Здавалка
Главная | Обратная связь

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА



 

Для того, чтобы говорить о психоанализе в художественном творчестве необходимо знать, что такое психоанализ.

В основе психики, согласно Фрейду, лежит не только сознание, но и подсознание. Есть в нас нечто, скрытое от нас. Это нечто - какая-то пружинка, скрытая энергия, какое-то то скрытое напряжение, конфликт, который был в нашем детстве. И, благодаря этому прошлому конфликту мы являемся тем, кем являемся. Главный конфликт по Фрейду - это Эдипов комплекс.

Самый близкий для ребёнка - это мать, которую он любит и желает, от которой он получает различного рода удовольствия: питание, ласки, общение и т.п. . По Фрейду, ребенок впервые открывает мир ощущений и чувств, благодаря своему рту и генитальным органам, которые стимулируются матерью. Таким образом, по Фрейду, мать для ребёнка - это первое существо, которое открывает для него мир чувств, мир удовольствия, и он ощущает радость того, что есть мать, которая позволяет ему удовлетворять свои потребности. Согласно Фрейду, главным принципом человека является принцип удовольствия, который движет человеком.

Возникает вопрос: откуда берется первое негативное чувство у ребёнка? Очевидно, что первые чувства негатива возникают в детстве. Это происходит, благодаря барьеру и ограничению на получение удовольствия от матери. Кто же может помешать ребенку в получении удовольствия? Кто? Какой конкурент, который тоже любит мать? Согласно Фрейду, отец выступает в роли этого барьера и ограничителя. И действительно, вторым близким человеком для ребенка является отец. Отец - конкурент, который любит мать и ограничивает получение удовольствий ребёнком от матери. Благодаря ему формируется эдипов комлекс как первое негативное чувство, которое станет фундаментом всех последующих негативных чувств человека. «Эдипов комплекс» - это негативные чувства, которые возникают у ребенка в связи с тем, что ему не дают удовлетворить свои потребности.

Таким образом, у ребенка возникают первые два чувства в жизни: это чувство удовольствия и радости от матери и чувство недовольства от иного объекта, который мешает получить это удовольствие. Отсюда ненависть и конкуренция по отношению ко всему остальному, что не является матерью. В дальнейшем личность постепенно усложняется. Но эти первичные явления глубокого детства становятся фундаментом на всю жизнь. И какое бы гигантское “здание психики” потом не строилось, все это будет держаться на фундаменте изначальных принципов и комплексов, заложенных в глубоком детстве. Но всё это будет происходить на подсознательном уровне.

Кто-то может оценить всю эту теорию как аморальную, но в действительности, это так, и чувства ребенка нормальны, а не аморальны. Ребёнку приятно и он ощущает всем телом свою мать. Это уже общество со своим правилами научит его оценивать по иному и, поэтому, у человека позднее начнут возникать душевные конфликты. Способность любить сформирована в нас нашими матерьми в глубоком детстве. Дети, которые не получают материнской ласки и внимания, в конце концов, которые не знают, что такое « явление матери» - это обычно проблемные люди. Отсюда и возникают проблемы фригидности, патологической жестокости, маньячества, несчастья и т.п. Глубокое детство – первый слой психики, на который накладываются все остальные слои, но именно первый слой задаёт цвет всем остальным слоям психики. Психика, образно говоря, напоминает наслоение прозрачных стёкол, но лишь первое стекло (глубокое детство), лежащее в основании, покрашено, и именно оно задаёт цвет всем стёклам. Самый последний слой – это то, что мы есть сейчас. Мы видим мир сквозь эти стёкла и видим его по-разному. У каждого есть свой перенос на объекты восприятия (людей, предметов и т.п.) Иными словами, мы переносим чувства детства на объекты, которые сейчас находятся с нами. Мы смотрим на мир через призму своих прошлых ощущений и конфликтов. По Фрейду, это трансферная реакция. Это явление переноса часто никакого отношения не имеет к объекту восприятия. В основе психоанализа лежит анализ переноса, анализ трансферной реакции. Именно она порой мешает нам взглянуть на мир объективно и вырваться из “плена” нашего прошлого.

