Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие психических функций



Восприятиеутрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – то, что ребенок начинает активно использовать названия различных качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет их для себя, отделяет их от других, определяя их состояния, связи и действия с ними, – видит и понимает реальные отношения между ними.

Восприятие пространства– образы восприятия до 5 лет недостаточно полны. В дошкольном возрасте дети очень хорошо воспринимают линейные величины (высота, ширина, длина), но у них могут возникать проблемы с восприятием объема и массы (отсутствует представление о сохранении объема – жидкость в разных по высоте емкостях). Постепенно восприятие начинает работать вместе с мышлением. Вижу, что маленький самолет, понимаю, что он большой, просто он далеко (но только в старшем возрасте).

Для развития зрительного восприятия формы, величины, цвета особое значение имеют продуктивные виды деятельности – аппликация, рисование, конструирование. Осязательное восприятие развивается в процессе лепки, ручного труда, фонематический слух – в процессе речевого общения, звуковысотный слух – на музыкальных занятиях.

Особое значение для развития восприятия в дошкольном возрасте имеет усвоение детьми систем сенсорных эталонов, то есть должно проявляться умение соотносить предмет с образцом, эталоном, делать анализ свойств предмета, восприятие должно стать аналитическим. Сенсорные эталоны используются детьми при выполнении действий восприятия, служат своеобразными мерками, дающими возможность определить особенности обследуемых предметов.

На четвертом году жизни у детей проявляется способность усвоить форму: круг, треугольник, квадрат. К концу дошкольного детства ребенок еще не владеет общепринятыми эталонами. Мерками для его восприятия служат представления о свойствах конкретных, хорошо знакомых предметов. Пример: Это проявляется, в частности, в тех словесных обозначениях, которые ребенок дает свойствам предметов. Определяя, например, треугольную форму, ребенок говорит о ней: «как домик», «как крыша»; определяя круглую, говорит: «как мячик»; овальную – «как огурчик»; о красном цвете говорит: «как вишенка» и т.п. (B.C. Мухина).

С детьми трех-пяти лет полезно играть, например, в «волшебный мешочек», тренировать распознавание разных геометрических форм – достать нужную по форме игрушку на ощупь. Полезно зрительно расчленять форму предмета на заданные части – это развивает восприятие. Для детей трехлетнего возраста уместно использовать разрезанные на 3-6 частей картинки. Сначала стоит показать образец складывания фигурки и попросить повторить, для пятилетних – лучше использовать фрагменты неправильной формы.

Пять лет – переломный возраст в развитии перцепции. Ребенок уже не ошибается в направлениях (вперед – назад, направо – налево), предлоги уже правильно употребляются, поэтому для стимуляции развития пространственных представлений можно строить план комнаты, двора.

Восприятие времени для дошкольника – не простая задача. Младший дошкольник ориентируется во времени суток, опираясь на режимные моменты: утро – когда встал, ложится спать – наступила ночь. Пример: Ребенок спрашивает маму, которая привела его утром в детский сад: «Ты завтра придешь, когда я посплю?» К пяти годам ориентиры для восприятия меняются. Дети опираются на более существенные признаки: «утро – это когда солнышко встает, когда светло». В восприятии настоящего времени дети сравнительно точны и успешны, а вот с отрезками прошлого и будущего – возникают сложности. Это связано с тем, что представления и воображение еще недостаточно развиты, ребенку трудно опереться на собственный опыт, ведь жизненный путь еще настолько мал, а память активна вообще только с 4-5 лет. Как следствие – ошибки в восприятии и суждениях о событиях прошлого и будущего времени.

Примеры: Алеша (4 года): «Мама, а когда ты родилась, мамонты еще были?»

Гарик (5 лет) Алику (4 года): «Не плачь, когда я вырасту и стану большой, буду тебя на руках носить».

В целом прошлое и будущее для ребенка пока ничего не значат (30 лет назад – непонятно), будущего – нет (бессмысленно говорить, что знания пригодятся в будущем, необходимо поучать на настоящем).

Внимание.Характерная особенность внимания дошкольников заключается в том, что внимание вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам.

Появлению и развитию произвольного внимания предшествует активное овладение речью. Если ребенка просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состоянии удерживать свое внимание.

Объем внимания невелик. Если попросить ребенка в 5-6 лет рассказать о двух-трех предметах рядом с ним, то один предмет описывается, остальные забываются, невнимательно анализирует картинки (зимой – серый заяц, а не белый; девочка с корзиной грибов – идет в лес, а не из леса). Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка (на привлекательных картинках – 15-20 сек.).

Воображение.Возраст сензетивен для развития воображения (творческого), характеризуется формированием мифов. У каждого ребенка существует своя мифология. Дети много фантазируют им нужно давать возможность рисовать, сочинять сказки и т.д., относясь к этому серьезно.

Младший дошкольник (до 5 лет) в норме фантазирует, старший – уже должен уметь дифференцировать мир реальный и фантазийный.

Память. Дошкольное детство – период, наиболее благоприятный для развития памяти. Она становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребёнок не запоминает с такой лёгкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.

1) На первых порах двигательные впечатления играют большую роль, чем слуховые или зрительные. Двигательная память является основной (обучение танцам – легко).

