Вопрос 4: Кризис 7 лет.
По описанию Л.С. Выготского, это возраст потери непосредственности, основные симптомы которого – манерничанье и кривлянье. Поведение ребенка перестает быть по-детски непосредственным, ребенок подчеркнуто демонстративен в проявлениях. Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года (в том смысле, что кардинально перестраивается привычная система регуляции). Проходит довольно незаметно, спокойно. Кризис регуляции на более высоком уровне: если до 7-ми лет регуляция производилась родителями, то после 7-ми лет (поступление в школу) – регуляция осуществляется самим ребенком. Теперь ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на недостаточное внимание к себе. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, котораяраздражает, так как интуитивно воспринимается взролыми как неискренность. С другой, – он кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим повышенные нормы и требования. Для ребенка распадается единство аффекта и мышления, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет еще своими чувствами (не может сдерживать, не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие. Базальная потребность – уважение. Любой младший школьник претендует на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания («Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают»). Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и для тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э. Эриксон выразил суть конфликта формулой «инициатива против чувства вины». Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности. Тогда инициатива и активность ребенка будут тормозиться в самом начале. Многие исследователи отмечают возникновение внеситуативного общения ребенка со взрослым. Оно как бы не привязано к ситуации, ребенок может и хочет обсуждать со взрослым более серьезные вопросы, нежели режимные моменты и совместное выполнение домашних обязанностей. Взрослые с удивлением обнаруживают изменения в поведении детей, которые вызывают трудности в общении с ними, дети проявляют непослушание, но не проявляют его в открытой форме, как это было в трехлетнем возрасте. В экспериментальном исследовании К.Н. Поливановой были обнаружены следующие особенности отношения ребенка к указанию взрослого: § пауза – реакция на просьбу, требование, которая выражается в отказе или отсрочке выполнения действия. Во время паузы ребенок «не слышит», о чем просят, не реагирует; § спор – реакция на просьбу, которая выражается в оспаривании необходимости действия или в сравнении себя с другими членами семьи: «почему ей можно, а мне нельзя?»; § непослушание, которое может быть демонстративным, часто ему сопутствует хитрость как способ избегания ответственности или наказания; § «взрослое поведение» – манерничанье и нарочито демонстративная рассудительность; § внешний вид – подчеркнутое внимание к собственной внешности (желание выглядеть взрослее); § упрямство, капризы, требовательность, реакция на критику и т.п. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|