Анализ добровольного медицинского страхования на страховом рынке Украины
Добровольное медицинское страхование по-прежнему не является востребованной услугой. Позитивные тенденции наблюдаются, но они являются незначительными по сравнению с потенциальными и реальными возможностями этого рынка. Рядовой потребитель не заинтересован в покупке страхования, из-за отсутствия современного оборудования в большинстве больниц для диагностики и лечения, трудностей с медицинскими препаратами и катастрофического отсутствия квалифицированных врачей. Услуги в частных больницах, которые имеют современную технологическую и материальную базу, слишком дороги. Таким образом, проще посетить участкового врача и уплатить определенную сумму денег, чем купить страховку. Количество страховых компаний состоянием на 30. 06. 12 составило 443, из которых 63 из страхования жизни (СК "Life") и 380 страховых компаний, которые осуществляли виды страхования, другие, чем страхование жизни (СК "non-Life"). С начала 2012 года количество страховых компаний увеличилось, что показано в таблице 3.1. Таблица 3.1. Количество страховых компаний состоянием на 30.06.2011 и состоянием на 30.06.2012
На медицину в Украине выделяется лишь 3% от ВВП, небольшая часть покрывается добровольным медицинским страхованием, а остальные -неофициальные платежи населения. По данным исследования, проведенного в 2011 году, за их собственный счет лечатся 72,6% населения, 16,8% занимаются самолечением и 4.7% имеют страховой полис. Участники рынка прогнозируют, что медицинское страхование в этом году увеличится на 10-15%. В предыдущие годы на рынке кризис продемонстрировал падения более чем на 20%. Тогда же, корпоративные клиенты, сокращая свои расходы, ограничили программы добровольного страхования для сотрудников. В настоящее время рынок страхования оживает и предприятия снова возвращаются к страхованию. Также способствовало восстановлению медицинского страхования сокращение банковского страхования, в то время как медицинского страхование остается одним из самых убыточных. Сегодня количество предложений от страховщиков увеличивается, однако не все граждане могут себе это позволить. Минимальная цена годового полиса для физических лиц 10-12 тысяч грн. Одновременно для тех, чей работодатель является корпоративным клиентом страховой и заключил договор по добровольному страхованию работников, стоимость полиса на человека в 2 раза меньше. Страховщики считают, что проблема пассивности компаний в приобретении страховых полисов для своих работников кроется в налогообложении, ведь сейчас компании вынуждены платить за страховку на прибыль, и не могут отнести ее на валовые расходы. По расчету участников страхового рынка сегодня количество Страховые программы распределяются следующим образом: для крупных владельцев и руководителей предоставляются программы VIP-уровня (обслуживание в коммерческих клиниках самого высокого уровня), для менеджеров среднего звена - программа "Элит" (уровень клиник и покрытия лимитов ниже, например по стоматологии и оздоровлению) а для всех остальных работников программы среднего уровня "Классик" и "Стандарт", иногда среднее базовые комплексы. Важными критериями выбора страховщика по добровольному медицинскому страхованию является квалификация и уровень медицинской подготовки персонала, наличие у предприятия реально работающей эффективной филиальной и договоров с медицинскими учреждениями Украина. Почти все страховые компании декларируют свой интерес к добровольному медицинскому страхованию, однако эту услугу предоставляют не более 10-15 компаний с большими или меньшими различиями в своих пакетах. Кроме того, государство не спешит реформировать систему медицинского обеспечения. Сейчас участники рынка хотят усовершенствовать систему полной страховой защиты корпоративных интересов предприятий, которая, по сути, представляет собой оптимальный инструмент безубыточного управления компанией. Более того, страховым компаниям следует уделить особое внимание сектору медицинского страхования физических лиц. Причем борьба должна быть не ценовой, а сервисной, и только повышение качества медико-страховых услуг В структуре страховых премий на рынке страхования Украины медицинское страхование (беспрерывное страхование здоровья) в 2010 г. занимает лишь 3,7% (762,3млн. грн.) от премий по рынку. Положительным является увеличение этого вида страхования в 2011 Динамика страховых премий за вычетом доли страховых премий,
Таблица 3.2. Валовые премии, полученные страховщиками Украины от медицинского страхования
Как показывают данные таблицы 3.2, валовые премии по беспрерывному страхованию здоровья постоянно растут, даже в 2009 году, когда на страховом рынке был значительный спад
Таблица 3.3 Чистые премии, полученные страховщиками Украины от медицинского страхования
Рис. 3.1 Динамика валовых и чистых премий, полученных страховщиками Украине от медицинского страхования в 2005-2012 гг., млн.грн.
Медицинское страхование является достаточно убыточным видом страхования, о чем свидетельствуют значительные размеры выплат, осуществленных страховщиками по этому виду страхования. Динамика страховых выплат приведены данным рис. 3.2.
Рис.3.2. Динамика соотношения страховых премий и выплат по рынку медицинского страхования Украине в 2005-2011 гг., млн.грн.
Несмотря на положительные тенденции в развитии добровольного медицинского страхования на просторах отечественного страхового рынка, данный сегмент пока что является весьма проблематичным. Прежде всего, это касается того, что сами страховщики не Рентабельность видов страхования демонстрирует показатель «Уровень выплат», который по медицинскому страхованию является высшим по рынку страховых услуг Украины. Этот показатель за анализируемый период был наименьшим в 2006 г. (63%) и высоким в 2010 г. (78,2%). Динамика уровня выплат по рынку страхования Украины в 2005-2012 гг. приведена данными рисунка 3.3.
Рис.3.5 Динамика уровня выплат по рынку медицинского страхования Украине в 2005 -2012 гг.
В настоящее время в Украине на рынке добровольного медицинского страхования работают более 90 страховых компаний. Украинские страховщики работают по правилам "Добровольного медицинского страхования" (непрерывное страхование здоровья) и В связи с привлекательностью этого сегмента рынка на нем появились Чтобы привлечь клиентов, отдельные страховые компании часто снижают цены на медицинское страхование на 25-35%. Естественно, что в условиях, когда стоимость медицинских препаратов постоянно растет, такой демпинг не может продолжаться долго. Фактически возможности для политики удешевления страховых медицинских полисов иссякли уже в первом полугодии текущего года. Страховые компании, ранее привлекали клиентов посредством заниженных тарифов, сейчас начинают испытывать трудности с выплатами. Они ограничивают обслуживания клиентов, отказывают в оплате медицинских услуг и досрочно расторгают договоры, которые были заключены по демпинговым тарифам. По мнению экспертов, страховые компании, которые предлагали корпоративным клиентам полисы по заниженным ценам, должны будут либо увеличить цены, или уйти с этого рынка, чтобы избежать банкротства. Большинство страховщиков предлагают страховки только для VIP-клиентов. Учитывая, что доходы украинских граждан падают, возможность для получения доступного медицинского страхования в текущем году будет Аналитики считают, что отечественные страховые компании выйдут из финансового кризиса с меньшими потерями, чем банки Распространенные страховые продукты на случай наступления страхового события гарантируют выплату страховых сумм непосредственно медицинским учреждениям, при нем обеспечивается выбор медицинского учреждения и лечебного персонала, контроль и экспертиза качества лечения, что обеспечивает чувство защищенности застрахованным Важной проблемой, кроме ценового фактора, является то, что на сегодня рынок добровольного медицинского страхования развивается пока главным образом за счет корпоративного направления. Страхование же физических лиц является для страховщиков не выгодным, поскольку заплатив за страховку, что является очевидным свидетельством имеющихся или потенциальных проблем со здоровьем, клиент стремится к максимуму
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|