Таким образом, задача психоанализа – определить и раскрыть глубинные истоки, почему личность ведет себя таким образом, а не иначе? Какой конфликт произошел в детстве, какие у него были ощущения, какие внутренние психотравмы, переживания, которые повлияли на поведение личности, в частности, на художественное творчество? Психоаналитики, в процессе психоанализа не всегда докапываются до уровня глубокого детства. Это тяжелая и долговременная работа. Чтобы взрослый осознал свой эдипов комплекс и вспомнил, что у него была ревность к отцу, необходима большая работа, зависящая от таланта психоаналитика.

Каким образом проводится психоанализ?

Для этого существуют различного рода техники: анализ сновидений, свободных ассоциаций, анализ фантазий, анализ оговорок, анализ всего того, что выражает личность и его подсознание. Ниже мы будем заниматься анализом художественного творчества.

В процессе длительного общения с пациентом, психоаналитиком постепенно открывается нечто, что скрыто для личности (анализанда). Анализируется такие явления, как различного переносы (трансферные реакции см. выше) и защитные подходы. Когда психоаналитик пытается докопаться до истины, до глубинного конфликта души, то сознание анализанда этого не приемлет и поэтому оказывает сопротивление процессу психоанализа. Психоаналитик улавливает это и интерпретирует. Так постепенно раскрывается личность. Во время психоанализа её просят всего лишь говорить то, что приходит в голову (метод свободных ассоциаций).

Сейчас мы возьмемся анализировать самого Достоевского и его творчество.

Достоевский был очень противоречивым человеком. В основе любого душевного конфликта, согласно Фрейду, лежит двойственность (противоречивость, амбвивалентность). Поэтому возникает невроз. По Фрейду, там, где есть конфликт, где есть определенное напряжение, всегда есть двойственность. Человек страдает тогда, когда испытывает двойственные чувства. Когда мы и любим и ненавидим этого человека, то мы страдаем. Мы как бы застреваем между двумя огнями, и от этого нас трясет и поэтому у нас есть невроз, есть напряжение, которое выражается в виде художественного творчества. И поэтому Достоевский был очень противоречивым человеком. С одной стороны, он был лояльно настроен, был по природе своей терпеливым человеком, но при этом участвовал в заговоре против царя. Это противоречие Достоевского. Он был религиозным человеком, но при этом когда его читаешь, то чувствуешь, что он был неверующим человеком. Это чувствуется по многим его героям. В конце концов, есть такие вещи, где его герои (части души самого Достоевского) в "Братьях Карамазовых" подрывают веру. Почему Достоевский, привязанный всем своим существом к родной земле, многие годы проводил за границей? Его герои одновременно возвышенны, любят высоко (Мышкин в "Идиоте" – такая небесная любовь), и одновременно в произведениях Достоевского много извращенцев, различного рода патологических типов. Исследователи-психоаналитики пришли к выводу, что вечный Эдип жил в этом человеке и создавал эти произведения. Достоевский был человеком, который так никогда и не преодолел свой комплекс Эдипа.

Достоевскому пришлось разделять любовь к матери между двумя конкурентами - между отцом и братом. Отец Достоевского был горячим, вспыльчивым, педантичным и скупым человеком. Когда умерла его жена, то есть мать Достоевского, он начал пьянствовать. Он бросил свою работу (работал главным врачом). У него было даровое имение, и там он очень жестко обращался со своими крестьянами, садистки обращался. И в конце концов, они его задушили.

