Здавалка
Главная | Обратная связь

Креативность – что это?



Программа тренинга «Креативность»

Разработчик: Гусева Арина Андреевна

Время проведения и длительность: 1.08, 17:30-19:30 (2 часа)

Время Тема Упражнение Доп. ресурсы
10 мин Энерджайзер «Неожиданные вопросы» Каждый задаёт неожиданный вопрос одному из членов группы. Отвечавший спрашивает следующего и т.д. Не должны повторяться вопросы и участники. Задав вопрос, надо дождаться ответа. Упражнение направлено на развитие гибкости, точности, оригинальности мышления.  
10 мин Креативность – что это? Интерактивная лекция (совместное составление определения, как проявляется в жизни, другие названия, откуда появилась у человека, врождённое или вырабатываемое) Флип-чарт, 2 маркера
15 мин Уровни творчества Упражнение «Изобразите квадрат»  
Интерактивная лекция с примерами из упражнения Флип-чарт, 2 маркера
20 мин Этапы творчества Упржанение «Я с пум-пум-пум?»  
Интерактивная лекция (анализ упражнения, на его примере разные классификации этапов) Флип-чарт, 2 маркера
15 мин «Мозговой штурм» Деление на 2 группы: одни пишут плюсы кураторства (участия в программе), другие минусы. После этого подсчитывается, зачитывается, определяется победитель. Блокноты, ручки
30 мин Методики творческого мышления Интерактивная лекция Флип-чарт, 2 маркера
Деление на 2 группы, использование одной группой метода 6 шляп, другой фокальных объектов. Задача: как усовершенствовать КРЦ «Полёт» и повысить посещение студентов. Мини-презентации. 4 флип-чарта, 4 маркера
5 мин Тест «Геометрические фигуры» Сравнение результатов теста и тренинга  
15 мин Итоговое задание Делятся на 3-4 группы и делают большой рисунок-впечатление от тренинга, изображение понятия креативность для них. Создание экспозиции. 16 флип-чартов, скотч, ножницы

Энерджайзер «Неожиданные вопросы».

Тренер должен подготовить первый вопрос, если у ребят возникнут проблемы с этим.

Креативность – что это?

Определения:

Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. (Википедия)

Творчество — деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью. (Большая советская энциклопедия, т.42, М., 1956., с.54)

Творчество — это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью. (В.И.Андреев. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Изд. Казанского университета. 1988г., с.50)

Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей".(Психология. Словарь.— М.: Политиздат. 1990., с.393).

Главный критерий креативности: новизна.

Проявления:

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости. По мнению Элиса Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Возникновение:

Имеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве. По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном (англ.)русск. из Стэнфордского университета, появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад.

Появление:

Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Уровни творчества

Упражнение «Изобразите квадрат».

Тренер даёт задание изобразить квадрат и приводит пример на флип-чарте: . Даёт время каждому члену группы продемонстрировать свой квадрат, а потом на их примере рассказывает о различных уровнях новизны.

1. Репродуктивный (новизны нет): деятельность, направленная на повторение прототипа (ранее известного: замысла, образца, идеи, методики, ...).

Что сделано? — Повтор прототипа. Выполненное полностью копирует прототип

Как достигается? — Копированием прототипа без каких-либо его изменений.

Девиз уровня: "Так может каждый!"

Пример выполнения задания на 1 уровне:

Анекдот к 1-му уровню:

Ученые обнаружили странное племя, живущее рядом с огромным водопадом: у всех членов племени были оттопыренные уши, а у вождя во лбу вмятина. Ученые решили понаблюдать за ними и выяснили, что каждое утро туземцы выходят на берег, оттопыривают уши и таинственно говорят: Что-то шу-ми-и-т.

На что вождь, с досадой стуча себе по лбу: Глупцы!!! Это же во-до-па-а-ад!

2. Репродуктивно-творческий (новизна есть): деятельность, направленная на самостоятельное небольшое изменение прототипа, существенным образом не меняющая первоначальный образец.

Что сделано? — Элементоизменение прототипа. Выполненное повторяет прототип, но с незначительными изменениями, не приводящими к его новому качеству.

Как достигается? — Новизна за счет изменения (замены, добавления или удаления) одного-двух параметров прототипа (размера, формы, цвета, положения,...), выделения какой-либо частности.

Девиз уровня: "Так может большинство!"

Примеры выполнения задания на 2 уровне:

Анекдот ко 2-му уровню:

— Скажи, дорогая, почему ты делаешь фрикадельки разного размера?

— Но, мой милый, ты же сам просил хоть как-то разнообразить наше питание.

3. Творческо-репродуктивный (новизна есть): деятельность, направленная на значительное изменение прототипа, существенным образом меняющая первоначальный образец.

Что сделано? — Видоизменение прототипа. Выполненное базируется на прототипе (знании об известном), значительно изменяя его и приводя к новому качеству. Выход за рамки задания.

