Здавалка
Главная | Обратная связь

Базовые документы ЕврАзЭС

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский Национальный Педагогический Университет имени Абая

 

 

Доклад

на тему:

«Евразийское экономическое сообщество»

 

Выполнил:студент 3 курса Исагалиев Р.К.

 

 

Алматы 2013

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – международная экономическая организация, созданная для эффективного продвижения Сторонами процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Организация создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права и обладает международной правосубъектностью. Это четко структурированная система с жестким механизмом принятия и реализации решений.

Сообщество и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных договором об учреждении ЕврАзЭС и договорами, действующими в Сообществе.

В 2003 году Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в генеральной Ассамблее ООН.

Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 г. в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами-членами.

Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств - Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.

25 января 2006 г. был подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана. В октябре 2008 г. Узбекистан приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС.

С мая 2002 г. статус наблюдателей при ЕврAзЭС имеют Украина и Молдова, с января 2003 г. - Армения. Им также обладают Межгосударственный авиационный комитет (МАК), Евразийский банк развития (ЕАБР).

ЕврАзЭС - открытая организация. Ее членом может стать любое государство, которое примет на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении ЕврАзЭС и других договоров Сообщества по списку, определяемому решением Межгссовета ЕврАзЭС.

Статус наблюдателя при ЕврАзЭС может предоставляться государству или международной межгосударственной (межправительственной) организации по запросу. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, знакомиться с документами и решениями, принимаемыми органами ЕврАзЭС, но не имеет права голоса при принятии решений и права подписи документов органов ЕврАзЭС.

ЕврАзЭС создано с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

Один из главных векторов деятельности организации – обеспечение динамичного развития членов Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

Основные задачи Сообщества:

  • завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;
  • обеспечение свободы движения капитала;
  • формирование общего финансового рынка;
  • согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;
  • установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
  • создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;
  • разработка и реализация межгосударственных целевых программ;
  • создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
  • формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;
  • формирование общего энергетического рынка;
  • создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки государств Сообщества;
  • обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества;
  • согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.;
  • сближение и гармонизация национальных законодательств; обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

В соответствии с уставными целями и задачами Сообщества и руководствуясь принципом разноскоростной интеграции, Беларусь, Казахстан и Россия в 2007-2010 годах создали Таможенный союз и планомерно формируют следующий интеграционный этап – Единое экономическое пространство ЕврАзЭС, к которым другие государства Сообщества будут присоединяться по мере готовности.

Базовые документы ЕврАзЭС

21.12.2012 Аналитическая справка о системах аттестации и/или аккредитации образовательных организаций/учреждений государств ЕврАзЭС

21.12.2012 Согласованные рамочные требования к обеспечению качества высшего образования в государствах Сообщества

06.12.2012 О состоянии платежных балансов и динамике международных резервных активов государств–участников ЕврАзЭС

06.12.2012 О состоянии и уровне развития валютных рынков государств – участников ЕврАзЭС

06.12.2012 О развитии программ финансовой грамотности в государствах – участниках ЕврАзЭС

26.11.2012 Резолюция ГА ООН 67. Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Евразийским экономическим сообществом

25.10.2012 Положение о проведении Третьего Фестиваля культур народов ЕврАзЭС

28.09.2012 Соглашение о направлениях сотрудничества в области культуры в Евразийском экономическом сообществе

28.09.2012 Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС №612 от 28 сентября 2012 г. "О Соглашении о направлениях сотрудничества в области культуры в Евразийском экономическом сообществе"

12.09.2012 Справка о механизме организованного набора иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию (для граждан государств, с которыми установлен безвизовый порядок въезда-выезда) с целью удовлетворения потребности российской экономики

12.09.2012 Презентация «Программа занятости-2020»

12.09.2012 Презентация "Механизм организованного набора иностранных работников для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации"

12.09.2012 Информационно-справочный материал по "Программе занятости-2020" (РК)

13.08.2012 Справка об опыте работы Федеральной миграционной службы (Российская Федерация) по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов

13.08.2012 Информация о состоянии социально-трудовых отношений в государствах-членах ЕврАзЭС и мерах по их урегулированию за 2011 год

08.08.2012 О миграционной ситуации в государствах-членах ЕврАзЭС и мерах по ее регулированию по итогам 2011 года

07.08.2012 Краткая аналитическая записка по информации, содержащейся в Сведениях о платежах, связанных с оборотом товаров и услуг, проводимых между государствами–участниками ЕврАзЭС, за 2011 г., полученной от центральных (национальных) банков Сообщества

07.08.2012 Валютная структура направленных и полученных платежей (в разрезе государств и валют) в 2011 году (Таблица)

07.08.2012 Общие сведения о платежах, связанных с оборотом товаров и услуг, проводимых между государствами - участниками ЕврАзЭС за 2011 год (Таблица)

