Здавалка
Главная | Обратная связь

К проблеме нарциссизма



Нарциссическая организация личности: феноменология и психотерапия

Предлагаемая вашему вниманию статья основана на опыте нескольких последних лет работы автора и предполагает более или менее неконфликтное сосуществование гештальтистских и психоаналитических идей при описании одного и того же феномена, а именно – нарциссической личностной организации. Мне представляется очень плодотворным и перспективным методологическое сочетание гештальтистской парадигмы с ее опорой на понятия контакта, диалога, творческого приспособления и т.д. и психоаналитической с традиционным акцентом на психодинамике.

Нарциссизм – не только одна из наиболее актуальных, но также и сложных проблем современной психотерапевтической практики. Чтобы не запутать читателя, я постараюсь в этой статье описать феномен нарциссической организации некоторых наших клиентов, по возможности структурируя текст несколькими логическими блоками. Статья представлена двумя разделами, один из которых раскрывает психологические механизмы формирования и феноменологию нарциссической личностной организации, другой содержит в тезисном изложении основные особенности психотерапии.

К проблеме нарциссизма

Нарциссизм – не только одна из наиболее актуальных, но также и сложных проблем современной психотерапевтической практики. Чтобы совершенно не запутать читателя, я постараюсь в этой разделе описать феномен нарциссической организации некоторых наших клиентов, по возможности структурируя текст несколькими логическими блоками.

Механизмы формирования нарциссической личности:

1. «Нарциссическое расширение» (или феномен «одиночества вундеркинда», более известный в педагогической литературе). Этот механизм характерен для «слишком» хороших и послушных детей, рано достигающих многого. Однако, их родителей интересует только совершенство ребенка, но не его чувства, не его внутренний мир («пусть я не защитила кандидатскую диссертацию, но моя-то дочь должна защитить докторскую» или «я не стал полковником, но сын должен стать генералом» и т.д.). Такой человек постоянно живет в поле высоких ожиданий («ты должен быть лучшим (первым)» и т.д.), но не чувствителен к зоне своего Я. Несомненно, каждый ребенок до некоторой степени рассматривается его родителями как нарциссическое расширение. Как правило, проблемой в этом случае является степень и баланс в отношениях (т.е. получает ли ребенок внимание также и независимо от того, содействует ли он целям родителей).

2. «Нарциссическое ранение» (или «нарциссическая травма»). В анамнезе у таких клиентов часто можно обнаружить ранний разрыв установленных близких отношений со значимыми взрослыми или их эмоциональное отвержение. Такие люди достаточно хорошо контактируют, достигают многого, но не умеют это использовать, т.е. принципиально ненасыщаемы. А отсюда, становится очень понятной характерная для них постоянная потребность в достижении. Еще одна яркая особенность таких клиентов, являющаяся следствием раннего эмоционального разрыва – т.н. механизм опережающего отвержения (ввиду того, что в опыте формируется идея любых близких отношений как потенциально травматичных, они склонны оставлять других людей до установления опасной близости). Кстати говоря, многие исследователи и клиницисты, которые подчеркивали роль первичной привязанности, понимали нарциссическую патологию не как фиксацию на нормальной инфантильной грандиозности, а как компенсацию ранних разочарований во взаимоотношениях.

Клиентку привела на прием мать. Это была 23-летняя девушка, желающая выйти замуж, чтобы покинуть родительский дом. Однако цели своей она пыталась достичь странным способом. Знакомясь с новым молодым человеком, она могла допустить развитие их отношений только до определенной степени близости (пока это не становилось для нее опасным), после чего очень быстро и стремительно разрывала контакт в результате полного или частичного обесценивания партнера. Любопытно, что в семейной истории была следующая ситуация. Клиентка воспитывалась одной матерью, которая в раннем детстве вынуждена была оставить свою дочь бабушке, навещая их крайне редко.

3. Подростковый возраст может способствовать нарциссической фиксации в том случае, если подросток может опереться только на себя. Однако, следует отметить следующее. Несмотря на то, что этот механизм выделяется мною в качестве самостоятельного, в анамнезе каждого из таких клиентов можно обнаружить наличие и влияние первых двух описанных механизмов. Тем не менее, более адекватными воспитанию ребенка и профилактике нарциссических расстройств на этом этапе были бы любовь и доверие, но не контроль.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.