Здавалка
Главная | Обратная связь

Методики творческого мышления



Методы и техники, способствующие творческому процессу генерации оригинальных идей, нахождения новых подходов к решению известных проблем и задач. Различные методики креативности рассчитаны на работу одного человека, двух или группы. Задачи методик:

§ чётко сформулировать проблему

§ собрать исходные данные

§ выработать критерии для структурирования исходных данных

§ структурировать исходные данные

§ всесторонне изучить исходные данные

§ расширить отрасль проблематики

§ сформулировать несколько точек зрения на проблему

§ сформулировать максимальное число решений

§ выработать критерии отбора перспективных идей или решений

§ снимать ментальные блокады

§ ускорить процесс генерации идеи

§ отбирать действительно выгодные и оригинальные варианты решения проблемы.

Методики:

1. Мозговой штурм (на что способна волна идей без критики): оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Метод был изобретён одним из основателей рекламной компании BBDO Алексом Осборном и описан в его книге «Ваша креативная сила» (англ. Your Creative Power) в 1948 году.

2. 6 шляп де Боно (посмотрим с разных сторон?): это простой и практичный способ преодолеть трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. В полноцветной печати цветные плашки прокатываются по очереди, накладываясь друг на друга, и на выходе мы получаем цветную картинку. Метод шести шляп предлагает сделать то же самое в отношении нашего мышления. Вместо того, чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы все эти аспекты будут собраны вместе и мы получим «полноцветное мышление».

Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Белая шляпа: информация. Используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Зеленая шляпа: креативность. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

3. Синектика (поищем аналогии?). Слово «синектика» в переводе с греческого означает совмещение разнородных элементов. Метод предложен американским исследователем У.Гордоном в середине 50-х годов. Синектика - та же самая мозговая атака, но проводится профессиональными генераторами, не боящимися критики, и поэтому процедура синектической генерации допускает критику. Синекторы широко используют четыре вида аналогии – прямую, личную, символическую и фантастическую.

Пример – одеколон и лук.

 

4. Фокальные объекты (что если перепутать признаки?). В первоначальном виде , как метод каталога, предложен в 1926 году берлинским ученым, профессором Кунце. Позже усовершенствован американцем Чарльзом Вайтингом. Алгоритм метода фокальных объектов выглядит так:

1. Выбрать объект усовершенствования (Фокальный объект. Фокальным объект называется потому, что он держится в фокусе внимания.)

2. Сформулировать функцию объекта.

3. Выбрать один или несколько случайных объектов (можно "методом тыка" в любую строчку любого текста (метод каталога)).

4. Выписать все мыслимые свойства, признаки, функции случайных объектов.

5. Последовательно присваивать признаки случайных объектов фокальному объекту.

6. Рассматривать все новые объекты на предмет возможности применения.

 

5. Морфологический анализ (разберем, изменим, соберем заново — что будет?). Метод предложен швейцарским астрономом Цвикки в 1942 году. Алгоритм метода:

1. Выбрать объект усовершенствования.

2. Сформулировать функцию объекта.

3. Разбить объект на подсистемы.

4. Для каждой подсистемы построить морфологическую ось (пронумерованный перечень всех возможных вариантов подсистемы – объектов, выполняющих функцию, аналогичную функции подсистемы).

5. В зависимости от количества осей построить морфологическую таблицу (две оси), морфологический ящик (три оси) или морфологическую матрицу (более трех осей).

6. Последовательно рассмотреть все комбинации подсистем на предмет возможности применения или отобрать наиболее развитые системы.

 

 

6. Теория решения изобретательских задач — основана изобретателем и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером в 1946 году. ТРИЗ является методологией, набором инструментов, базой знаний и технологией моделирования для генерации инновационных идей и решений проблем. ТРИЗ предоставляет инструменты и методы для формулирования проблемы, системного анализа, анализа отказов и патернов эволюции (от «как есть» до «как должно быть»). В отличии от методики мозгового штурма (в котором неупорядоченно формулируются идеи и варианты решения проблемы) целью методики ТРИЗ является создание алгоритмического подхода к изобретению новой системы или улучшения старой.

7. Метод Дельфи — методика, позволяющая с помощью опросов, интервью, мозговых штурмов, добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций так как исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты).

8. Метод высиживания идей. Доктор Гейтс (США) брал заявку на изобретение или патент, определял, в чем слабость изобретения и устранял эту слабость, используя интуицию. Интуицию он использовал методом высиживания идеи – закрывался в темной, звукоизолированной комнате и сидел в ней несколько часов, записывая каждую идею, которая приходила в голову.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.