Здавалка
Главная | Обратная связь

ДОПОЛНЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ



 

1. В новое произведении искусства всегда вкраплены старые элементы, но они скомпанованы по-новому. Существует еще один подход, при котором на подсознательном уровне формируются элементы, которые когда-то были восприняты, но теперь они уже формируются в другом контексте и компановке. Мы забываем первых авторов, как Шеленберг забывал советы Штирлица и выдавал их ему как свои, но немного позднее.

2. Элементы постмодернизма растворены во всём. То ли это проблема фигуры и фона, при которой фигура вырисовывается благодаря фону (диалогу фона с фигурой). Это проблема косвенного внушения (непрямого воздействия, косвенного воздействия искусства и т.п.). То ли это проблема любви. Чтобы была любовь, нужно заниматься тем, что за пределами любви. Когда человек тысячи раз произносит «люблю», но благодаря этому формируется некая суммарная картина под названием «не люблю». Но бывает и наоборот, из мозаек «ненавижу», можно набрать фреску «люблю». Прекрасный пример, у Сёрена Къеркегора («Дневник обольстителя») в письмах Арделии, где прекрасно использован этот приём. Къеркегор вышел за структуру классических любовных комплиментов.

3. Постмодерн это всегда феномен интертекстуальности и метаязыка. Это феномен столкновения и диалога двух реальностей, двух структур с различными качествами. Постмодернистский проект прекрасно описывает и объясняет феномен жизни, феномен жизни через феномен смерти. Чем больше мы осознаем во всем смерть, тем больше мы ценим и любим жизнь. (см. «Тибетская книга мертвых» в которой изложена подготовка к смерти). Вспомним Буддизм. Там идёт повествование о Нечто через призму Ничто. Из другого мира о мире Ничто, о жизни через смерть.

4. Мы всегда находимся в некоей психологической ловушке привычек наших привычек восприятия, мышления, поведения. Пример: Моя дочь Эндже, когда ей было три года катала за верёвочку игрушку-вертолёт, наблюдала и удивлялась тому каким образом тянется в одном месте, а движется в другом, а взрослый человек не удивляется этому. Кстати говоря, настоящие и глубокие физики по этому поводу всегда удивляются. Есть закон дальнодействия, согласно которому когда тянешь и двигаешь в одном месте, а передвигается в другом. А мы привыкли к тому, что так должно быть, а дети удивляются. Они гораздо глубже видят мир, то есть находясь за пределами привычек – схем, линий, проекций, которые нам рисует заблуждающее нас сознание, чтобы мы в этом мире не заблудились. То есть нам дано одно заблуждение, чтобы не было другого. Поэтому работа сновидения и работа сознания имеют в этом плане нечто общее, так как и то, и другое имеют в своей основе проективность, линейность, аналогичную звёздам на ночном небе, которые всегда кажутся расположенными на сферической плоскости, хотя в действительности звёзды лежат в разных плоскостях или точках пространства. Также и во сне или в нашем сознании при восприятии многие элементы этой психической ткани не лежат в одной пространственной или временной плоскости, но мозг нам рисует эту плоскую картинку, делая этот особый монтаж, который не досягаем не для каких кинематографистов.

5. Человек, согласно исследованиям Бергсона, является субъектом художественного творчества в широком смысле слова. Он видит мир в проекции, в метафорах, в иллюзиях, хотя мир сложнее. Он рисует себе мир – значит, является природным Художником по своей природе. А кто тогда такие, кто являются художниками по профессии. Это те, которые умеют предлагать другим результаты своего природного художественного процесс. Погодите нанопсихологшия доберётся до мозгов всех и вынесет психичесские процессы всех всем.

6. Субъект смотрит в телевизор, потом думает о чем-то, потом говорит кому-то о чём-то. Если все это вывести на одну плоскость, то есть столкнуть эти реальности, то это и будет постмодерном. В мозгу автором выступает некий демиург, он нас заставляет переключаться с одной реальности на другую. Но если художник это описывает после, то это и есть постмодернистский автор. Он сталкивает, копирует эти реальности, организует между ними диалог, а сам со стороны наблюдает за ними и их описывает. Второй пример. Психоз. Наркотическая реальность, мысли и т.д.

