Область применения рабочей программы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ Дисциплины
Русский язык и культура речи
г. Сосновый Бор
2016г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее НПО) __________ ____________________________
код наименование специальности(ей) / профессии(ий)
Указать специальность (специальности) / профессию (профессии), укрупненную группу (группы) специальностей / профессий или направление (направления) подготовки в зависимости от широты использования примерной программы учебной дисциплины.
ОДОБРЕНА
Комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
|
| Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для технических специальностей
|
|
|
|
Организация-разработчик:
Разработчики:
|
|
|
|
|
|
Мизина М. А.
|
| преподаватель Сосновоборского политехнического колледжа
|
Содержание:
1.
| ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
| 1.1. Область применения программы ......................................................................
|
|
| 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы ……………………………………………………….
|
|
| 1.3. Цель и задачи учебной дисциплины…………………………………………..
|
|
| 1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины….............................................................................................................
|
|
|
|
|
2.
| СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
| 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы………………………..
|
|
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины…………………….
|
|
|
|
|
3.
| УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
| 3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению…………………………………………………………………………...
|
|
| 3.2. Информационное обеспечение обучения……………………………………….
|
|
|
|
|
4.
| КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………..
|
|
| |
|
5.
| ПРИЛОЖЕНИЕ
|
|
| 5.1. Примерные темы докладов, рефератов, презентаций для самостоятельной работы студентов …………………………………………………………………..
|
|
| 5.2. Вопросы для дифференцированного зачёта по дисциплине «Русский язык и культура речи».……………………………………..................................................
|
|
Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для студентов колледжа.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» составлена на основе примерной программы по русскому языку, предназначенной для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих программу среднего (полного) общего образования. Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов) образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам учебной дисциплины и устанавливает последовательность изучения тем (разделов) учебной дисциплины с учетом междисциплинарных и внутридисциплинарных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей студентов.
Дисциплина «Русский язык и культура речи» может быть использована на курсах дополнительного образования (в программах повышения квалификации или переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в цикле профессиональных дисциплин в разделе «Общий гуманитарный и социально-экономический цикл» и опирается на знания, полученные студентами в процессе школьного изучения дисциплины «Русский язык», имеет межпредметные связи с дисциплинами общеобразовательного цикла «Русский язык», «Литература».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Изучение дисциплины предполагает достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- закрепление и углубление знаний по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию, культуре речи;
- дальнейшее развитиеи совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии, навыков самоорганизации и саморазвития, информационных умений и навыков;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности студентов, а также расширение знаний по культуре речи;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общений;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-закрепление и расширение знаний студентов о тексте, функциональных стилях;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры орфографической и пунктуационной грамотности;
- способствование развитию речи и мышления студентов на межпредметной основе.
Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
Целью изучения любой дисциплины является формирование общих и профессиональных компетенций:
Обучение на основе данной рабочей программы должно строиться на основе компетентностного подхода. У студентов необходимо развивать и совершенствовать коммуникативную, языковую, лингвистическую (языковедческую) и культуроведческую компетенции. Формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Общие компетенции:
▪ коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в связи с их коммуникативной целесообразностью.
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка студентами устных выступлений, рефератов, информационной переработки текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.) (ОК 1);
▪ языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, овладения основными нормами русского литературного языка, отработки умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся (ОК 2);
▪ формирование культуроведческой компетенции проходит в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов (ОК 3).
Профессиональные компетенции:
▪ изучение профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
В результате изучения дисциплины студент должен:
▪ знать / понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
-различия между языком и речью;
- смысл понятий: литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
-специфику устной и письменной речи;
-правила продуцирования текстов разных деловых жанров.
▪ уметьиобладать следующими навыками:
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;
-анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
-устран ять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
-пользоваться словарями русского языка.
Аудирование и чтение:
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
▪ осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
▪ развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
▪ увеличения словарного запаса, расширения круга используемых языковых и речевых средств, совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
▪ совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
▪ самообразованию и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося___86___часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося____56__;
самостоятельной работы обучающегося ___30___ часов.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
|
в том числе:
|
|
практические занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
|
|
|
| |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Наименование тем и разделов
| Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
Раздел 1. Введение
Тема 1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
| Связь языка и истории, культуры русского и других народов. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь. Смысл понятий: литературный язык, языковая норма.
