Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные средства предприятия

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

Реферат на тему:

Учет основных средств

 

 

Работу выполнила

Студентка 3 курса

Таможенное дело 432 гр.

Митулова К.

Проверила: Гирфанова Е.Ю.

Основные средства предприятия

Основные средства предприятия — часть имущества, используемая многократно в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев.

К основным средствам предприятия относятся следующие их виды:

ü здания;

ü сооружения;

ü рабочие и силовые машины и оборудование;

ü измерительные и регулирующие приборы и устройства;

ü вычислительная техника;

ü транспортные средства;

ü инструмент;

ü производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;

ü продуктивный и племенной скот;

ü многолетние насаждения и прочие основные фонды.

Срок полезного использования основных средств

Срок полезного использования — это период, в течение которого использование объектов основных средств предприятия должно приносить доход организации или служить для выполнения целей ее деятельности. В ходе эксплуатации основные средства предприятия подвергаются износу. Существует моральный и физический износ.Моральный износ — потеря зданиями, сооружениями, машинами, автоматами и другим оборудованием своей стоимости вследствие научно-технического прогресса и роста производительности труда. Физический износпроисходит в результате активной работы оборудования, а также под влиянием естественных сил природы (коррозия металла).

Единицей бухгалтерского учета основных средств предприятия является инвентарный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет. Основные средства предприятия принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, т. е. по сумме фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление объекта основных средств. Организация имеет право не чаще одного раза в год переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости.

Амортизация основных средств предприятия

Стоимость объектов основных средств предприятия погашается посредством начисления амортизации (перенос стоимости объекта основных средств на выполнение работ, произведенную продукцию, оказание услуги). Если из первоначальной стоимости вычесть суммы амортизационных отчислений за весь период службы данного объекта, то получится остаточная стоимость.

В настоящее время амортизация основных средств предприятия может производиться одним из следующих способов: линейным, уменьшением остатка, по сумме чисел лет срока полезного использования и списанием стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

· при линейном способе исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования этого объекта;

· при способе уменьшаемого остатка исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, начисленной с учетом срока полезного использования этого объекта;

· при способе списания стоимости по сумме чисел лет исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока службы объекта.

По отдельным объектам основных средств предприятия, полученных по договорам дарения и безвозмездно, жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства, лесного и дорожного хозяйства, продуктивному скоту, многолетним насаждениям, а также приобретенным изданиям (книги, брошюры и т. п.) амортизация не начисляется.

Восстановление объектов основных средств предприятия может осуществляться посредством простого и расширенного воспроизводства. Простое воспроизводство происходит в виде замены и капитального ремонта основных средств. Расширенное — в виде нового строительства, расширения производства, реконструкции и технического перевооружения, а также модернизации. При простом воспроизводстве основные средства не меняют своих качественных и количественных характеристик. При расширенном происходит изменение количества, переходящее в качество, наполнение основных средств предприятия новым содержанием. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объектов после окончания этих работ могут увеличивать первоначальную стоимость объектов.

Существуют различные причины выбытия основных средств предприятия: моральный и физический износ или прекращение факта их использования по назначению; реализация (продажа); безвозмездная передача; передача в виде вклада в уставный капитал других организаций; ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях. Стоимость объекта основных средств предприятия, которые выбывают или постоянно не используются для производственных нужд, подлежат списанию с бухгалтерского баланса.

В организациях можно определять активную и пассивную часть основных средств предприятия. Активная часть воздействует на предмет труда, перемещает его в производственном процессе и осуществляет контроль над ходом производства (машины, оборудование, транспортные средства и др.), а пассивная часть создает благоприятные условия функционирования активной части (здания, сооружения, инвентарь и др.).