7. Раньше постмодерновая реальность была у нас исключительно внутри. Мысли и реальность сталкивались и были в диалоге, но только в наше время, благодаря развитию информационных технологий удалось достичь того, что эти процессы оказались снаружи нас и смотрели на нас с экрана. У Булгакова сталкивается настоящая реальность с наркотической реальностью, заполненной дьяволами. Там есть психозная реальность. Там есть прошлое как реальность. Между всеми реальностями идёт диалог.

8. В реальности есть пространство, есть время… Мы находимся чаще всего в константной реальности, т о есть когда мы мыслим в данной конкретной реальности. Виртуальная реальность, телевидение – это тоже реальность, но постмодерновая.

9. Постмодернизм в мозгу начинается уже с открытия телефона. Человек слышит голос человека, который находится в другой точке пространства. Наоборот, когда попадает в далекую реальность (например, пространственную). Такое раньше было невозможно, не говоря о телевидении.

10. Постмодернизм в музыке заключается в феномене некоей внутренней музыки, которую мы слышим извне, мы не понимаем, что она снаружи, думаем, что она внутри, т.к. музыка соткана по психическим законам (Родное мы вращиваем. Музыка порой как мебель. Где она? Внутри? Музыка пауз. Умеете ли вы держать паузу?)

11. С любимыми мы умеем держать паузы. Если вы умеете с любимым держать паузу, то у вас есть музыка под названием «любовь».

12. Постмодернистский подход наизнанку. «Воздух стеклянным лезвием расколот», «Ручка пишет мною», «Телевизор смотрит на меня», «еда кушает меня», «сон видит меня». Все это постмодернистские выражения наизнанку.

13. Современное общество пришло к язычеству, преклонению перед потребностями, перед их источниками - это возвращение, но на новой основе. Более того, современный постмодернизм со своей смертью автора - это тоже своего рода возвращение к истокам. Ведь раньше действительно не было авторов. Иногда постмодернизм называют язычеством на новой основе.

14. Самое страшное в творчестве – это рассеяние, разложение, раздвоение, отсутствие определенности – шиза и постмодерн. Отсутствие нового, это плагиат – игра с известностью, с известными вещами. Там нет открытий. Не всякая шизофрения является талантом.

15. Согласно модернистам человек мертв пока на него не подействует из прошлого пружинка Фрейда (мотивация). Нет, наверное это все-таки не так. Есть синергетика. Человек - существо в метастабильном состоянии т.е. находящийся вне равновесии, но это равновесное неравновесие. У Фрейда без мотивации равновесие статическое, линейное. А человек - нелинейная система.

16. Если в кадре просто парень и девушка, то модерн. Постмодерн возникает тогда, когда показывается видение парнем девушки или наоборот, видение девушкой парня. Он посмотрел на ее родинку, в кадре родинка. Мало просто сталкивать эти разные реальности, необходимо еще динамировать, играть реальностями. Таким образом, изменяется смысл воспринимаемого.

17. Феномен клипового сознания – это феномен сознания, основанный на принципе кино. В сознании появляются структуры, которые никогда бы не появились, но благодаря кино они появились. Таким образом, искусство оказывает влияние на наше мышление. Искусство особым образом формирует наши сны. Но формирует ли нашу интуицию? Конечно. Интуиция является особой формой сновидения. Сознание формируется на основании принципов искусства. С другой стороны, принципы искусства формируются на основании принципов сознания. Эта диалектика принципов искусства и сознания – есть основа, на которой стоит феномен живого человеческого сознания. В нашей теории, в основе живого сознания лежит феномен конструирования заблуждения. Одним из феноменов заблуждения является воображение, фантазии, бред, сновидения, некие неадекватные вариации, но именно работа этих вариаций приводит к феномену непредсказуемости психологии – интуиции в частности. Таким образом, феномен непредсказуемости имеет два основания. Первое, сознание наше открыто миру, космосу, среде, к себе. Второе, сознание наше заблуждает себя и в этой свободе заблуждения источник непредсказуемости психологии. Эти два фактора незамкнутости (свободы) сознания – являются двумя главными условиями непредсказуемости сознания. Является ли феномен сновидения феноменом непредсказуемой психологии? Фрейд показал, что эта предсказуемая психология, там смысл, что сны можно объяснить почему они получились такими, на основании каких законов.