Какое чувство вызывал отец Достоевского к сыну? Противоречивое. Отец, с одной стороны, был прекрасным отцом. Он обучал своего сына, читал ему вечерами Карамзина, преподавал латинский язык, но одновременно и требовал глубоких знаний. Он заставлял их стоять на своих уроках, а не сидеть. Он давил своим авторитетом, и вообще, Достоевский сам признавался в дальнейшем, что он так и не отвязался от своей связи с отцом, с давлением его авторитета. Авторитет отца давил на него даже тогда, когда он (отец) умер. Поэтому Достоевский всегда пытался подражать своему отцу, но одновременно маленький Достоевский страстно ненавидел своего отца. Почему он ненавидел своего отца? Согласно психоанализу, он – конкурент в любви к матери. Но, в то же время, отец для Достоевского является высочайшим идеалом, к которому писатель стремился в течении всей жизни. Иными словами, Достоевский одновременно и любил отца и не любил его. Когда Достоевский учился в инженерном училище, отец-скупердяй не посылал ему денег. Маленький Достоевский болел, страдал, мерз и мог бы в письме каким-то образом написать о своей ненависти к отцу. Но этого в письмах нет. Достоевский оказался сдержанным и ни малейшего упрека не высказал в адрес своего отца. Но почему отец одновременно мог быть для Достоевского идеалом? Он подражал отцу уже будучи взрослым. Поэтому у Достоевского появились дети (не потому, что он хотел их, а потому, что он подражал отцу). Первый брак у Достоевского был со вдовой, у которой был ребенок-мальчик. И он очень обрадовался, когда он вошел в роль отца, хотя неродного. Он ощутил себя в роли отца. Далее впоследствии у Достоевского были дети и он их тоже воспитывал по тем же принципам, тем же технологиям, которые проводил его отец. Согласно Фрейду, Достоевский на всю жизнь остался инфальтильным ребенком, подражающим жесткому отцу. И это понятно. (Ведь, по Фрейду, взрослых людей вообще нет. Все мы дети, которые подражают взрослым и играют в них. Мы знаем только, что есть такие роли, что надо быть взрослыми, а в нас сидит ребенок. Что нужно иметь ответственность и т.д.) Это подражание отцу было настолько сильным, что Достоевский читал те же молитвы своим детям, которые ему читал отец. Достоевский, в конце концов, осознал, зачем читает молитвы своим детишкам. Осознал, что решает проблему не своих детей, а просто подражает своему отцу, но благодаря детям. Будучи хорошим психоаналитиком, он в своих письмах признавался в этом. Вышеприведённые анализы проделаны на основании писем, рассказов родственников, дочери и жены Достоевского.

Противоречивость Достоевского проявлялась также в учебе в инженерном училище. Там он вел себя очень противоречиво. С одной стороны, ему не нравилась строгая форма, нечеловеческое отношение. В училище у него часто был перенос чувств детства на преподавателей. И в то же время Достоевский был терпим. Это еще раз показывает то, что он был противоречивым. Когда началась забастовка, он не пошел на неё. Он одновременно ненавидел и одновременно любил училище и его педагогов ( перенос, связанный отцом).

В каких же произведениях появилась противоречивость Достоевского к отцу? Она раскрылась в романе «Подросток». В этом романе описан мальчик, который переписывается со своим отцом и представлены все переживания мальчика (автора).

Кроме того, Достоевский страдал истерией. Именно она, согласно некоторым психоаналитикам, являлась основным источником его творчества. У Достоевского были разные страхи и ощущения. Порой он, прежде, чем лечь спать, писал: «Сегодня я впаду в летаргический сон. Похороните меня не раньше, чем через 5 дней». Он боялся, что его заживо закопают. Таков был его страх.

