Здавалка
Главная | Обратная связь

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА



Художественное творчество – это создание новых эстетических ценностей, вещей и художественных образов, которые радуют своей красотой и порождают эстетические и духовные переживания. Теперь прибавляем к “художественному творчеству” слово “психология” и получается психология художественного творчества – психология создания новых эстетических и духовных ценностей. С одной стороны, это психология, а с другой стороны, это часть традиционной эстетики. И все-таки, чем же отличается эстетика от того, что мы с вами будем изучать? В эстетике творчество представлено без особых психологизмов. Эстетика обобщает нечто вне личности, вне автора, вне его переживаний, вне подходов, которые позволяют человеку творить писать, создавать. Иными словами, в ней больше анализа художественного в творчестве как возможной модели творческой деятельности в более широком смысле. В отличие от эстетики, психология художественного творчества изучает психологические подходы художественного творчества, постигает характер художника, включение его в творческий процесс, психологические закономерности, которые происходили и происходят внутри художника.

В художественном творчестве необходимо различать субъективное и объективное. Когда у вас что-то получается и вы открываете для себя (но не для других) нечто новое, что в вас не было, то в этом, чаще всего заключается элемент субъективного творчества. А есть объективное творчество, когда вы в процессе художественного творчества, создаете нечто новое, не для себя, а для всех, для общества.

Пример. Маленький ребенок рисует. Он радуется, творит, открывает. Так многие дети рисуют. Это субъективное творчество. Но есть дети, которые рисуют необыкновенно, вырываясь из традиционной детской психологии. Это уже объективное творчество.

Психология художественного творчества это часть психологии искусства. Что изучает психология искусства? Она больше изучает процессы восприятия произведений искусства и отвечает на вопрос: “Почему данное произведение вызывает эстетическое наслаждение и является искусством?”

Психология создания произведений искусства во многом определяется характеристиками и состоянием художника, его жизненным путём, его переживаниями. Существует множество психологических факторов, от которых зависит творчество.

Предмет психологии художественного творчества – это психологическое содержание художественного произведения. Как же изучать художественное творчество, если все это было внутри художника? Как раскрыть внутренний мир художника, которого уже нет в живых? Для этого изучаются различного рода этюды, эскизы, черновики, планы, правки, личные документы, рассказы знакомых и близких художника, личная жизнь, даже болезни художника и т.п.

А чем отличается научное творчество от художественного творчества? Научное творчество - это открытие нечто, что уже есть в природе.

2. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТУИТИВНОЕ В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

Психология художественного творчества выражается в том, что решение исследовательской проблемы в произведении искусства никогда не бывают исчерпывающими. В художественном содержании всегда остаются грани, требующие нового осмысления. Большой художник - всегда психолог, но особого рода. Его творения - всегда психологическая проблема. В них всегда есть некая тайна или загадка, разгадывать которую мы и будем с вами на последующих лекциях. На них вы узнаете, что в психологии художественного творчества существуют два подхода.

Согласно первому, рациональному подходу, художественное творчество определяется рациональными психическими процессами, мышлением, интеллектом, а также обычным чувственным восприятием реальности. Здесь по сути своей имеет место диалектико-материалистический подход к подходам художественного творчества. Такого подхода придерживался Г.В. Гегель. Он был уверен, что в процессах художественного творчества особая роль принадлежит сознанию. Он отводил сознанию процессы деятельного формирования как в субъективном внутреннем мире, так и в объективном выполнении художественного произведения. Не отрицая роли задатков художника, Гегель не умалял и роли социальных факторов в формировании таланта. Он считал, что хотя талант и гений художника имеют в себе элемент природной одарённости, последняя нуждается для своего развития в культуре мысли, в размышлении о способе её осуществления, а также в упражнении и приобретении навыков.

Диалектико-материалистического подхода на природу подходов художественного творчества, на наш взгляд, придерживался и выдающийся российский психолог Лев Семёнович Выготский. О его исследованиях по психологии искусства и художественного творчества вы узнаете ниже.