Эффективность использования основных средств предприятия

Важнейшим показателем, характеризующим основные средства предприятия, является уровень их использования. При этом применяются стоимостные показатели. Например, фондоотдача — выпуск продукции в стоимостном выражении на 1 руб. среднегодовой стоимости основных средств; использование оборудования по количеству. Поэтому следует различать наличное, установленное, работающее по плану и фактически работающее оборудование; использование оборудования по времени, также следует различать календарное, расчетное, плановое и фактическое время; съем (выпуск) продукции с единицы площади. Фондовооруженность — отношение среднегодовой стоимости основных средств предприятия к среднесписочной численности рабочих в наибольшую смену. Техническое состояние основных средств предприятия характеризуется коэффициентами: обновления; выбытия; прироста; износа; годности основных средств, а также затратами на их содержание.

Организациям предоставлено право излишние, временно свободные или не используемые основные средства предприятия сдавать в аренду.

При этом следует различать:

текущую аренду — сдача в аренду отдельных объектов арендатору во временное пользование;

долгосрочную аренду — передача арендатору на баланс целого комплекса основных средств предприятия с правом последующего выкупа;

лизинг, или финансовую аренду — приобретение арендодателем по заказу арендатора отдельных объектов как с правом выкупа, так и без него. При этом арендодатель приходует их на свой баланс или арендодатель передает объект на баланс арендатора.

Аренда — это основанный на договоре имущественный наем, предполагающий срочное возмездное владение и пользование или временное пользование имуществом путем передачи его арендодателем арендатору за плату. В аренду может сдаваться как движимое, так и недвижимое имущество. Согласно законодательству в случае аренды недвижимости договор подлежит государственной регистрации.

В договоре аренды участвуют две стороны:

арендодатель — собственник имущества, сдающий его в аренду (в качестве арендодателя могут выступать также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду);

арендатор — получатель имущества, использующий его в своих целях в соответствии с назначением имущества или согласно условиям договора.

Наиболее распространенным методом установления арендной платы является определение твердой суммы платежа, исчисленной исходя из стоимости всего арендуемого имущества или отдельно по каждой из составных частей. Платежи вносятся, как правило, периодически в установленные договором сроки. Однако возможна и единовременная выплата. Арендатор является собственником продукции и доходов, полученных в результате использования арендованного имущества.

Отдельный вид арендных отношений — сдача имущества в прокат. Предприятия могут передавать имущество в аренду периодически, в случае появления временно незадействованных объектов; сдача имущества в прокат осуществляется на постоянной основе. Имущество, переданное по договору аренды, обычно используется арендатором для ведения предпринимательской деятельности; при сдаче имущества в прокат оно, как правило, используется для потребительских целей. Срок действия договора аренды неограничен, в то время как договор проката, как правило, заключается на период до одного года. Кроме этого, в основном не допускается сдача имущества, предоставленного по договору проката в субаренду.

Лизинг — это вид аренды, которому присущи элементы заемных операций, что придает ему сходство с кредитом. Он также включает в себя компоненты внешнеторговой и инвестиционной деятельности. Закон «О лизинге» трактует его как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам на установленный срок, за определенную плату и в соответствии с условиями, закрепленными договором с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Главное отличие лизинга от традиционной аренды состоит в том, что в нем принимают непосредственное участие три стороны:

лизингодатель (арендодатель) — физическое или юридическое лицо, приобретающее имущество в собственность и передающее его во временное владение и пользование лизингополучателю за определенную плату и на согласованных в договоре условиях;

лизингополучатель (арендатор) — физическое или юридическое лицо, принимающее имущество в пользование в соответствии с договором лизинга;

продавец (поставщик) — физическое или юридическое лицо, продающее лизингодателю имущество, являющееся предметом договора лизинга.

В процессе осуществления лизинговой деятельности лизингодатель несет затраты, связанные с приобретением и передачей имущества лизингополучателю, а также расходы, обусловленные необходимостью создания условий для нормального использования имущества, переданного в лизинг.

Классификация и оценка основных средств

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" в составе основных средств предприятия учитываются активы, если они:

ü используются в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;

ü используются дольше 12 месяцев;

ü в дальнейшем будут приносить организации доход;

ü не будут в обозримом будущем проданы.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства.