Психоаналитики художественного творчества обязательно анализируют сексуальную сферу художников. Поэтому и мы коснемся сексуальной сферы Достоевского. Его доктор (Ризенкампф), который его лечил, пишет, что в 20 лет Достоевский был безразличен к женщинам и не засматривался ими. Более того у него было отвращение к женщинам. Друзья Достоевского смеялись за его отдаленность от женщин. Но Достоевский был противоречивый человек. Это только одна из сторон его психики, и Тургенев писал также: “он упал бы в обморок, если бы ему случилось обнять женщину”. Но при этом очень много писем и фактов, которые свидетельствуют об обратном. Например, есть письмо Достоевского к своему брату. Он пишет: «Все эти Милочки, Кларочки и Марьяночки так похорошели. Тургенев и Белинский как следует выругали меня за беспорядочную жизнь». Это он писал своему брату. Таким образом, все-таки Достоевский себе иногда позволял беспорядочное поведение и есть факты, свидетельствующие об этом. Достоевский сильно переживал об этом. И это переживание отражено в произведении Достоевского «Записки из подполья». Он разоблачает в нём свое распутство. В этом произведении Достоевский самообвиняет себя. В нём есть следующие реплики одного из главных героев: «Вот я пускался развратничать, развратничал я уединенно, но по ночам, потаенно, боязливо, грязно, со стыдом». Это говорит Достоевский устами своего героя «Записок из подполья».

Иными словами, у Достоевского был гигантский разрыв в сознании. В нём существовала небесная, возвышенная любовь и любовь чисто земная. Писатель в себе эти вещи не соединял. Поэтому Достоевский был по своему несчастным человеком. Но, если бы он полюбил бы кого-нибудь в молодости, то вряд ли бы он стал писателем и вряд ли появились бы его гениальные произведения, потому что этот конфликт был бы разрешен в любви. В действительности же, Достоевский всю жизнь разрешал этот конфликт с помощью художественного творчества – литературной деятельности. Но бессознательная зависимость Достоевского от матери была так сильна и вытеснение инцестуозных желаний так полно, что эти желания могли проявиться только в виде истерических симптомов (например, боязни быть заживо погребенным). Лишь после того как к Достоевскому пришли Кларочки, Милочки, Марьяночки, которых он мог желать, но не любить, ему стало немного легче. У Достоевского земная и небесная любовь разделены, и во всех произведениях они не соединены никак. Либо он описывает идиота-Мышкина, который страдает небесной любовью, либо появляются падшие представители земной любви и разврата, но эти две любви Достоевского никогда не соединяются и не сталкиваются в его произведениях. Достоевский признает либо неземную целомудренную любовь, способную на безграничное самопожертвование, на подчинение всякого эгоистического, как, например, образ Дедушкина в «Бедных людях», Алеши Карамазова в «Братьях Карамазовых», князя Мышкина в «Идиоте», либо обратное – сладострастное животное в человеке с извращенными дикими страстями. Это Свидригайлов в “Преступлении и наказании”, старик Фёдор Карамазов или Ставрюгин в “Бесах”

Отметим, что все герои Достоевского настолько живые, что становится очевидным, что они являются переживаниям самого Достоевского.

Если вообразить, что Достоевский услышал бы все наши вышеизложенные рассуждения, то он бы с нами сначало не согласился бы, потому что он сознательно этого не понимал. Но позднее, в силу того, что он был сам прекрасным психоаналитиком, он принял бы нашу точку зрения.

ДОПОЛНЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ

 

1. Психоаналитический подход – это модернизм в творчестве и искусстве

2. Художественное творчество некоторых подобно сновидению. Оно стоит в одном ряду с фантазиями, оговорками, сновидениями. Настоящее творчество – это всегда нечто, что связано с работой подсознания, с работой сновидения. Для большинства гениальных художников творчество это единство сновидения и реальности, сознания и подсознания.

3. Истоки творчества и искусства согласно психоаналитическому подходу заключаются в принципе удовольствия. Психоаналитическая эстетика - это эстетика как удовольствие, вызванное снятием напряжения, вызванного сопротивлением сознания выходу энергии либидо, это эстетика лечения и самолечения души от неосознаваемых причин страданий. С другой стороны, художник творит, рассчитывая на избавление от страданий. Он творит, снимая свой некий невроз. Искусство радует потому, что лечит, облегчает страдания, подсказывает как избавиться от них. Кроме того, согласно психоанализу, необходимо учитывать и роль комплексов в творчестве. Благодаря им художник творит благодаря тщеславию, творит потому, что желает познать мир (принцип всемогущества).