Согласно диалектико-материалистическому подходу в интуиции в снятом виде представлены цель и результаты предварительной мыслительной деятельности. Природа интуиции, согласно такому подходу, лежит в диалектике непосредственного и опосредованного, чувственного и дискурсивного, эмоционального и рационального, единичного и общего. Получается, что любой интуитивный процесс, озарение, гениальное открытие, имеет свои чёткие подходы, и в принципе, прогнозируемы. Для этого необходимо знать «всего лишь» диалектику этих процессов. Увы! Это диалектико-материалистическая редукция, которая не отвечает на вопрос: почему психическая реальность творит себя, что заставляет двигаться и развиваться эти антагонистические психические структуры? Почему психическая реальность такова, что может задавать себе вопрос о смысле своего существования? (см. выше). Диалектика, как «трава» выросшая на «земле» сознания и интеллекта, не способна ответить на эти вопросы. Получается замкнутый круг, где нет места спонтанным психическим процессам.

Практика показывает, что в процессах художественного творчества важна роль неких внеразумных процессов. Ещё Платон утверждал о внеразумном состоянии поэта в момент творчества. Об этом отмечается и у Канта в его теории о гениальности.

Следовательно, согласно второму, интуитивистскому подходу, в основе художественного творчества лежит художественная интуиция, как наивысшая форма постижения мира, как неосознаваемого иррационального порыва вдохновения, как высшая форма познания, как бескорыстное мистическое созерцание, полное слияние субъекта со специфическим объектом - динамической, духовной сущностью мира. Интуиция противостоит интеллекту, вызванному к жизни утилитарными потребностями. Одновременно по Бергсону, - это бессознательный, истинктивно-образный принцип и стимул творчества. Такого подхода придерживался выдающийся французский философ Анри Бергсон. Его современные последователи прямо утверждают, что искусство интуитивно более глубоко проникает в суть жизни, чем основанная на интеллекте наука.

Существуют промежуточные подходы к подходам художественного творчества. Это фрейдистский или психоаналитический подход. Согласно ему в творчестве отводится важная роль бессознательному, но в то же время, имеет место детерминизм, то есть некая определённость и предсказуемость. Подходы художественного творчества понимаются, согласно психоаналитическому подходу, как своего рода «заместительные» образования, в которых первичные влечения и эмоции путём сублимации («возгонки») находят частичное удовлетворение в замаскированной символической форме. Этому подходу художественного творчества в дальнейшем будет посвящена целая лекция.

 

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ХУДОЖНИКА И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ

Не вызывает сомнения, что лучшие образцы произведений искусства, главным образом зависят от переживаний самого автора. Литературоведы уже давно признали, что любое литературное произведение, особенно драма, в какой-то степени раскрывает психологию самого автора.

Главная функция искусства – психотерапевтическая или психорегулирующая. Поэтому искусство существует не только для того, чтобы мы духовно познавали мир. Благодаря искусству человек себя выражает, изменяет свою духовную составляющую и психологически ему становится легче. Творец - это, прежде всего, существо выражающее себя, свои внутренние проблемы, свои конфликты души. Так писатель или актёр, который берется за какой либо образ (например, Наполеона), в какой-то мере, должен сам вживаться в образ Напалеона, понимая его изнутри. Поэтому писатель примеряет образ Наполеона на себя, но это он делает не так, как обычно это делают психически больные, страдающее манией величия. В отличие от психбольного, сценарист или писатель, контролируют процесс вхождения и выхода из этого образа. Иными словами, художник входит в этот образ, как бы раздваиваясь и переживая его только для того, чтобы написать своё произведение. Выйдя из этого образа, художник продолжает жить как и ранее. В то время как шизофреник с манией величия грань между образом и реальностью не чувствует. Находясь в образе Напалеона, он может говорить вещи, которые сценарием не предусмотрены. Он злоупотребляет и надолго задерживается в образе, а может и навсегда. И благодаря этому становится неадекватным и проблемным человеком. В то же время необходимо признать, что некоторые художники также бывают неадекватными, но психбольными их называть было бы неправильно. Это издержки творческого процесса. Художник погружён в образ, а сознание его обладает инерцией и не способно сразу переключаться на реальность. Как говорится «искусство требует жертв». Если у художника занижены процессы торможения и после вхождения в образ он полдня или неделю выходит из образа – это проблема. В этом случае говорят об актерской ригидности и отсутствии психологической пластичности.

Теперь зададимся вопросом: “На основании каких своих внутренних психических принципов работает художник?” Существуют три основных смысловых уровня драматического произведения:

1. Уровень конкретной реальности. Здесь фокус в том, что делают и что говорят персонажи. В этом случае, подход, благодаря которому творит художник, основан на том, что он где-то что-то услышал или увидел. Творец смотрит на конкретную жизнь, фиксирует чью-то реплику, видит какую-то ситуацию, а затем берёт и копирует. То есть это уровень конкретной реальности. Тут не задействованы переживания, отношение, не задействованы состояния самого художника и. т.д. Художник берет и списывает, срисовывает то, что происходит в реальности.