Практические работы:
1. Орфографическая разминка.
2. Осложненное упражнение: найти нарушения литературной нормы.
Самостоятельная работа:
1. Работа по оформлению личного словаря правильного произношения и словоупотребления «Говори правильно!»
|
| 2, 3
|
Раздел 2.Лексика и фразеология.
Тема 2.Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Лексические нормы. Лексические ошибки, связанные с употреблением синонимов и паронимов. Их исправление.
| Практическое занятие.
Лексические единицы языка. Лексические нормы современного русского литературного языка: сочетаемость слов, правильное употребление паронимов. Смысл понятий: метафора, метонимия.
Практические работы:
1. Тренировочное упражнение: соотнести слова с лексическим значением.
2. Комментированное упражнение: найти и устранить в тексте лексические ошибки, связанные с неправильным употреблением паронимов.
Самостоятельная работа:
Внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение индивидуальных проектных заданий (по выбору):
1. Создание электронной презентации по одной из тем: 1. «Многозначность слова».
2. «Прямое и переносное значение слова».
3. «Метафора, метонимия как выразительные средства языка».
2. Создание учебно-исследовательского проекта по одной из предложенных тем для представления на конкурсе творческих и учебно-исследовательских работ.
|
| 1, 2, 3
|
Тема 3.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
| Лексика с точки зрения ее употребления. Смысл понятий: жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы, профессионализмы, термины. Лексические нормы современного русского литературного языка.
Смысл понятий: архаизмы, историзмы, неологизмы. Представление о русском речевом этикете.
Практические работы:
1. Тренировочное упражнение: найти в тексте и исправить лексические ошибки.
2. Комментированное упражнение: охарактеризуйте слова с точки зрения их происхождения.
3. Творческое задание: составить текст с использованием русских пословиц и поговорок.
4. Тренировочное упражнение: найти в тексте устаревшие слова.
Самостоятельная работа:
1. Подготовка доклада на темы (по выбору):
1. «Особенности русского речевого этикета».
2 «Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта».
3. «Фольклорная лексика и фразеология».
4 «Русские пословицы и поговорки».
|
| 1, 2, 3
|
Тема 4.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
| Фразеологические единицы языка. Нормы употребления фразеологизмов. Смысл понятия: афоризмы.
Практические работы:
1. Тренировочное упражнение: к фразеологизмам подобрать фразеологические синонимы.
2. Комментированное упражнение: отредактировать текст (найти ошибки в употреблении фразеологизмов).
Самостоятельная работа:
Подготовка доклада на темы (по выбору):
1. «Афоризмы».
2. «Лексические и фразеологические словари».
|
| 1, 2, 3
|
Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Тема 5.
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Фонетический разбор слова.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
| Фонетические единицы русского языка: фонема, слог, речевой такт, фонетическая фраза, фонетическое слово. Смысл понятий: открытый и закрытый слог; ударение словесное и логическое.
Практические работы:
1. Орфоэпический диктант: расставить в словах ударение.
2. Орфографическая разминка.
Самостоятельная работа:Самостоятельная работа с личным словарём произношения и словоупотребления «Говори и пиши правильно!».
|
| 1, 2, 3
|
Тема 6.
Орфоэпические нормы: нормы ударения. Использование орфоэпического словаря.
Употребление буквы ь.
| Практическое занятие.
Орфоэпические нормы современного русского литературного языка: нормы постановки ударения в словах разных частей речи. Орфографические нормы современного русского литературного языка.
Практические работы:
1. Выборочное упражнение.
2. Тренировочное упражнение: расставить в словах ударение.
3. Предупредительный диктант с грамматическим заданием.
|
| 1, 2, 3
|
Тема 7.
Орфоэпические нормы: нормы произносительные. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Правописание о/ё после шипящих и ц.
Правописание приставок на з-/с-. Правописание и-ы после приставок.
| Основные нормы произношения гласных и согласных, произношение заимствованных слов. Орфографические нормы современного русского литературного языка.
