Здавалка
Главная | Обратная связь

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ



Раннее детство, или преддошкольный период (1 –3 года)

План

1. ССР, ВД и ОН в период раннего детства.

2. Развитие познавательных процессов.

3. Становление самосознания.

4. Кризис 3 лет.

Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время (мама – биологический источник еды, средство передвижения и т.д.). В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого – ситуация «Мы». Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

 

Вопрос 1: ССР, ВД и ОН в период раннего детства.

РАННЕЕ ДЕТСТВО – преддошкольный период (1-3 ГОДА)

 

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

ССР –совместная деятельность со взрослым, опосредованная предметом: «ребенок – Предмет – взрослый».

Эта ситуация уже содержит в себе противоречие: знание о свойствах предметов и способе действия принадлежат взрослому, взрослый – носитель знаний о предмете, а ребенок, имея потребность в действиях с новыми предметами, не может ее удовлетворить без участия взрослого. Ребенок начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Пример: ребенку в 1 год и 5 месяцев купили тележку. Он стал ее водить и при этом для него не имеет значения, в каком положении она находится – стоит ли на колесах или вверх колесами. Взрослый может помочь в освоении правильного способа игры в соответствии с назначением игрушки.

Главная особенность социальной ситуации состоит в том, что ребенок входит в предметный мир – «мир постоянных вещей», осваивая функции предметов, их названия, значения и смысл. Новое отношение ребенка к миру предметов заключается в том, что они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления (В.С. Мухина, 1985).

Ребенок открывает для себя, что он является источником разнообразных желаний, действий и своей воли. Он начинает демонстрировать свою волю в общении со своими близкими, со взрослыми и другими детьми. Подобного рода социальная активность достаточно глубоко занимает ребенка и является значимой для него. Ребенок осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Ребенок учится выражать чувство привязанности и симпатии, а также чувство неудовольствия.

Постепенно развивается мотивация достижения, ребенок стремится к овладению физическими действиями, готов демонстрировать свои успехи и ожидает признания окружающих.

Раннее детство – возраст социализации, т. е. приобщения детей к нормам и ценностям общества. Взрослые и их формы взаимодействия с ребенком служат эталонами поведения. Ребенок внимательно следит за тем, как поступают и общаются окружающие его люди (Пример: Рена и штаны). Однако для присвоения ребенком этих норм требуются соответствующие указания, разъяснения и образцы поведения взрослых. Наиболее эффективные методы социализации детей раннего детства заключаются в последовательном моделировании приемлемых форм поведения и установлении с малышом теплых, дружеских отношений. Пример: Аня Шелковникова: «Дай сок» – после похода к бабушке, «Мамочка, дай сока, пожалуйста» – после воспитательных воздействий мамы.

Внутренняя позиция ребенка основывается на понимании им того, что с требованиями, которые предъявляют к его поведению окружающие люди, необходимо считаться. Ребенок начинает постепенно осознавать и учитывать тот факт, что от характера отношений с близкими окружающими людьми зависят его успехи и неудачи.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.