К основным относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту основных средств (инвентарному объекту), независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, должен присваиваться при принятии их к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период нахождения его в данной организации.

Инвентарные номера списанных с бухгалтерского учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение 5 лет по окончании года списания.

Пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерской службой на инвентарных карточках учета основных средств (форма ОС-6). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к Общероссийскому классификатору основных фондов, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов — по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации).

Заполнение инвентарных карточек (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств (форма ОС-1), технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств. В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены основные данные по объекту основных средств: срок полезного использования, способ начисления амортизации, освобождение от начисления амортизации (если имеет место), индивидуальные особенности объекта.

Инвентарные карточки, как правило, составляются в одном экземпляре и находятся в бухгалтерской службе.

По основным средствам, принятым в аренду, для осуществления забалансового учета указанных объектов арендатора рекомендуется также открывать инвентарные карточки.

Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, может оформляться принятие к бухгалтерскому учету однотипных объектов одинаковой стоимости и принимаемых к учету одновременно.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету в случае их приобретения, сооружения и изготовления, внесения учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал, получения по договору дарения и других поступлений по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (в том числе бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

Пообъектный учет основных средств ведется в рублях, а при приобретении объектов основных средств, стоимость которых определена в иностранной валюте, оценка производится также в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального Банка России, действующему на дату принятия к бухгалтерскому учету организацией объектов по праву собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или договора аренды.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ и положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ № 6/01).

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов основных средств или проведения работ капитального характера, а также из-за переоценки основных средств.

Если предприятие решило провести переоценку основных средств, то ее придется делать каждый год. Переоценка может быть как в сторону увеличения стоимости основных средств (дооценка), так и в сторону уменьшения (уценка).

В результате дооценки увеличивается первоначальная стоимость основных средств и дебетуется счет 01 "Основные средства" в корреспонденции с кредитом счета 83 "Добавочный капитал". Одновременно увеличивается сумма начисленной амортизации по переоцененным основным средствам: дебет счета 83 "Добавочный капитал" и кредит счета 02 "Амортизация основных средств".

По итогам уценки основных средств первоначальная стоимость основных средств уменьшается и делается проводка: дебет счета "Добавочный капитал" и кредит счета "Основные средства" и одновременно уменьшается сумма начисленной амортизации по переоцененным основным средствам: дебет счета 02 "Амортизация основный средств" и кредит счета 83 "Добавочный капитал".

Когда добавочного капитала не хватает, чтобы покрыть размер уценки, та часть уценки, которая превышает сумму предыдущих дооценок, списывается за счет собственной прибыли и относится на счет 84 "Нераспределенная прибыль (Непокрытый убыток)". При этом делаются следующие проводки: дебет счета 84, кредит счета 01 и дебет счета 02, кредит счета 84.

В результате переоценки основных средств на счете 01 учитывается восстановительная стоимость основных средств.

Увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал организации.

К реконструкции действующих предприятий относится переустройство существующих цехов и объектов основного, подосновного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня, с учетом достижений научно-технического прогресса и осуществляемое по комплексному проекту на реконструкцию предприятия, в целом для увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды.

К дооборудованию или техническому перевооружению действующих предприятий относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.

При этом затраты организации, отраженные на счете учета капитальных вложений, по окончании достройки, дооборудования, реконструкции объекта основных средств или по завершении работ, носящих капитальный характер, списываются в дебет счета учета основных средств.

Одновременно на сумму присоединенных к счету учета основных средств затрат увеличивается сумма на счете учета добавочного капитала и уменьшается собственный источник, оставшийся в распоряжении организации (за исключением амортизации).

Способы приобретения основных средств и порядок их отражения в бухгалтерском учете

Приобретение за плату

Основным способом поступления основных средств на предприятие являются долгосрочные инвестиции (капитальные вложения) в основные средства. Учет таких инвестиций ведется на калькуляционном балансовом счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" по соответствующим субсчетам и по каждому объекту строительства или приобретения основных средств за плату. Стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию на основании актов приемки законченных объектов, списывается со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счета 01 "Основные средства".