18. Не вызывает сомнения факт, что в психике постоянно происходит распространение (психоинерция) процессов прошлого, как неких психоследов, на психическое настоящее. То есть, наблюдается постоянное несоответствие между внутренними живыми знаками прошлого и живыми знаками настоящего. Психическая живость настоящего, в силу ситуационности и спонтанности, оказывается всегда выше психической живости прошлого, снятого в виде архетипов или психических схем и матриц. Всё это приводит к конфликту между психическим прошлым (который по инерции распространяется на настоящее) с психическим настоящим.

19. Постмодернизм – следствие развития технологии и психологии. Благодаря мобильнику вы можете общаться, находясь внутри разрытой могилы с человеком, который находится на курорте, на другом конце земли.

20. Современные, известные поколения - продукты бездарной тени великих родителей. Это имеет место не только в кино, но и в бизнесе, науке. Они паразитируют на наследии отечества, а сами еще ничего не сделали.

21. Постмодернистский подход ярко виден в творчестве М. Булгакова. Столкновение прошлого и настоящего, мир сатаны и реального мира, внутреннего мира собаки и реального мира. Это позволяет по-другому взглянуть на человеческий мир.

22. Эссенция – это однотипные письма, которые читаются в передаче, где заказываются татарские песни. Пишут разные люди, но создается впечатление, что пишут одни и те же. Это и есть эссенция.

23. Во всех нас сидит внутренний режиссер-постановщик, который является создателем наших жизненных иллюзий. Но есть иллюзии действительно постановочные: в театре, кино и т.п. Таким образом, истоки театра в нас самих, в нашем внутреннем обмане.

24. Случайность в творчестве – это постмодерн.

25. Психодрама – это по сути постмодерн в театре, это противопоставление и диалог зала и сцены. Роль зала и сцены могут меняться местами. Зала вообще может не быть и аудитория может иметь другую роль и т.д.

26. Духовно-смысловой подход – это, прежде всего ответственность, это работа не ради чего-то, а вопреки. Работа как миссия.

27. Архетипичность в музыке. Музыка расслабляет своими гармониками. Музыка может внушать воспоминания и поэтому возникают глубинные переживания.

 

10. ПРИНЦИП ВСЕМОГУЩЕСТВА ИЛИ ФЕНОМЕН ТЩЕСЛАВИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

 

Согласно данному подходу художественного творчества личность занимается творчеством, лишь удовлетворяя своё тщеславие. Австрийский психолог Альфред Адлер считал, что в основе принципа самоактуализации и всемогущества лежат комплекс неполноценности и юношеский максимализм. История доказывает, что практически все известные личности были наделены таким комплексом (вспомним маленького Наполеона), главное, чтобы он не стал патологическим.Из молодого человека, страдающего комплексом интеллектуальной неполноценности, может получиться хороший ученый. А способный, но самонадеянный юноша, которому все легко дается и который с малолетства купается в похвалах, обычно прекращает развиваться.

Пример. Лев Толстой признавался, что писал свои романы главным образом, благодаря удовлетворению своего тщеславия.

Пример 2. Сальвадор Дали уже в раннем детстве мечтал стать великим, одеваясь в одежды королей и царей.

“Звезды” заболевают мордальным синдромом (мордальный – то есть узнаваемый “по морде”). Поэтому этих звёзд автор назвал мордалами.

Человек считает: коль окружающие его узнают и имя у всех на устах, значит, он достиг успеха и нужен людям. Но это иллюзия, самообман. Мордальная известность не имеет ничего общего с нужностью, истинным признанием.

Особенно подвержены мордальности теледикторы и ведущие популярных программ. Лица, постоянно мелькающие на экранах, быстро запоминаются. “Звездочек” распирает от собственной значимости, а кто-то зазывает их к своему столу выпить на брудершафт. Один местный бизнесмен хвастался, демонстрируя пьяную “добычу” гостям: “Это вы считаете, что он принадлежит народу, а у меня - в “шестерках” бегает”. Грустно.