Пример 1. Образ: в цирке клоун сражается с автомобилем. Конкретный образ взят из жизни и все смеются. Часто люди попадают в такие ситуации

Пример 2. Принц мстит убийце за отца (Гамлет). Это опять-таки жизненная история. Шекспир возможно это подсмотрел.

2. Есть второй уровень - уровень поэтической метафоры. Он побуждает более широкие аллегорические ассоциации. Здесь уже идёт осмысление и обобщение. Если в первом случае была конкретная ситуация (человек и автомобиль), то в этом случае, представляется более обобщенная идея о вражде между человеком и машиной. Представляется не просто человек-клоун с машиной над которым надо смеяться. Здесь смыл уже более общий и глубокий. Это уже может быть социальная трагедия взаимодействия человечества с миром автомобилей. В первом случае, это была просто месть за смерть отца, то здесь уже дилемма о допустимости убийства в целях возмездия. То есть имеет место философское обобщение. Творчество становится психологизированным. Так например, появляется закадровый текст, выражающий какую либо прозицию или осмысление происходящего.

3. Уровень фантазийности автора. В этом случае художник творит на основании своих переживаний, своих внутренних конфликтов, на основании своих особенностей. То есть, в этих произведениях по сути растворен сам художник, со своими особенностями. Он спрашивает себя: являются ли вещи, которые я пишу, моими особенностями, соответствуют ли мне эти персонажи? Он постоянно соизмеряет, насколько то, что он создаёт, о нём самом. Насколько он не изменяет себе, когда творит. В данном случае художника смущает автомобиль, не тот, который у клоуна там, и не тот, который автомобиль вообще, а его собственный автомобиль смущает. У художника, в этом случае имеет место внутренний конфликт и он его выражает.

Теория Зигмунда Фрейда. С одной стороны, у нас есть сознание и мы говорим, что мы хозяева себя. Но с другой стороны, очень много исследований показывают, что у нас есть иной слой психики, называемый подсознанием, которое не спрашивая нас, руководит и ведет нас. Иными словами, в нас происходят такие процессы, которыми мы не можем регулировать, в которые не можем вмешиваться. Такие явления, как сновидения, оговорки различного рода, описки и иные подсознательные психологические акты, свидетельствуют о существовании в нас этого особого, первичного слоя психики. Фрейд показал, что все-таки в основе психики, в основе мотивации, причин психической активности лежит некий внутренний конфликт. Он происходит между сознанием и подсознанием.

Согласно Фрейду, художник творит благодаря конфликту души. Иными словами, невротические конфликты позволяют художнику быть художником. Вот такая модель психического двигателя. По Фрейду, душа является живой постольку, поскольку в ней постоянно возникают конфликты между сознанием и подсознанием. Не было бы этих конфликтов, не было бы живой души. Таким образом, подход художественного творчества понимается психоанализом как своего рода заместительное образование, которое образуется благодаря сублимации или перерождению подсознательных психоэнергий в творчество. Художественное творчество выступает как результат некоей замены.

Если у художника, согласно Фрейду, есть влечение к чему либо (не обязательно сексуальное), и ему не дают его реализовать, то в результате образуется преграда, блокирующая энергию влечения настолько, что она накапливаясь, вырываеттся в форме художественного творчества.

Фрейда, на основании своей психоаналитической концепции, весьма глубоко систематическое исследование трудов Достоевского, античных философов (Софокла и др.)

Возникает вопрос: насколько серьезно можно относиться к теории Фрейда? Оценивать эту теорию необходимо объективно. Некоторые авторы передёргивают, вульгаризируют Фрейда, так и не поняв глубоко его теории. Необходимо отметить, что практически весь американский кинематограф основан на психологии Фрейда. Вся современная реклама, которую вы видите на экране, строится на законах Фрейда, на теории психоанализа. Поэтому реклама воздействует на подсознание и является эффективной. Она воздействует на наши инстинктивные чувства, она нас программирует, чтобы мы покупали рекламируемое. Труды Фрейда необходимо ценить и применять не за то, что там показано как инстинкты преобразуются в художественное творчество. Не в этом главное. Фрейд создал психоанализ, который позволяет анализировать сны, анализировать подсознание человека, а это очень полезная вещь для художников разных направлений.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.