При этом способе приобретения основного средства за плату, согласно ряду нормативных документов, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление этих основных средств.

Сооружение основных средств производится путем нового строительства и строительства по расширению действующих предприятий.

К новому строительству относится строительство комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе.

Если строительство предприятия или сооружения намечается осуществлять очередями, то к новому строительству относятся первая и последующие очереди до ввода в действие всех запроектированных мощностей на полное развитие предприятия (сооружения).

При расширении действующего предприятия увеличение его производственной мощности должно осуществляться в более короткие сроки и при меньших удельных затратах по сравнению с созданием аналогичных мощностей путем нового строительства с одновременным повышением технического уровня и улучшением технико-экономических показателей предприятия в целом.

Строительство объектов может осуществляться подрядным и хозяйственным способами.

При подрядном способе строительства стоимость выполненных работ относится на счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" субсчет 4 "Приобретение основных средств" по счетам подрядных и проектных организаций. На этом же счете учитываются и затраты по приобретению оборудования, требующего монтажа. При хозяйственном способе строительства на счет 08-3 "Строительство объектов основных средств" относятся начисленная заработная плата работникам, принимающим участие в строительстве, отчисленная во внебюджетные фонды, стоимость израсходованных материалов и малоценного инвентаря, износ инструмента, временных приспособлений и устройств; стоимость оборудования, требующего монтажа, расходы на содержание аппарата управления и другие расходы. Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по строительству объектов подрядным и хозяйственным способам приведен в табл. 4.1.

Порядок отражения учета строительства объекта основных средств Таблица 4.1

№ п. п. Содержание операций № кор. Счета Сумма, руб. Основание (документ)
дебет кредит
I. При подрядном способе строительства объекта производственного значения
Перечислен аванс проектной организации за изготовление проектно-сметной документации в размере 100% стоимости Договор, выписка банка
Принята проектно-смет-ная документация от проектной организации Счет-фактура и акт выполненных работ
Налог на добавленную стоимость по счету-фактуре проектной организации (18%) Счет-фактура
Приняты к оплате счета подрядчиков за выполненные строительно-монтажные работы Счет-фактура
Налог на добавленную стоимость (18%) Счет-фактура
Произведена оплата подрядчику Выписка банка
Принят к оплате счет поставщика по приобретению оборудования для монтажа при строительстве объекта Счет-фактура, накладная
НДС по счету на приобретение оборудования (18%) Счет-фактура
Произведена оплата поставщикам за оборудование Выписка банка
Передано оборудование в монтаж Акт сдачи в монтаж
Произведен зачет с бюджетом по НДС Акт о вводе в эксплуатацию, передачи средств в подотчет
Ввод в эксплуатацию объекта Акт о вводе объекта в экспуатацию

II. При хозяйственном способе строительства объекта производственного назначения

Перечислен аванс проектной организации за изготовление проектно-сметной документации на строительство жилого дома в размере 100% Договор, выписка банка
Принята от проектной организации проектно-сметная документация на строительство жилого дома 08/3 Счет-фактура, акт выполненных работ
НДС по счету-фактуре от проектной организации (18%) 19/1 Счет-фактура, акт выполненных работ
Начислена зарплата работникам, принимавшим участие в строительстве жилого дома 08/3 Расчетно-платежная ведомость
Удержан налог на доходы физических лиц Расчетно-платежная ведомость
Выплачена зарплата работникам Расчетно-платежная ведомость
Начисления в: 1)фонд социального страхования (4%) 08/3 Справка-расчет
2)пенсионный фонд (28%) 08/3 Справка-расчет
3)фонд медицинского страхования (3,6%) 08/3 Справка-расчет
Списаны материалы на строительство жилого дома 08/3 Материальные расчеты
НДС по списанным материалам (18 %) 19/1 19/3 Бухгалтерская справка
Сдано в монтаж оборудование 08/3 Акт сдачи в монтаж
НДС по сданному в монтаж оборудованию 19/1 19/1 -
Ввод жилого дома в эксплуатацию и зачисление в состав основных средств 08/3 Акт ввода в эксплуатацию
Списано НДС на источник финансирования капитальных вложений Акт ввода в эксплуатацию

Таким образом, первоначальная стоимость при строительстве объекта производственного назначения подрядным способом составила 33 тыс. руб., а жилого дома — 39560 руб.