 

Телевидение - это наркотик. Многие личности заболевают телеманией. И если их удаляют от эфира, то они погружаются в глубокую депрессию, пока снова не окажутся “в ящике” ( Одна диктор четыре месяца не могла оправиться после того, как ее сняли с “Вестей” Российского телеканала). Особенно от этого страдают ведущие и дикторы нарцистического типа, склонные к самолюбованию.

За многие годы, пропустив через свои руки не один десяток известных личностей, мы выделяем две технологии создания “звезд” - естественную и искусственную. С естественной все ясно: талантливый человек без посторонней помощи находит свое место под солнцем, и слава его не подвластна времени. А вот чем чревата искусственная?

“Я вас люблю! Я такой же, как вы! И мой холодильник пуст...” - подобные “звездные” возгласы часто слышатся со сцены. Ну а за кулисами какой-нибудь поп-идол может и плюнуть в лицо поклонника. Здесь имеет место “эффект отталкивающего притяжения”. То есть, как призналась одна местная знаменитость, “на сцене я общаюсь с Богом, а не с толпой”, поэтому и создается иллюзия панибратства и псевдодушевности.

“Эффект зоопарка” затрагивает и “звезд”, и их созерцателей. Человек видит кенгуру на картинке или экране, но хочет посмотреть, каков он живьем, хотя бы и в клетке зоопарка. Так и в отношении к известным личностям. В принципе, и “звезда” загоняет себя в клетку, то есть в несвободу, поскольку не только отгораживается от простых смертных “железным занавесом”, купаясь в лучах славы, но и окружает себя телохранителями, а то и свитой таковых. В общем, чем ярче “звезда”, тем она более несвободна. Вам еще хочется стать знаменитым?

Нам кажутся недосягаемыми «звезды» кино, эстрады, спорта. Эти люди словно из какой-то придуманной, «ненашенской» жизни. Одни из них молниеносно взлетают и так же быстро гаснут, а другие надолго задерживаются на небосклоне. О том, как делаются «звезды», о «звездности» обычно расспрашивают продюсеров или шоуменов. Но давайте попробуем взглянуть на это с несколько необычного ракурса, к примеру, психологического.

Что такое для нас «звезда»? Это то , что над нами, где-то высоко. Еще известный психолог Адлер заметил, что в человеке заложена проекция совершенствования, стремление к достижению известности, реализация себя. Вот пиком такого совершенствования и является «звездность». Любопытно взглянуть на это с точки зрения того, что здесь является искусственным и что естественным. К сожалению, в мире шоу-бизнеса искусственное рождение «звезд» превалирует. Хороший шоу-бизнесмен знает, что нужно той или иной социальной прослойке, какое событие интересно сегодня, какая песня или книга пойдут на «ура». Погиб Листьев, и тут же вышла повесть о нем. Кажется, Любимов все еще судится с автором этой повести, но это уже детали...

