Здавалка
Главная | Обратная связь

Задачи развития в старости



Психологические изменения в старости описываются большинством исследователей аналогично физиологическим:

-Интеллектуальный спад;

-Эмоциональный уход «во внутренний мир», в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни.

Но, кроме регрессивных явлений, старость рассматривается и как период развития (достижение мудрости, чувство удовлетворенности прожитыми годами, чувство полноты исполненного долга). Конечно, это свойственно личности, которая достигла полной интеграции, планы которой осуществлялись успешно. Если же фундаментальные задачи предыдущих лет не были осуществлены, то старость сопровождается ощущением безысходности, собственной никчемности, ненужности и отчаянием.

 

По Э. Эриксону, задача последнего периода жизни человека в интеграции, подытоживании всей прошедшей жизни. Интеграция – сложная личностная характеристика, этап в развитии личности, который определяет совокупность отношений человека к самому себе, к своей жизни, обществу и людям. Это своего рода принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни, как чего-то такого, чему суждено было произойти. Это состояние, при котором человек полностью принимает свою жизнь как таковую, со всеми достижениями и поражениями, он испытывает удовлетворение от пройденного жизненного пути и не испытывает разочарования по поводу того, что не сможет уже прожить жизнь заново, чтобы исправить прежние ошибки. Такой человек готов защищать достоинство собственного стиля жизни, он принимает и понимает относительность и бренность всего того, что составляет его самого и его жизнь. При достижении человеком такой интеграции смерть перестает казаться страшным концом жизни и принимается как естественное событие, как завершение жизни.

Если же человек не может достичь такой интеграции, то жизнь кажется чередой нереализованных желаний и непоправимых ошибок, а смерть выступает как нечто ужасное. При этом отсутствие или утрата эго-интеграции выражается в страхе смерти. Единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени осталось слишком мало для того, чтобы попытаться начать новую жизнь и пройти иные пути к целостности.

Таким образом, на этой стадии развития перед человеком встает своеобразный выбор, полностью зависящий от него самого, между принятием своей жизни в том виде, как она есть, удовлетворение пройденным жизненным путем, и чувством безысходной тоски и отчаянием от невозможности ярче и богаче прожить жизнь заново.

 

Д. Бромлей выделяет следующие 5 типов приспособления к старости, которые выражаются в установках личности:

Конструктивная установка: человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими, критичен в отношении самого себя, терпим в общении с другими. Он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, рассматривает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожаления. Человек такого типа с доверием относится к окружающим и рассчитывает на их помощь.

Установка зависимости: присуща индивидам, проявляющим пассивность и склонным к зависимости от других. Люди этой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия. Семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и стрессов.

Защитная установка: характерна для самодостаточных людей, обладающих психологической броней, поглощенных профессиональной деятельностью. Они избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах. Эти люди подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усилением внешней активности.

Установка враждебности: присуща «разгневанным старикам», которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и предъявляют массу претензий к своему окружению – близким, друзьям, обществу в целом. Они неадекватно воспринимают старость, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее.

Установка враждебности, направленная против себя самого, характерна для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях. Они не восстают против старости, пассивно воспринимают удары судьбы. Неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе, смерть рассматривается ими как освобождение от страданий.

Е.М. Храповицкая описывает некоторые признаки благополучного и неблагополучного протекания процессов старения.

Неблагополучные признаки:

  • регрессия – постоянные взывания к помощи;
  • изоляция;
  • стремление вызвать к себе интерес окружающих;
  • отчаянные попытки сохранить уходящую зрелость (это выражается в манере одеваться, сексуальном поведении и проведении досуга);
  • отсутствие интереса к новому (погруженность в воспоминания о прошлом, малоподвижный образ жизни);
  • самообвинения за упущенные возможности;
  • преувеличение эмоциональной сдержанности, демонстративно - излишняя прямолинейность;
  • неохотное принятие помощи от других;
  • чувство одиночества, ненужности;
  • страх смерти;
  • отношение к смерти, как избавление от страданий;
  • отрицание собственных недостатков и проецирование их на внешний мир.

 

Благополучные признаки:

  • сохранение позитивной, хорошо организованной идентичности;
  • уверенность в себе;
  • сохранение социальной активности;
  • способность к саморефлексии;
  • умение противостоять навязываемым ценностям;
  • самообразование, отдых, развлечения (на которые раньше не было времени);
  • забота о собственном здоровье;
  • хорошее настроение;
  • отношение к смерти как естественному событию;
  • позитивное отношение к молодежи;
  • осознание безусловного значения жизни перед лицом смерти.

 

Итак, старость, как и другие возрастные периоды, есть период развития, поэтому и в это время происходит выбор смысла и цели жизни, а, следовательно, возможности прогрессивного или регрессивного изменения личности. И в старости есть потенциальные возможности противостоять регрессу. Активность в позднем возрасте может быть направлена либо на сохранение личности, либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и разную ее продолжительность.

 

Лекция_зрелость

1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития/пер с англ. – М.: «Когито-центр», 2000. – 350 с.

Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 272 с.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.