Практические работы:
1. Орфоэпический диктант.
2. Осложненный диктант: записать текст, выделить в словах условия орфограммы «Правописание о/ё после шипящих и ц».
|
| 1, 2, 3
|
Раздел 4. Морфемика. Словообразование. Орфография.
Тема 8.
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный разбор.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
| Смысл понятий: морфема, многозначность морфем, их синонимия и антонимия. Способы словообразования.
Практические работы:
1. Тренировочное упражнение: выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова.
2. Выборочное упражнение: выписать из текста слова с чередующимися гласными в корне.
Самостоятельная работа:Выполнение упражнения по образцу: Греков В.Ф. Русский язык, с. 88-100; с.96 №131.
|
| 1, 2
|
Раздел 5. Морфология и орфография.
Тема 9.
Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.
Имя существительное. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
| Знаменательные и незнаменательные части речи. Грамматические признаки имени существительного. Нормы употребления форм имен существительных.
Практические работы:
1. Тренировочное упражнение: определить части речи.
2. Творческое задание: отредактировать текст.
3. Комментированное упражнение.
|
| 1, 2
|
Тема 10.
Имя прилагательное.Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
| Практическое занятие.
Грамматические признаки имени прилагательного. Нормы употребления форм имен прилагательных. Нормы правописания имен прилагательных.
Практические работы:
1. Комментированное упражнение.
2.Творческое задание: отредактировать текст.
3. Предупредительный диктант с грамматическим заданием.
|
| 1, 2, 3
|
Тема 11.
Имя числительное. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
Местоимение. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Лексико-грамматические разряды местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
| Грамматические признаки имени числительного и местоимения. Нормы употребления форм имени числительного и местоимения. Нормы правописания имен числительных.
Практические работы:
1. Комментированное упражнение.
2.Творческое задание: отредактировать текст.
3. Орфографический диктант.
|
| 1, 2
|
Тема 12.
Глагол. Грамматические признаки глагола (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи.
| Практическое занятие.
Грамматические признаки глагола. Нормы употребления форм глагола. Нормы правописания глаголов.
Практические работы:
1. Выборочное упражнение.
2.Творческое задание: отредактировать текст.
3. Предупредительный диктант с грамматическим заданием.
Самостоятельная работа:Внеаудиторная самостоятельная работа по конспектированию вопроса: «Правописание суффиксов и личных окончаний глагола»: Греков В.Ф. Русский язык, с. 177-180, 180-182.
|
| 1, 2
|
Тема 13.
Причастие как особая форма глагола. Грамматические признаки причастия (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
| Грамматические признаки причастия. Нормы правописания и пунктуации причастий.
Практические работы:
1. Осложненное упражнение.
2. Творческое задание: отредактировать текст.
|
| 1, 2
|
Тема 14.
Деепричастие как особая форма глагола. Грамматические признаки глагола (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями.
| Грамматические признаки деепричастия. Нормы правописания деепричастий.
Практические работы:
1. Комментированное упражнение.
2. Орфографическая разминка.
3. Предупредительный диктант с грамматическим заданием.
|
| 1, 2, 3
|
Тема 15.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Особенности построения предложений с деепричастным оборотом.
| Практическое занятие.
Нормы употребления деепричастий и деепричастных оборотов.
Практические работы:
1. Творческое задание: отредактировать текст.
2. Осложненный диктант.
|
| 1, 2
|
Тема 16.
Наречие.Грамматические признаки наречия (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Степени сравнений наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
| Грамматические признаки наречия. Назначение слов категории состояния. Нормы употребления наречий в речи. Нормы правописания наречий.
Практические работы:
1. Выборочный диктант.
2. Творческое задание: отредактировать текст.
|
| 1, 2
|
Тема 17.
Служебные части речи. Предлог как часть речи.Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение,вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи.
| Нормы употребления предлогов в речи. Нормы правописания предлогов.
Нормы употребления союзов в речи. Нормы правописания союзов.
Нормы употребления частиц в речи. Нормы правописания частиц.
Практические работы:
1. Редактирование текста: устранить ошибки в употреблении предлогов.