Что касается естественного появления «звезды», то это, как правило, талант, самородок, которому даже препоны не помешают подняться, он пробивается вопреки всему. Тот же феномен Высоцкого. Но допустим, тем или иным способом «звезда» поднялась на небосклон. Здесь ее поджидает ловушка — «звездная болезнь». Это состояние, когда человек неадекватно, очень необъективно воспринимает себя. «Звездная болезнь» — это своего рода невроз, который проявляется в раздражительности, потере аппетита, бессоннице, неспособности работать. Именно на такие симптомы жаловались обращавшиеся ко мне «звезды» эстрады. Типичное поведение в фазе «звездности» — обидчивость, завышенная самооценка, болезненное восприятие похвалы в адрес другого исполнителя. Общаясь с одним довольно известным бардом, я был свидетелем того, как он чуть не расплакался, словно ребенок, когда его попросили исполнить песню другого автора. То, что хотят слышать не его песни, а кого-то другого, воспринималось как личное оскорбление. И это довольно типичная ситуация. Не исключение здесь и певцы татарской эстрады, многие из которых не в силах скрыть горечи, если в их присутствии хвалят других. Если не хватает житейской мудрости, чтобы оценить себя и других реально, то и возникает болезнь со всеми вытекающими последствиями. Особенно подвержены ей люди инфантильные, духовно незрелые. Ведь часто на совсем юных, несформировавшихся, необразованных ребят сваливается бремя славы стараниями пронырливого мэна. Но ребята к этому не готовы. Главная опасность здесь в том, что в состоянии «звездной болезни» человек не может творить, элемент творчества исчезает. Почему? Подобное происходит со студентами, поступившими в престижный вуз. Преподаватели. МГИМО, к примеру, признаются, что часть студентов-первокурсников первые два месяца от радости просто не могут начать учиться — мешает эйфория. Здесь то же самое — паря от радости, «звезда» теряет способность работать, двигаться дальше. В этом, кстати, кроется и глубинная причина алкоголизма, которым страдают многие российские артисты. Я занимаюсь лечением алкоголизма, и иногда именно с этой проблемой они обращались ко мне. Принято считать, что творческие люди пьют из-за необходимости расслабиться после спектакля или концерта. Считаю, что дело здесь совсем в другом — все в той же «звездности». Они достигают того, к чему стремились, взобравшись на вершину, получают все. «Звезда» не может справиться с огромной радостью, эйфорией, появляется сильное напряжение, которое и снимается водкой. Многие признаются, что на пике славы ощущают образовавшийся вокруг вакуум, пустоту, одиночество, от которых спасаются опять же с помощью алкоголя или наркотиков. Так что алкоголизм — лишь следствие, а можно ли вылечить саму «звездную болезнь»? Лекарство здесь только одно — «звезду» снимают с ее высот, приземляют. Некоторым везет — получают отрезвление хорошей критикой в самом начале пути. После этого начинается настоящая работа.

 

Психология звёзд телевидения или мордалов. В СМИ как-то больше говорят о чисто внешних последствиях событий вокруг НТВ, а о внутренних, моральных умалчивают...

Чисто моральный ущерб ещё как-то можно пережить, а вот вред психическому здоровью - это уже серьёзнее. Среди работников телевидения есть группа психического риска. В неё преимущественно входят некоторые тележурналисты и телеведущие, страдающие теленаркотизмом. Выходить в эфир - это специфическая профессия, вызывающая особые переживания. Плоды её видит многомиллионная аудитория. Поэтому и последствия после прекращения этой работы тоже специфические. Многие тележурналисты региональных и центральных телекомпаний с которыми мне приходилось общаться, признавались, что телевидение - это в прямом смысле наркотик. Стоило им только один раз выйти в эфир как появлялась патологическая тяга к эфиру, которую вычеркнуть из сознания уже было невозможно. В своей диссертационной работе я показал, что наркотическим средством является такое средство, с помощью которого личность не заслуженно, искусственно, без преодолений достигает состояния эйфории, кайфа, иллюзии величия и признания и т. д. Поэтому не обязательно этим средством может быть наркотическое вещество. Благодаря выходу в телеэфир личность без особых усилий и порой незаслуженно может представлять себя всему обществу и ощущать иллюзию величия и ума, хотя и говорит глядя в телесуфлёр и порой ничего как личность не представляет и всё это, по сути своей, чисто мордальный синдром и известность. Символы, которые излучает такая личность через телеэкран, часто никакого отношения к ней не имеют. Они живут своей жизнью. Личность паразитирует на них. Более того, она может погреться в лучах славы личностей действительно имеющих славу. Во всём этом и лежит основа теленаркотизма.

Как избавиться от этого теленаркотизма?

