Здавалка
Главная | Обратная связь

Историография Древнего мира



Папирологический материал был использован М. М. Хвостовым, давшим две работы, важные для экономической истории Римской империи. Его «История восточной торговли греко-римского Египта» (1907) представляет собой всестороннее изучение истории торговли в связи с политической, социальной и экономической жизнью отдельных восточных стран.

«Текстильная промышленность в греко-римском Египте» (1914) касалась организации текстильного производства. М. М. Хвостов впервые описал жизнь и работу египетского ткача ремесленника, характеризовал его хозяйство, исследовал договоры, касающиеся ткачей-учеников, и т. д.

Вопросы римской жизни последних столетий Республики и первых десятилетий Империи рассмотрены в «Очерках истории Римской империи» академика Р. Ю. Виппера (изд. 1-е — 1908; изд. 2-е —1923). «Под империей в книге… разумелась,— говорит автор, — … не политическая форма, не императорство, а завоевательное расширение Рима и Италии, движение римского капитала и римского оружия». Работа даёт яркое изображение экономической жизни и классовой борьбы; автор её находился под впечатлением революции 1905 г. и наступившей вслед за ней реакции.

Во многих местах своего труда автор протестует против реакционной демагогии и выступает убеждённым сторонником демократических начал. Решительным образом возражает он против распространённого, главным образом под влиянием Моммзена, взгляда, что императорская власть была в Риме демократической монархией. Нельзя согласиться лишь с употреблением автором некоторых понятий. Р. Ю. Виппер говорит о капитале, римских капиталистах и бирже, употребляя эти термины в современном значении.

В смысле исторической методологии, начинал как позитивист, затем попал под сильное влияние философской доктрины эмпириокритицизма; в конце жизни пытался работать в рамках марксистской теории.

Р. Ю. Виппер примыкал к группе советских ученых разрабатывавших мифологическую теорию происхождения христианства. Отвергая существование Иисуса Христа, он датировал возникновение христианства не I веком нашей эры, а II; возникновение христианской литературы относил ко второй половине II века нашей эры. Эти воззрения были критически встречены многими его коллегами: советскими историками христианства и отвергнуты исторической наукой на основании целого ряда данных: археологических находок, обнаружения древних документов (например, папирусов с фрагментами евангелий относящихся к первой половине II века нашей эры) и т. д.

Разработка римской истории в России во второй половине XIX и в начале XX в. освобождалась от влияния западноевропейской историографии, и русские учёные дали вполне самостоятельные исследования по частным и общим вопросам римской истории. Особенностью русской историографии являлась широкая постановка вопросов, попытка разрешить самые актуальные проблемы римской истории.

Характерной чертой для буржуазной историографии конца первого и второго десятилетия XX в. является отсутствие оригинальных построений. Как положительное явление можно отметить критику модернизма.


Востоковедение

Тураев.В его интерпретации история в основном сводилась к политической, причём подчёркивалось значение географических факторов. Чрезвычайно велика роль Т. в изучении и публикации памятников (в основном древнеегипетских) отечественных собраний, в особенности провинциальных музеев и частных коллекций. Т. ‒ автор множества работ по истории Эфиопии и истории церкви средневековой Эфиопии. Занимался также семитологией, ассириологией, шумерологией, коптологией, хеттологией, урартоведением и др.

В предисловии редакции вполне справедливо сказано, что "История древнего Востока" Б. А. Тураева является капитальным трудом, до сих пор не превзойденным по своему широкому охвату, как в отношении пространства, так и времени. Работа Тураева обозревает всю территорию, простирающуюся от Кавказского хребта и Средней Азии, страны африканских озер, от рубежа Ирана и Индии до Геракловых столпов. По времени "История древнего Востока" обнимает период образования первых обществ и дальнейшее их существование в течение пяти тысяч лет до нашей эры. "История древнего Востока" акад. Б. А. Тураева остается пока единственным трудом, написанным одним автором, который довел историю Вавилонии, Сирии, Палестины, Ирана, Египта, Карфагена, Нубии, Аксума вплоть до так называемой эпохи эллинизма.

Надо отмстить также, что акад. Б. А. Тураев, как историк, с одинаковым вниманием и интересом относится ко всем рассматриваемым им разнообразным обществам. Будучи по специальности египтологом, акад. Тураев, однако, с одинаковой объективностью изучал наравне с культурой Египта и культуру Вавилонии. При этом в отличие от немецкого ученого Эдуарда Мейера, который в своем пристрастии к Египту с ожесточением выступал против теории панвавилонизма, стремившейся всю культуру человечества выводить из одного центра - Вавилонии, - акад. Б. А. Тураев избежал этик перегибов Эдуарда Мейера, хотя и хорошо понимал вое ошибки и заблуждения теории панвавилонизма. В противоположность Эдуарду Мейеру, который в своем труде на первом месте поставил египетское общество и лишь на второе место - вавилонское, акад. Тураев, отнюдь не настаивая на большей древности вавилонской культуры перед египетской, признавал большую действенность первой перед второй и поэтому начал изложение истории древнего Востока с истории Вавилонии. Такую позицию Б. А. Тураева надо признать вполне правильной, так как от Вавилонии дошли до нас и судебник царя Хаммураби и большое количество хозяйственных документов, рисующих характер общества, а от Египта же такого материала до нашего времени не сохранилось.

Труд Б. А. Тураева насыщен конкретным материалом из общественной жизни древневосточных народов, который сохраняет и сейчас всю полноту научной ценности и разносторонней исторической значимости. Но в методологическом отношении труд Б. А. Тураева не может удовлетворить советского читателя: автор никогда не был марксистом; его позиции оставались неизменно идеалистическими. Он совсем не касается истории Индии и Китая, мало говорит о социально-экономических закономерностях в истории древнего Востока, оставляет в стороне классовую борьбу между рабами и рабовладельцами, имевшую место в древних обществах, устанавливает для всего Востока феодальный строй; больше всего автор говорит о развитии духовной культуры на Востоке и о значении религии. Б. А. Тураев стоял на позициях, чуждых диалектико-материалистическому учению о языке, созданному впоследствии академиком Н. Я. Марром; он переоценивал роль географического фактора в истории. Эти недостатки труда Б. А. Тураева читатели обязательно должны иметь в виду при чтении его "Истории древнего Востока".







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.