Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 4: «Комплекс оживления» как новообразование кризиса новорожденности.



Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться.Эта бурная эмоциональная реакция была названа «Комплекс оживления».Комплексоживления, включающий истинно человеческую особенность – улыбку, – знаменует собой появление первой социальной потребности – потребности в общении.

КО проявляется в виде следующих реакций:

§ Общее моторное возбуждение при приближении взрослого

§ Использование плача, крика для привлечения к себе внимания

§ Обильные вокализации при общении с матерью

§ Реакция улыбки.

А становление потребности в общении означает, что он в своем развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности, начинается младенчество. Таким образом, КО служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития. КО раньше появляется у тех детей, матери которых не только удовлетворяют их витальные потребности, но и общаются с ними, играют.

 

Вопрос 5: Роль общения в психической жизни новорожденного. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность.

Общение со взрослым, который ухаживает за ребенком, является жизненно важным для ребенка.

Напомним, что социальная ситуация новорожденного специфична и определяется следующими моментами:

  1. Полная биологическая беспомощность ребенка, который не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности без помощи взрослого, что делает новорожденного максимально социальным существом.
  2. у ребенка нет никаких основных средств общения со взрослым (речь).

В этом есть основное противоречие возраста, и оно лежит в основе всего развития в данном периоде.

Ведущая деятельность:эмоциональное общение со взрослым.

 

Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хорошие условия, дети плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем развитии. Позже эти дети, которые были оторваны от родителей, не могли строить свои отношения со сверстниками (вместо адекватных дружеских, равных отношений строили отношения превосходства, чтобы пережить заботу о себе, «побывать детьми») А. Фрейд. Это явление получило название «госпитализм» – возникает вследствие дефицита внимания и воспитания. Он может возникать и в условиях семьи у равнодушных к своим детям родителей – особенно у «холодных» матерей, не уделяющих своим детям внимание.

Эту стадию можно и нужно восполнять заботой, вниманием, от этого зависит возникновение доверия-недоверия ребенка к миру (ребенок научается различать, что может последовать, т.е. оценить последствия ситуации).

Следующий сензитивный период для общения – 3 года (первый – до года), далее – подростковый.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.