2) У младших дошкольников память непроизвольна. Ребёнок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными приёмами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребёнок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребёнок сопереживает их героям. Особенно богата память ребенка дошкольного возраста образами отдельных конкретных предметов. Пример: Я и красивый сундучок у бабушки.

В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Но пока сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание проявляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны в игре, при выполнении поручений взрослого.

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) произвольная память развивается. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти возникает и развивается память словесно-логическая. Вообще основной путь своего развития произвольная память проходит на следующих возрастных этапах.

3) В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности: 3-ий и 4-ый годы жизни становятся годами первых воспоминаний.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста будет происходить активно лишь тогда, когда сам ребенок заинтересован в запоминании. Это происходит, в частности, тогда, когда ребенок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него реальной, актуальный смысл, отвечающий игровым интересам. Вообще продуктивность запоминания в игре гораздо выше, чем в других видах деятельности.

При обучении запоминанию надо приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению обычно делает запоминание более эффективным. Нужно учить детей опосредованному запоминанию, то есть запоминанию с помощью картинок, образов, ассоциаций.

Мышление.У дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода (к 7 годам) – к словесно-логическому мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, он ещё не приобрёл взрослой логики рассуждений.

Пример: Своеобразие детской мысли-прослеживается в эксперименте Л.Ф. Обуховой, повторившей некоторые вопросы Ж. Пиаже для наших детей.

Андрей О. (6 лет 9 мес). «Почему звезды не падают?» – «Они маленькие, очень легкие, они вертятся как-то на небе, это не видно, только по телескопу видно». «Почему ветер дует?» – «Потому что ведь надо помогать на парусниках в спорте, он дует и помогает людям».

Слава Г. (5 лет 5 мес). «Откуда луна на небе появилась?» – «А может быть, ее построили?» «Кто?» – «Кто-нибудь. Ее построили или она сама выросла.» «А звезды откуда появились?» – «Взяли и выросли, и сами появились. А, может, луна появилась из света. Луна светит, но она холодная». «Почему луна не падает?» – «Потому что она на крылышках летает, а, может быть, там такие веревки и она висит...»

Илья К. (5 лет 5 мес). «Откуда сон приходит?» – «Когда смотришь что-нибудь, он в мозги зайдет, а когда спишь, то он из мозгов выходит и через голову прямо в глаза, а потом он уходит, ветер его сдувает и он улетает». «Если кто-нибудь с тобой рядышком будет спать, он сможет увидеть твой сон?» – «Наверное, может, потому что он может, наверное, через мое зрение проходить к маме или папе».

Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого – понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям.

Лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.

Таким образом, в благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Так, например, 5-летний ребенок уже приобретает такое отвлеченное понятие, как «живое существо». Он легко и быстро относит к «живым» крокодила, но слегка затрудняется, относя к этой категории дерево или тюльпан.

Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме. Скажем, 3-летнему ребенку значительно труднее представить себе понятия «день» и «час», чем 7-летнему. Это выражается, в частности, в том, что он не может оценить, как долго ему придется ждать маму, если она обещала вернуться через час.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет – значит, легкий, большой – значит, тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет, и т.д.).

Для осуществления перехода к абстрактно-логическому мышлению, процесс мышления должен переместиться во внутренний план. Развитие внутреннего плана действий ребёнка проходит следующие этапы:

I этап – манипулирование вещами в наглядно-действенном плане.

II этап – включается речь. Важна формулировка в словах.

III этап – задача решается уже в наглядно-образном плане путем манипулирования образами-представлениями.

IV этап – внутренний план действий.

Речь. В дошкольном возрасте в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.

Развиваются отдельные стороны речи:

§ звуковая сторона,

§ грамматический строй речи. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. Примеры: (К.И. Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» собрал много примеров детского словотворчества). «От мятных лепешек во рту – сквознячок». «У лысого голова – босиком». Девочка увидела в саду червяка: «Мама, мама, какой ползук!» Девочка бабушке: «Бабушка, за нами идет пристукник». Мальчик прибегает за вазелином: «Мама просит мазелин». Больной ребенок требует: «Положите мне на голову холодный мокресс!» «Дым трубится». «Давайте лопатить снег». «Смотри, как налужил дождь!» «Отскорлупай мне яйцо!» «Я уже начаёпился». «Уж лучше я непокушанный пойду гулять». «Мама сердится, но быстро удобряется».

§ интенсивно растет словарный состав речи.

То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи (содержание такой речи раскрывается в самом контексте и становится понятным слушателям независимо от знания обсуждаемой ситуации). Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым: появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь. Эгоцентрическая речь помогает регулировать и планировать действия.

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете (возраст «почемучек»). Благодаря общению, названному М.И. Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать – думать вслух. Примеры: Вот несколько характерных для дошкольников вопросов, с которыми они обращаются к родителям: «А куда летит дым?» «А кто качает деревья?» «Слушай, мама, когда я родился, откуда ты узнала, что я – Юрочка?» «А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?» «Мама, кто меня выродил? Ты? Я так и знала. Если бы папа, я была бы с усами».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.