Для начала надо глубоко, до смеха и слёз, осознать это явление. Увы, сознание большинства из телеличностей устроено так, что они не могут принять факт, что все их «выдающиеся достижения» - это всего лишь иллюзия и зацикливаются на этом настолько, что начинают страдать телеманией, как особой формой мании величия. Не в этом ли заключена причина частой журналистской холодности и стервятничества? (Кстати, благодаря этому НТВ спокойно съела ТВ-6, как едят голодные волки друг друга, хотя и под руководством главного вожака стаи). Согласно нашим наблюдениям, в некоторых случаях мания телеведущих по своим психофизиологическим характеристикам ничем не отличается от наркомании. Тот же выброс в мозг соответствующих нейромедиаторов, те же переживания, та же неадекватность, те же стеклянные глаза при восприятии живого простого человека, те же ломки, депрессии и абстиненции после отстранения от эфира, и наконец, те же капельницы.Именно поэтому после увольнения многие из них начинают компенсировать телевидение родственным средством - алкоголем и т.п. Как не обидно это говорить, история многих региональных телекомпаний - это история спившихся дикторов и тележурналистов. К сожалению, в течении оставшейся жизни они часто не могут найти достойную замену эйфории, которую давало телевидение. Очевидно, что эта участь не только героев теле-, но и киноэкрана. А бывало и наоборот, когда благодаря появлению телемании личность избавлялась от уже имевшейся алкогольной мании.

Существует ли разница этих явлений между региональными и центральными телекомпаниями?

Особой разницы нет. Самые сильные ломки, на мой взгляд, возникают у тележурналистов, сидящих на «телеостанкинской игле». Я консультировал детей, страдающих этим недугом благодаря детским передачам центрального телевидения. Приходилось заниматься ломками региональных тележурналистов. Благодаря телеэфиру многие из них долгое время находятся в неестественной позе «идеального человека-кумира». После отстранения от эфира всё это разваливается как карточный домик. Личность будто подменяют.

И что ей делать?

Об этих психологических особенностях должны знать руководители телевидения. К сожалению, они часто калечат своих «детей», бросая их на произвол. А их необходимо «снимать с телеиглы», уменьшая дозу телеэфира постепенно или давать эфирное время настолько, чтобы не развивалась телемания. К сожалению, эти правила обычно нарушаются и доза эфирного времени растёт по возрастающей в силу того, что малая доза уже не устраивает. Более того, необходимо «сажать» личность на более слабый теленаркотик или занимать её деятельностью, которая достойно замещала бы теленаркотизм. Но самое главное, сами телеведущие должны воспитывать в себе гармонию, которая бы позволила после отстранения от эфира без потерь перейти на заранее отведённые достойные позиции.

Мудр был великий конструктор Королёв, когда выбрал именно Гагарина. Уже сейчас известно, что феномен Гагарина - это прежде всего феномен личности не поддавшейся мании величия.

 

 

11.АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ПОДХОД ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

 

Юнг показал, что существуют некие психические, врождённые матрицы-образы, которые одинаковы у всех, независимо от нации. Например, взять сказки о Красной Шапочке, о Колобке. Они есть у всех народов, только эти герои там по-другому называются. Именно поэтому все-таки существуют мишени манипулятивного воздействия в искусстве, которые существуют сами по себе - это архетипы. Именно на этом и основана природа музыкального искусства. Почему музыка нравится? Почему она нас захватывает? Когда мы слушаем какую-то красивую мелодию впервые, мы говорим, это нечто родное, как будто бы мы это уже где-то слышали. Эта мелодия в нас уже была, поэтому она нами и любима. На наш взгляд, существуют определенные психические структуры-гармоники – музыкальные архефонотипы. Именно поэтому говорят, что все великие гении, приоткрывают нечто наше глубинное и природное, которое сидит в нас. Хотя некоторые критики могут сказать: «Нет, творцы создаём нечто новое».

Именно поэтому, когда художник создает нечто и желает манипулировать аудиторией, он должен учитывать эти архетипические структуры своих зрителей - мишени воздействия, основанные на архетипах. Эти мишени воздействия более универсальны и более эффективны с точки зрения манипуляции. И любой художник имеет успех в аудитории, у своих почитателей, когда он пользуется такими универсальными мишенями воздействия. В противном случае, если художник будет брать мишени воздействия, которые эффективны только в одной стране, но не срабатывают в другой, международного признания ему будет добиться намного сложнее.

Пример. Известно, что Моцарта любят африканцы. Но не все любят слушать африканские барабаны.