4. Эстетическое наслаждение от музыки может быть вызвано воспоминанием прошлого, которое вызвала эта музыка. Это проявление психоаналитический подхода в искусстве.

5. Психоаналитический подход при восприятии искусства заключается в процессе катарсиса, озарения, снятия конфликта между сознанием и подсознанием. Психоаналитический подход в психологии художественного творчества, заключается в том, что художник творит, лечится, снимает внутренний конфликт прошлого, творит в диалоге с прошлым (в частности в диалоге со своими родителями, со своими любимыми, со своими близкими и т.п.) Кроме того, часто процесс художественного творчества – это своего рода сновидение, а также интуиции в форме вещего сна.

6.А.С. Пушкин, благодаря любви и энергии либидо писал письма Анне Керн, а также написал «Я помню чудное мгновенье». А Глинка, влюбленный в дочь Керн - Катерину, написал романс, посвященный Катерине на стихи Пушкина.

7.В конце концов, согласно Зигмунду Фрейду, если собрать все знаки, буквы и слова писателя и трансформировать их по определённым правилам, то, образно говоря, останется только один звук «У-У-У» и это звук будет звуком сексуальной озабоченности, звуком страдания от сексуального неудовлетворения. Конечно это не так. Это упрощение и извращение учения Фрейда. Хотя в нём есть большая доля истины. Это хороший показатель того, к чему может довести модернизм, ярким представителем которого является психоанализ.

8. Главным различием между психоаналитическим и архетипическим подходами в художественном творчестве является то, что архетипы - это врожденные психические структуры, а психоанализ рассматривает приобретенные психические образования. .

9. На основании психоаналитического подхода, творчество рассматривается как некое сновидение, сотканное по определенным законам. Таким образом, интуиция - это вещественный быстрый сон.

10. Психоаналитический подход в рекламе занимает особое место. На нём основано скрытое сексуальное воздействие на всех телезрителей, даже тогда, когда рекламируется обыкновенный чай. Во всех образах рекламы скрытым образом идёт возбуждение сексуальных инстинктов, при этом на экране может не быть никаких откровенных сцен и эротики. Это может быть гладкий персик (напоминающий ягодицы), лепестки розы (напоминающие женские гениталии) или безобидная помада, из которой выходит внутренняя начинка, напоминающая строение мужского фаллоса.

11. Если художник-портретист создаёт портрет, в котором отражено эмоциональное состояние не только позирующего, но и состояние, которое вызывает позирующий у самого художника, то пожалуй, только в этом случае портрет можно назвать произведением искусства.

12. Есть спектакли и фильмы, которые являются портретом подсознания художника (сценариста или режиссёра-постановщика).

13. Истинный актер должен уметь избавляться от фрейдовского переноса чувств, осознавая его.

14. Экзистенция - это уникальная динамика и мозайка архетипических структур, это по особой динамике и структуре сотканные универсальные психические структуры. Самое главное, чтобы фрейдовские защиты и сопротивления не были главными в творчестве, а главным было самовыражение – катарсис. Но в действительности это бывает редко. Так, например, труды Достоевского это сплошные защиты и сопротивления (т.е. его герои являются частями психики самого Достоевского).

15. А.С. Пушкин, женившись в 32 года перестал писать стихи о любви, переключившись на тему отечества. Иными словами, психоаналитический подход в психике гения, в основе которого лежал диалог с Женщиной прекратил свою работу.

16. Основа художественного творчества в его истоках и внутренних причинах психической активности. Это и есть психоаналитизм и работа мотивации. В психоаналитическом подходе природа и истоки живости интуиции практически не описаны (хотя Фрейд говорил, что творчество это особый сон). Диалектический подход также не описывает живость интуитивного процесса.

17. У актера всегда бывает на лице что-то написано…написан образ. Так вот это письмо (письмо лица) может быть без ошибок. Это особое правописание – правописание актера. Необходимо знать правила этого правописания, чтобы не было ошибок, фальши и неадекватности образа.

18. Сознание наше – особый сон и соткан он не только по законам Фрейда.