Предприятие, кроме строительства объектов основных средств, может по договору купли-продажи приобретать объекты основных средств в готовом виде, а также автотранспортные средства, оборудование, не требующее монтажа, вычислительную технику и т. д.

Учет затрат по приобретению отдельных объектов основных средств учитывается на субсчете 08-4 "Приобретение объектов основных средств". Порядок такого отражения в бухгалтерском учете рассмотрим на примере приобретения предприятием по договору купли-продажи в торговой организации грузового автомобиля для производственных целей: стоимость автомобиля — 35400 руб., включая НДС (18%) — 5400 руб. Затраты, связанные с приобретением (доставкой), составили 1180 руб., в том числе НДС 180 руб.

Отражение операций на счетах бухгалтерского учета будет следующим:

дебет счета 08/4, кредит счета 60 — стоимость приобретенного грузовика в соответствии с накладной, без НДС — 30000 руб.;

дебет счета 19, кредит счета 60 — НДС по поступившим основным средствам — 5400 руб.;

дебет счета 08/4, кредит счета 60 — учтена сумма расходов, связанных с приобретением грузового автомобиля, без НДС — 1000 руб.;

дебет счета 19, кредит счета 60 — НДС по расходам на приобретение грузовика — 180 руб.;

дебет счета 08/4, кредит счета 68 — начислен налог на приобретение автотранспортных средств — 6000 руб. (30000 руб. * 20%);

дебет счета 01, кредит счета 08/4 — введены в эксплуатацию основные средства по фактическим затратам на приобретение —
37000 руб. (30000 руб. + 1000 руб. + 6000 руб.);

дебет счета 60, кредит счета 51 — оплачено за приобретенные основные средства и расходы по приобретению — 36580 руб.
(35400 руб. + 1180 руб.);

дебет счета 68, кредит счета 51 — оплачен налог на приобретение автотранспортных средств — 6000 руб.;

дебет счета 68, кредит счета 19 — отнесение на расчеты с бюджетом суммы, уплаченной при осуществлении капитальных вложений в момент принятия на учет грузового автомобиля -5580 руб.
(5400 руб. + 180 руб.).

Рис. 4.1. Общая схема корреспонденции счетов при приобретении и строительстве основных средств

Поступление по договору мены

По договору мены юридическое или физическое лицо обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой (п. 1 ст. 567 ГК РФ). При этом каждая сторона выступает и в роли продавца, и в роли покупателя. Если договором мены не определено условие о переходе права собственности, то права собственности на товар переходят в момент исполнения сторонами обязательств по договору (ст. 570 ГК РФ). Если же предприятие первым получает основные средства по договору мены, то до момента перехода права собственности (отгрузки соответствующего товара взамен полученного основного средства) это основное средство учитывается на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". После перехода права собственности поступление основных средств учитывается в порядке, аналогичном договору купли-продажи.

В соответствии с п. 3.5 ПБУ № 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, признается стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе.

Для отражения в бухгалтерском учете поступления основных средств использованы следующие исходные данные: предприятие по договору мены приобретает объект основных средств в готовом виде за передаваемое имущество (произведенную продукцию, товары, услуги), себестоимость которого составляет 60000 руб. (без учета НДС). Согласованная сторонами в договоре бартерная оценка — 94400 руб. (в том числе НДС — 14400 руб.). При этом первоначальная стоимость объекта основных средств по балансу — 100000 руб., а начисленная амортизация — 30 тыс. руб., соответственно остаточная (фактическая) стоимость по данным бухгалтерского учета составила 70000 руб.