Таким образом, если художник желает иметь успех, то он должен больше ориентироваться на природно-прививаемые мишени воздействия - архетипы.

Е.М. Мелетинским дан прекрасный обзор проблемы происхождения архетипических сюжетов. Он отмечает, что под архетипом Юнг понимал в основном структурные схемы, структурные предпосылки образов, существующих в сфере коллективно-бессознательного и, возможно, "биологически" наследуемых, как концентрированное выражение психической энергии, актуализированной объектом. Юнг подчеркивает метафорический, или символический, а не аллегорический, как у Фрейда, характер архетипов.

В качестве важнейших архетипов Юнг выделяет архетипы "Матери", "Дитяти", "Тени", "Анимуса", "Анимы", "Мудрого старика" и "Мудрой старухи". "Мать" выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию. "Дитя" символизирует и начало пробуждения индивидуального сознания из стихий коллективно-бессознательного, и связь с изначальной бессознательной недифференцированностью, и "антиципацию" смерти и нового рождения. "Тень" - оставшуюся за порогом сознания бессознательную часть личности, которая может выглядеть как демонический двойник; "Анима" для мужчины и "Анимус" для женщины воплощают бессознательное начало личности, выраженное в образе противоположного пола, а "Мудрый старик" и "Мудрая старуха" - высший духовный синтез, гармонизирующий в старости сознательную и бессознательную сферы души. Юнговские архетипы представляют собой преимущественно образы, персонажи, в лучшем случае - роли, в гораздо меньшей мере - сюжеты, и, что особенно важно, все эти архетипы выражают главным образом ступени того, что Юнг называет процессом "индивидуации", постепенного выделения индивидуального сознания из коллективно-бессознательного, изменения соотношения сознательного и бессознательного в человеческой личности до их окончательной гармонизации в конце жизни. Таким образом, коллективно-бессознательное практически противостоит индивидуально-сознательному, и мы с самого начала имеем дело с сугубо индивидуальной сферой психики, которая вырывается из тенет коллективно-бессознательного. И эта ситуация нисколько не меняется от первобытности до наших дней.

Таким образом, согласно Е.М. Мелетинскому, в плане исторической психологии имеет место совмещение модернизации по отношению к архаической культуре и архаизации по отношению к современному индивидуалистическому сознанию. Кроме того, по Юнгу архетипы описывают бессознательные душевные события в образах внешнего мира. С этим можно согласиться, но практически получается, что мифология полностью совпадает с психологией, а эта мифологизированная психология есть только самоописание души, пробуждающейся к индивидуальному сознательному существованию, есть только история взаимоотношения бессознательного и сознательного начал личности, процесса их постепенной гармонизации на протяжении человеческой жизни, переход от обращения вовне "Персоны" ("Маски") к высшей "Самости" личности. Окружающий мир при этом только поставляет некоторые реалии для метафорического выражения душевных состояний. Творение мира в мифах трактуется юнгианцами (например, Э. Нойманом) как история рождения "я", постепенная эмансипация человека (Творение Света только в смысле света Сознания). Также и героическая борьба в мифе с драконами и т.д. интерпретируется как отделение сознательного "Я" от "Бессознательного".

Е.М. Мелетинский полагает, что взаимоотношение внутреннего мира человека и окружающей его природной и социальной среды - не в меньшей мере предмет мифологического воображения, чем соотношение бессознательного и сознательного в душе, что внешний мир - не только материал для описания внутренних конфликтов, и что жизненный путь человека отражается в мифах и сказках в плане соотношения личности и социума, личности и космоса не в меньшей мере, чем в плане конфронтации-гармонизации сознательного и бессознательного.

Пример 1. Лев Толстой очень подробно описал переживания Анны Карениной. По-видимому здесь работал не только диалектико-материалистический подход художественного творчества (наблюдение, реализм и т.п.) Толстой описал свою внутреннюю женщину (Аниму),безкоторой он вряд ли бы так проникся в мир переживаний женщины.

Пример 2. Аналогичным образом использовалАнимуписатель Виктор Ерофеев в романе “Русская красавица”







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.