Здавалка
Главная | Обратная связь

Перераспределение функций.



Язык как часть социально-психологической жизни человека полифункционален. Удельный вес его функций варьирует в связи с социальными потребностями. Если предположить, что на заре его появления преобладали когнитивная, сакральная и кумулятивная функции, то в период зрелости стали выдвигаться такие, как конативная (воздействие), фатическая (контактоустанавливающая), эстетическая (поэтическая) и др. Помимо традиционно отмеченных функций, я бы выделил, пожалуй, наиболее доминирующие в современный период: конститутивную, девиативную и людическую. Под конститутивной функцией я понимаю письменное законодательное словотворчество – указы, предписания, законы, конституцию, регламентирующие социальную жизнь. Она, бесспорно, является отличительной чертой человеческого языка от иных органических коммуникативных систем, во-первых, потому что сама вторичная графическая кодировка языка уникальна, во-вторых, потому что животный мир не вырабатывает законы для каждого своего вида, а живет по негласным законам Природы.

В свое время Р.Якобсон выделил референтивную функцию языка (в терминологии К.Бюлера репрезентативную), т.е. установку на действительность. Функция, которую я называю девиативной, имеет в виду прямо противоположное: установку на искажение действительности, или попросту говоря, ложь. Нельзя сказать, что ложь появилась вчера или в прошлом веке: уже в Святом Писании есть заповедь «Не лжесвидетельствуй». Ложь имеет социально-психологические корни: это страх перед осуждением со стороны близких или общества вообще, или еще глубже, инстинкт самосохранения. Разновидностями этой мотивации являются стремление получить положительную оценку (похвалу), привлечь интерес или не вызвать отрицательных эмоций у адресата (ложь «во спасение»). Не будет преувеличением считать, что девиативная функция занимает в нынешнем обществе видное место среди остальных. Однако в животном и растительном мире так же можно найти проявления девиативной функции и прежде всего в поведенческих реакциях: покровительственная окраска, имитация безжизненности, яркие, привлекательные цвета у ядовитых или хищных растений и т.д. Что же касается звуковых коммуникативных систем животных, то, поскольку там отсутствует отражательная функция, вряд ли можно предположить наличие функции девиативной.

Если провести мониторинг сегодняшних телепередач за сутки, создается впечатление, что людической (игровой) функции языка отводится особо почетная роль. Комедийные сериалы, шоу, конкурсы и т.п. стали обязательной составляющей медийной жизни. Такая же тенденция наблюдается в Интернет-общении. Зачастую людическая и девиативная функции неразличимо переплетаются, преследуя одну цель: создание комического эффекта. Поэтическую функцию (установка на форму сообщения), сформулированную в Пражском лингвистическом кружке, пожалуй, можно отнести к разновидности людической функции. Наличие людической функции обнаруживается и в коммуникации животных: игры взрослых особей с детёнышами, брачные игры, подражание чужеродным голосам и звукам у некоторых видов птиц и т.д. Так что мы, люди, продолжаем закрепленные в природе традиции игры, перенося ее в мир языка.

В итоге действительно уникальными чертами человеческого языка оказываются некоторые из его функций: референтивная, когнитивная, сакральная, кумулятивная и конститутивная. Последние две обязаны своим существованием уникальному в органической коммуникации вторичному кодированию – письменной форме языка.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.