Таким образом, у стороны, приобретающей основные средства:1. При поступлении объекта основных средств на дату перехода права собственности обмениваемого имущества:

по балансовой стоимости выбывающего имущества без НДС:
дебет счета 08, кредит счета 90/1 — 60 тыс. руб. (согласно п. 26 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств… "на дату перехода права собственности обмениваемого имущества дебетуется счет учета капитальных вложений в корреспонденции с кредитом счета реализации");

на сумму НДС — 18%:
дебет счета 19, кредит счета 90/1 — 12400 руб. (70000 х 18%). (Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств установлены правила отражения в бухгалтерском учете приходуемых основных средств, приобретаемых по договору мены, но при этом полностью отсутствуют какие-либо рекомендации по отражению в бухгалтерском учете сумм входного НДС, указанных в первичных документах поставщика. Исходя из требований налогового законодательства по дебету счета 19 должна быть отражена полностью сумма НДС, указанная в первичных документах поставщика, поэтому по аналогии с требованиями Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств в части оприходования основных средств сумма НДС может быть отражена в корреспонденции со счетом 90/3);

при вводе в эксплуатацию:
дебет счета 01, кредит счета 08 — 60000 руб.

2. При передаче имущества:

на списание выбывающего имущества по себестоимости:
дебет счета 90/2, кредит счетов 41, 43 … — 60000 руб.;

на сумму НДС, причитающегося к уплате в бюджет:
дебет 90/3, кредит счета 68 — 10800 руб. (НДС исчислен исходя из суммы выручки по данным бухгалтерского учета, равной 60000 руб. * 18%);

на выявленный финансовый результат по договору мены:
дебет счета 90/2, кредит счета 80 -1800 руб.

3. При возмещении (зачете) входного НДС:

дебет счета 68, кредит счета 19 — 12600 руб.

У стороны, передающей основные средства:1. При поступлении имущества, приобретаемого в обмен на основные средства:

по стоимости выбывающего основного средства без НДС:
дебет счета 10 (41…), кредит счета 91 — 70000 руб.;

на сумму НДС:
дебет счета 19, кредит счета 91 — 10800 руб.

2. При передаче основного средства:

на списание основного средства по первоначальной стоимости:
дебет счета 91, кредит счета 01 — 100000 руб.;

на списание ранее начисленной суммы амортизации:
дебет счета 02, кредит счета 91 — 30000 руб.;

на сумму НДС, причитающегося к уплате в бюджет:
дебет счета 91, кредит счета 68 — 12600 руб. (сумма НДС исчислена исходя из выручки по данным бухгалтерского учета, равной 70000 руб.)

на выявленный финансовый результат по договору мены:
дебет счета 99, кредит счета 91 — 1800 руб. (Следует иметь в виду, что принятие данной

действующими нормативными документами не предусмотрено.)

Безвозмездное получение

Согласно п. 3.4 ПБУ № 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их рыночная стоимость на дату оприходования.

Затраты по доставке указанных объектов основных средств, полученных по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, учитываются как затраты капитального характера и относятся организациями-получателями на увеличение первоначальной стоимости объекта. Указанные расходы отражаются на счетах учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами учета расчетов. В случае получения предприятиями автотранспортных средств безвозмездно налог на приобретение автотранспортных средств не начисляется.

Оприходование основных средств, полученных безвозмездно, отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" субсчет 2 "Безвозмездные поступления" в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы". По мере начисления амортизации (дебет счета 20 "Основное производство", кредит счета 02 "Амортизация основных средств") доходы будущих периодов включаются во внереализационные доходы части безвозмездно полученных основных средств согласно ПБУ — 9/99. На эту сумму увеличивается налогооблагаемая прибыль (дебет счета 98/2, кредит счета 91). Ввод основных средств в эксплуатацию осуществляется обычным порядком: дебет счета 01, кредит счета 08. В соответствии с налоговым законодательством принимающая сторона обязана уплатить налог на прибыль (24%), при этом корреспонденция счетов будет: дебет 99 "Прибыли и убытки", кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам".

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.