19. Истинное искусство это всегда особая форма материализации сновидения. Сновидение – пассивное творчество в искусстве (то есть без участия нас самих).

20. Психоаналитические исследования показывают, что во всех произведениях персонажи-волшебники – это сами авторы.

21. Реальная психология - нелинейная психология. Например, личность для себя вечером поставила цель назавтра, а на следующий день возникла другая реальность - и цель уже необходимо трансформировать, но личность продолжает реализовывать старую цель, находясь в плену старой линии (проекции). Не в этом ли одна из проблем наших страданий? Невроз, таким образом, это следствие (плен) старых схем, которые уже в новой ситуации не работают. Следовательно, это и есть тот самый конфликт по Фрейду. Мы распространяем старые схемы на новые ситуации – это линейный подход к действительности. Психология нелинейна. Всегда возникает нечто, что не в рамках линии и проекции. Выручает синергетика Пригожина (постмодерн). Необходимо развивать развивать знания о нелинейности, то есть постмодернизм в психологии.

22. Психоаналитический подход это всегда диалог с Ней, с Ним, диалог с отцом, с матерью, с Другим-близким, который стоял у истоках формирования психики.

23. При поисках жертв завалов делают тишину, чтобы искать жертв. Так необходимо делать тишину, чтобы слышать стоны других народов и самим медитировать. Медитация - одно из условий для истинного творчества.

24. Во время художественного творчества имеет место эстетическое переживание. Психология искусства выступает как составляющая психологии художественного творчества. Они взаимодействуют. В этом мы убедились на примере Достоевского.

25. Согласно психоанализа в психике, образно говоря, есть слои, ногослойность. Каждый слой это своего рода прозрачное стекло. Окрашен самый первый слой – комплексы и психотравмы детства. Именно этот окрашенный слой задаёт цвет всей этой многослойной призмы нашего проективного восприятия – этих очков прошлого, которые надеты на глаза настоящего. Задача осознать существование этих очков и снять их. В этом задача психоанализа – послойно слой за слоём состригать эти прозрачные слои призмы.

26. Когда человек творит, то стресс и невроз исчезают. Это сублимация или отвлечение? Может казаться, что ты отвлёкся, но в действительности – это сублимация в творчестве.

 

27. Многие часто говорят не о других, а о себе. А выдают это как будто говорят о других.

28. Психоанализ лечит при помощи осознания черного прошлого. Не пора ли создавать психотерапию на осознании светлого будущего.

29. Мечты о будущем - это всегда прошлые образы, это всегда нечто, что соткано из прошлых элементов, но творчески. Нечто о будущем – это проекция, это воображаемое, сотканное из элементов прошлого. Но кто задаёт формулу по которой из прошлого формируется образ будущего. Потребности, влечения, стремление к физическому и психическому выживанию задаёт.

30. Психоаналитический подход в музыке – это воспоминания и слезы при её прослушивании. В литературе – это узнать себя и отреагировать.

31. Система Станиславского – это этическое оправдание сомнительности профессии актера, в которой сомневался сам Станиславский. Станиславский всегда страдал комплексом того, что актёр – это не профессия. Спасибо этому комплексу. Иначе бы мы не увидели системы Станиславского.

32. Сон – экран который выносится информация о сущности человека. А ощущение сна – это расплата за греховные или духовные ощущения и переживания.

33. Невроз – неустойчивое, бимодальное состояние, которое лечится другим неврозом, вызываемым бимодальным состоянием (эстетическим наслаждением). Лечить невроз другим неврозом, вызванным искусством, то есть клин-клином вышибать. Иными словами, подвешенность душевного состояния снимается новой душевной подвешенностью, созданной и наведённой уже искусством. В чём разница этих подвешенностей в этих разных неврозах, то есть в обычном и наведённым искусством? Первое обусловлено борьбой между внутренними структурами. Во втором случае это борьба между внешними и внутренними (см. «Ужас вне одеяла» - статью о деструктивной эстетике).

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.