Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие внешнеэкономической деятельности



Впервые термин «внешнеэкономическая деятельность» был законодательно закреплён в Конституции СССР1977 года, где были зафиксированы понятия внешней торговли и других видов внешнеэкономическойдеятельности с указанием их ведения на основе государственной монополии. [2]

Попытки правового регулирования внешнеэкономической деятельности предпринимались ещё на зарестановления Республики Беларусь как независимого государства. Так, 25 октября 1990 года был принят ЗаконРеспублики Беларусь «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» (Далее –Закон о внешнеэкономической деятельности 1990 года), вступивший в силу 1 января 1991 года. Закон овнешнеэкономической деятельности 1990 года определял основы внешнеэкономических отношенийРеспублики Беларусь и основывался на принципах, закрепленных в Декларации о государственномсуверенитете Республики, общепринятых международных нормах и правилах. [3]

Особенностью Закона о внешнеэкономической деятельности 1990 года являлось то, что к субъектамвнешнеэкономической деятельности законодатель отнёс не только государство, но и предприятия,организации, их объединения, кооперативы, иные юридические и физические лица после соответствующейрегистрации. Т. е., государство шло по пути формирования рыночных отношений и вовлечения страны вмировые хозяйственные связи, признавая, что внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровнегосударственных органов власти и управления, так и на уровне хозяйственных организаций, отдельныхсубъектов хозяйствования (предприятий, фирм и т.д.).

В ведении государства в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности находились:

  1. разработка и осуществление внешнеэкономической политики, в том числе, валютно-кредитной, порядокквотирования и лицензирования внешнеэкономических операций;
  2. установление законодательных основ хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере;
  3. заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности всоответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  4. установление порядка создания и регистрации совместных предприятий, международных объединений,ассоциаций, предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью;
  5. защита экономических интересов республики, предприятий, организаций и граждан Республики Беларусь зарубежом;
  6. установление налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет республики и местных Советов от доходовучастников внешнеэкономической деятельности, нормы которых устанавливаются законодательствомРеспублики Беларусь;
  7. определение зон свободного предпринимательства;
  8. установление правовой защиты иностранных инвесторов на территории республики;
  9. участие в создании и деятельности международных экономических и научно-технических организаций, атакже межправительственных комиссий и комитетов по торгово-экономическому, научно-техническому икультурному сотрудничеству и иных международных органов[3].

Закон о внешнеэкономической деятельности 1990 года также установил, что участники внешнеэкономическойдеятельности не отвечают по обязательствам государства; государство не отвечает по обязательствамучастников внешнеэкономической деятельности.

Очевидно, что при таком количестве субъектов внешнеэкономической деятельности, существует большоеколичество форм её осуществления. Анализируя научную литературу, можно отметить, что большинствоавторов выделяют следующие формы внешнеэкономической деятельности:

  1. внешняя торговля;
  2. совместные и иностранные предприятия на территории Республики Беларусь;
  3. совместные и иностранные предприятия за рубежом;
  4. научно-техническое сотрудничество (обмен достижениями науки и техники и совместное осуществлениенаучно-технических работ);
  5. технико-экономическое сотрудничество (содействие в области промышленного и гражданского строительства,предоставление услуг инженерно-технического характера);
  6. международный туризм;
  7. сотрудничество в свободных экономических зонах;
  8. сотрудничество в банковской сфере;
  9. подрядное сотрудничество;
  10. аренда, включая лизинг;
  11. международные объединения и организации;
  12. привлечение иностранной рабочей силы;
  13. производственное кооперирование;
  14. сотрудничество на компенсационной основе;
  15. финансово-промышленные группы;
  16. прибрежная и приграничная торговля;
  17. другие формы экономического сотрудничества (ассоциации, торговые дома, биржи, торги и т.д.).

Следующим этапом развития национального законодательства, регулирующего внешнеэкономическуюдеятельность в Республике Беларусь, стал Закон республики Беларусь от 29 декабря 1998 г. «Огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности» (Далее – Закон о внешнеторговойдеятельности 1998 года).Закон о внешнеторговой деятельности 1998 года определял правовые основыгосударственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственныхорганов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности с целью обеспечения экономическойбезопасности Республики Беларусь, стимулирования развития национальной экономики при осуществлениивнешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики РеспубликиБеларусь в мировую экономику. [4]

Понимая важность и актуальность объекта правового регулирования, законодатель закрепил правовыенормы, способствующие развитию внешнеэкономических связей.

Под внешнеторговой деятельностью, как одной из основных форм внешнеэкономической деятельности,понималось - деятельность резидентов Республики Беларусь, связанная с другим государством, егосубъектами или международными организациями по реализации товаров, работ, услуг, результатовинтеллектуальной деятельности.

В соответствии с Законом о внешнеторговой деятельности 1998 года, правом осуществления внешнеторговойдеятельности обладали все резиденты Республики Беларусь, если иное не предусматривалось актамизаконодательства Республики Беларусь, с момента их Государственной регистрации в качестве юридическоголица или предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Нерезиденты Республики Беларусь могли осуществлять внешнеторговую деятельность в РеспубликеБеларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Государственные органы Республики Беларусь, выступающие в качестве стороны сделки, осуществляютвнешнеторговую деятельность в порядке и на условиях, предусмотренных для юридических лиц РеспубликиБеларусь.

Законы Республики Беларусь от 25 октября 1990 года и от 29 декабря 1998 года утратили силу в связи спринятием 25 ноября 2004 года Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (Далее – Закон о внешнеторговой деятельности).

Закон о внешнеторговой деятельности определяет правовые основы государственного регулированиявнешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь вобласти внешнеторговой деятельности в целях обеспечения национальной безопасности РеспубликиБеларусь, в том числе в экономической сфере, стимулирования развития национальной экономики,обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности.

Упростилось понятие внешнеторговой деятельности. Теперь под ней понимают деятельность поосуществлению внешней торговли товарами, и (или) услугами, и (или) объектами интеллектуальнойсобственности.

Закон о внешнеторговой деятельности также определил методы осуществления государственногорегулирования внешнеторговой деятельности. К ним относятся:

  1. таможенно-тарифное регулирование;
  2. нетарифное регулирование;
  3. запреты и ограничения внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности. [5]

Таким образом, с 1990 года Республика Беларусь прошла путь становления и развития законодательства овнешнеэкономической деятельности. Правовой вакуум в начале 90-х годов был вызван кореннымиизменениями в политической, экономической и общественной жизни. С появлением и развитием рыночныхотношений в Республике Беларусь возник пласт новых общественных отношений, которые нуждались вправовом регулировании. Для этого был издан ряд законов и подзаконных актов, создавших в РеспубликеБеларусь систему правового Регулирования внешнеэкономической деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.