2. Осложненный диктант: пунктуационный разбор предложений.
3. Предупредительный диктант с грамматическим заданием.
|
| 1, 2, 3
|
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.
Тема 18.
Основные единицы синтаксиса.Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.
Словосочетание.Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.
Простое предложение.
Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.
| Основные синтаксические единицы. Нормы построения словосочетаний.
Синтаксический строй предложений. Нормы построения предложений.
Практические работы:
1. Выборочное упражнение: «разбить» предложение на словосочетания.
2. Предупредительный диктант с грамматическим заданием.
3. Творческое задание: редактирование текста.
|
| 1, 2, 3
|
Тема 19.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
| Нормы пунктуации.
Практические работы:
1. Осложненное задание: пунктуационный разбор предложения.
2. Творческое задание: редактирование текста.
|
| 1, 2
|
Тема 20.
Осложненное простое предложение.Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.
Предложения с обособленными и уточняющими членами.
| Практическое занятие.
Синтаксический строй предложений. Нормы употребления однородных членов предложения в разных стилях. Нормы пунктуации.
Синтаксический строй предложений с обособлениями и уточняющими членами. Нормы пунктуации.
Практические работы:
1. Осложненный диктант: пунктуационный разбор предложений.
2. Орфографический диктант.
|
| 1, 2, 3
|
Тема 21.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
| Синтаксический строй предложений с прямой и косвенной речью. Синтаксический строй предложений с диалогом. Нормы пунктуации.
Практические работы:
1. Комментированное упражнение.
2.Творческое задание: отредактировать текст.
|
| 1, 2
|
Тема 22.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение.Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
| Синтаксический строй сложносочиненных предложений. Нормы пунктуации. Синтаксические нормы употребления сложносочиненных предложений.
Синтаксический строй сложноподчиненных предложений. Нормы пунктуации. Синтаксические нормы употребления сложноподчиненных предложений.
Практические работы:
1. Творческое задание: отредактировать текст.
2. Осложненный диктант.
|
| 1, 2, 3
|
Тема 23.
Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
| Синтаксический строй бессоюзных предложений. Нормы пунктуации. Синтаксические нормы употребления сложных бессоюзных предложений.
Практические работы:
1. Осложненный диктант.
2. Творческое задание: отредактировать текст.
|
| 1, 2, 3
|
Тема 24.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.
| Практическое занятие.
Синтаксический строй сложных предложений с разными видами связи. Нормы пунктуации. Синтаксические нормы употребления предложений с разными видами связи. Смысл понятий: сложное синтаксическое целое, период.
Практические работы:
1. Тренировочное упражнение.
2.Творческое задание: конструирование текста.
3. Комментированное упражнение.
|
| 1, 2
|
Раздел 7.
Тема 25. Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
| Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, их языковые признаки. Особенности построения текста разных стилей. Представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.
Практические работы:
1. Тренировочное упражнение: выполнение стилистического анализа текста.
2. Творческое задание: конструирование текста.
3. Орфографический диктант.
|
| 1, 2, 3
|
Тема 26.
Официально-деловой стиль речи.Признаки, назначение. Подстили официально-делового стиля.
Публицистический стиль речи, его назначение.Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
| Требования официально-делового стиля, его подстили. Особенности построения текста официально-делового стиля.
Назначение, жанры публицистического стиля. Особенности построения текста публичного выступления.
Практические работы:
1. Тренировочное упражнение: выполнение стилистического анализа текста.
2. Творческое задание: редактирование текста.
3. Орфографический диктант.
Самостоятельная работа:
1. Внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение индивидуальных проектных заданий (по выбору):
1. Создание электронной презентации по одной из тем курса.
2. Создание учебно-исследовательского проекта по одной из основных или дополнительных тем курса для представления на конкурсе творческих работ.
|
| 1, 2,3
|
Тема 27.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
| Признаки художественного стиля.
Практические работы:
1. Тренировочное упражнение: выполнение стилистического анализа текста.
2. Творческое задание: редактирование текста.
3. Предупредительный диктант.
|
| 1, 2,3
|
Тема 28.
| Дифференцированный зачет
|
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.