Как достигается? — Новизна за счет:

o снятия ложных ограничений, которые отсутствуют в данных условиях, но мысленно подразумеваются;

o выполнения известного другим способом, другими средствами;

o расширения сферы применения известного (многофункциональность);

o включения прототипа как части целого, т.е. объединение прототипа с таким же либо чем-то другим;

o решения противоречия: прототип есть и его нет.

Девиз уровня: "Так могут только некоторые!"

Примеры выполнения задания на 3 уровне:

Анекдот ко 3-му уровню:

Мышь слышит мяуканье кошки и притаилась в норке. Послышался лай собаки. Мышь подумала: Если поблизости собака, то кошка наверняка убежала. Теперь можно вылезти наружу. Кошка тут же поймала мышь и, проглотив ее, довольная, произнесла: Как хорошо знать иностранный язык!

4. Творческий (новизна есть): деятельность, направленная на создание по собственному замыслу ранее неизвестного (объективно или субъективно нового), оригинального.

Что сделано? — Родоизменение прототипа. Новая идея. Выполненное не имеет прототипа.

Как достигается? Новая идея за счет:

o замены исходной функции прототипа, т.е. исчезновение признаков первоначального образца и появление новых элементов для реализации новой функции;

o высокого уровня обобщения и выход на методологический уровень.

Девиз уровня: "Так может только один!"

Примеры выполнения задания на 4 уровне: "КВАДРАТ", "X2", "ПРЯМОУГОЛЬНИК С ОДИНАКОВЫМИ СТОРОНАМИ".

Анекдот к 4-му уровню:

На уроке математики учитель объясняет условие задачи:

— Лестница строящегося дома имеет пять пролетов, каждый из которых состоит из двадцати ступенек. Сколько ступенек нужно пройти, чтобы попасть на последний этаж?

— Все,— уверенно отвечает маленький Петр.

Другая классификация степени новизны:

Уровень А Б В Г Д Е
5-й Найдена новая проблема Найден новый метод Получены новые данные, относящиеся к проблеме Найден новый принцип Созданы новые конструктивные принципы Изменена вся система, в которую вошла новая конструкция
4-й Найдена новая задача Найдена новая поисковая концепция Получены новые данные, относящиеся к задаче Найдено новое решение Создана новая конструкция Конструкция применена по-новому
3-й Изменена исходная задача Поисковая концепция изменена применительно к условиям задачи Собранная информация изменена применительно к условиям задачи Изменено известное решение Изменена исходная конструкция Внедрена новая конструкция
2-й Выбрана одна из нескольких задач Выбрана одна поисковая концепция из нескольких Собраны сведения из нескольких источников Выбрано одно решение из нескольких Выбрана одна из нескольких конструкций Внедрена модификация готовой конструкции
1-й Использована готовая задача Использована готовая поисковая концепция Использованы имеющиеся сведения Использовано готовое решение Использована готовая конструкция Внедрена готовая конструкция
этапы Выбор задачи Выбор поисковой концепции Сбор информации Поиск идеи решения Развитие идеи в конструкцию Внедрение

Этапы творчества.

Упражнение «Я с пум-пум-пум?»

«Сейчас кто-то из нас, по желанию, задумав какой-либо признак, которым обладают некоторые из нас и не обладают остальные, выйдет в круг и будет подходить по очереди к каждому. Каждый из нас задаст ему только один вопрос: (например, в круг выйдет Таня) „Таня, я с пум-пум-пумом?", и Таня ответит „да" или „нет" в зависимости от того, есть задуманный признак у этого человека или отсутствует. Признаки должны быть конкретными, известными всем нам. Наша задача — понять, какой пум-пум-пум задуман. После того, как ведущий подойдет к каждому и ответит на заданный вопрос, мы сможем высказать возникшие у нас гипотезы. В процессе поиска „пум-пум-пума" обращайте внимание на возникающие у вас состояния и постарайтесь уловить момент появления ответа». При анализе упражнения два вопроса, которые тренер задает участникам группы. Первый из них «Как возник ответ?» задается участнику группы, нашедшему ответ. Определяется механизм поиска ответа, особое внимание уделяется ассоциациям, затрагиваются различные этапы креативного процесса. Второй вопрос можно задать всем, кто занимался поиском ответа: «Какие чувства, состояния у вас возникали, как они изменялись во время поиска ответа?»

Различные классификации этапов.

Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) выявил стадии творческого процесса:

1. Вначале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого когда человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.

3. И, наконец, наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

1. Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.

2. Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных.

3. Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует творчества.

Остановимся на:

1. Постановка проблемы, сбор знаний

2. Попытки решения проблемы (фрустрация)

3. Отвлечение от проблемы (инкубация)

4. Неожиданное решение (инсайт)

5. Проверка гипотезы







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.