ситуации (отец получил зарплату);

Адресат – воспринимающий информацию (сестре подарили куклу);

Бенефактив – участник, пользующийся плодами ситуации, но не являющийся ни агенсом, ни пациенсом (невесте украсили фату);

Причина – обычно неодушевленный участник, явл. Причиной ситуации (цунами уничтожило город);

Источник – исходный пункт (он едет из деревни);

Цель – конечный пункт (мне необходимо в больницу);

Траектория – маршрут (князь путешествовал морем);

Место – локализация (ручка лежит на столе).

Лингвист из США Чарльз Дж.Филлмор впервые назвал в 1960-х годах все семантические роли семантическими падежами или же глубинными падежами .

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.