Здавалка
Главная | Обратная связь

Московская историческая школа



Феномен московской школы не стал до сих пор предметом специальной исследовательской программы. Д.А. Гутнов в определении школы Московского университета придерживается иерархического подхода. Он пишет: «Отечественная историография ныне придерживается того взгляда на историческую школу, согласно которому под ней подразумевается достаточно узкая группа историков, составляющая часть более широкого течения или даже направления. Критерием же выделения «школы» чаще всего признаются методические приемы, объединяющие такую группу исследователей, иногда то, что они были учениками или последователями одного крупного ученого или группировались вокруг одного университета»9. Но эта традиционная иерархическая схема нарушается, так как он полагает, что в рамках исторической школы Московского университета развивались два самобытных, тесно связанных друг с другом направления изучения истории - русской и западной. Речь идет о школе В.О. Ключевского в области русской истории и П.Г. Виноградова в области истории всеобщей. Гутнов доказывает сходство этих школ по таким параметрам: общие методологические установки (позитивизм), внимательное отношение к историческому источнику- «скрупулезный анализ и тщательно сделанные на его основе выводы»; социальная направленность исследованияи как отражение этого преимущественное внимание «к изучению социально-политических процессов развития общества, обостренный интерес к проблемам формирования гражданского общества и его взаимодействия с властью, политической эволюции государства и эпохам реформ, изучению социальных катаклизмов и их последствий». И он делает вывод о единой исторической школе Московского университета.

В современных исследованиях можно выделить по крайней мере две точки зрения на эволюцию московской и петербургской школ. Различие между школами обнаруживается « в нижнем этаже» изучения материала источников, в отношении историков к письменному памятнику и источнику, слову, «в тех корнях исследовательской методики, которую можно обозначить как культуру исследования».

Представители.Московская школа - Грановский и Соловьев. Так же относят Чичерина, но он юрист. Его основные работы связаны с историей права. Так что его можно назвать соавтором новой концепции. Кудрявцев и Герье Владимир Иванович, который проходил стажировку у Ранке. Идеологию научной работы он воспринял как выработку общих законов развития общества. Его ученики: Максим Ковалевский, основатель социологии. Павел Виноградов. Кареев один из наиболее известных ученых в области истории философии, социолог. 1889 год - историческое общество при университете в Петербурге и стал издавать исторические обозрения, в оппозицию записок. Лучитцкий. В.О.Ключевский - придерживался социологического = генерализирующий = номотетический взгляда на историю. Под влияним позитивизма некие методы сформированы. Выделял высшую и низшею критику. Он к концу жизни симпотизировал кадетской партии. Его ученики: Покровский (схож в базовых пониманиях истории), Готье, Бахрушин, Милюков (основной двигатель кадетской партии, по-другому трактовал ход русской истории), Сторежев, Богословский (непосредственный приемник Ключевского, по Петру), Кизеветтер (по Екатерине), Любавский.


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.