07.08.2012 О трансграничных переводах денежных средств физическими лицами в государствах – членах ЕврАзЭС

07.08.2012 Государства, в которые направлены денежные переводы (Таблица)

07.08.2012 О результатах работы и перспективах развития банковского сектора государств-членов ЕврАзЭС

02.07.2012 Сводная аналитическая информация об академической мобильности студентов в рамках государств-членов ЕврАзЭС

02.07.2012 План мероприятий по реализации Основных направлений сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС в области культуры на 2012-2015 и последующие годы

02.07.2012 Информация о состоянии работы, проводимой в странах ЕврАзЭС по сохранению нематериального культурного наследия

13.06.2012 Протокол 10-го заседания Совета по миграционной политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС

29.03.2012 Рекомендации участников Международного семинара по вопросам развития национальных моделей кредитной системы обучения и расширения академической мобильности через использование электронных средств трансграничного образования

29.12.2011 Соглашение государств-членов Таможенного союза об устранении технических барьеров во взаимной торговле с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, не являющимися государствами-членами Таможенного союза

15.12.2011 Договор о взаимодействии уполномоченных органов государств-участников Соглашениея о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года, осуществляющих валютный контроль

12.12.2011 Договор о согласованной валютной политике государств-участников Соглашения о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года

09.12.2011 Решение от 9 декабря 2011 г. №866 "О ходе выполнения плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

03.11.2011 Комплексный план развития инфраструктуры автомобильных и железных дорог, включенных в Перечень транспортных маршрутов ЕврАзЭС

24.10.2011 Решение ИК ЕврАзЭС 1301 "О проекте Соглашения об информационном обмене государств-членов ЕврАзЭС по бюджетному процессу"

24.10.2011 Хронология заседаний Совета руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС

24.10.2011 Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического сообщества «Парфюмерно-косметическая продукция» и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции

19.10.2011 Решение от 19 октября 2011 г. №96 "О ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

19.10.2011 Решение от 19 октября 2011 г. №100 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

18.10.2011 Решение от 18 октября 2011 г. №813 "О ходе выполнения плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

18.10.2011 Решение от 18 октября 2011 г. №814 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

11.10.2011 Анализ конъюнктуры валютного рынка за 2009 – 2011 годы (динамика обменного курса национальной валюты, наличие давления на курс, меры центрального банка в отношении обменного курса)

11.10.2011 Информация о функционировании систем крупных и розничных платежей в государствах–членах ЕврАзЭС

06.10.2011 Совместное заявление министров образования (и науки) государств-членов Евразийского экономического сообщества

23.09.2011 Решение от 23 сентября 2011 г. №779 "О ходе выполнения плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

23.09.2011 Решение от 23 сентября 2011 г. №803 "О проекте Декларации о формировании Евразийского экономического союза"

16.09.2011 Протокол 9-го заседания Совета по миграционной политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС

19.05.2011 Решение от 19 мая 2011 г. №93 "О ходе выполнения плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

07.04.2011 Решение от 7 апреля 2011 г. №599 "О ходе выполнения плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

28.01.2011 Решение от 28 января 2011 г. №518 "О ходе выполнения плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

09.12.2010 Решение от 9 декабря 2010 г. №65 "О ходе выполнения плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

08.12.2010 Решение от 8 декабря 2010 г. №482 "О ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

19.11.2010 Решение от 19 ноября 2010 г. №63 "О ходе выполнения плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

18.11.2010 Решение от 18 ноября 2010 г. №446 "О ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

05.07.2010 Совместное Заявление МГС в связи с 10-летием Евразийского экономического сообщества (Решение №496 и Приложение)

05.07.2010 Договор об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним и Статут Суда Евразийского экономического сообщества

11.12.2009 Концепция создания межгосударственного банка данных о трудящихся-мигрантах – гражданах государств-членов Евразийского экономического сообщества (Решение №467 и Приложение)

27.11.2009 Перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза

27.11.2009 ДОКЛАД «О приоритетах и активизации деятельности государств-членов ЕврАзЭС в области пограничной политики»

25.01.2008 РЕШЕНИЕ о формировании правовой базы таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества

25.01.2008 СОГЛАШЕНИЕ о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года

25.01.2008 КОНЦЕПЦИЯ формирования Единого транспортного пространства Евразийского экономического сообщества

06.10.2007 ДОГОВОР о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года

06.10.2007 ПРОТОКОЛ о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года

06.10.2007 РЕШЕНИЕ о сотрудничестве между Евразийским экономическим сообществом и Организацией Объединенных Наций

06.10.2007 ПОРЯДОК разработки и реализации межгосударственных целевых программ Евразийского экономического сообщества

06.10.2007 Доклад о формировании правовой базы таможенного союза

06.10.2007 РЕШЕНИЕ о формировании правовой базы таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества

06.10.2007 ДОГОВОР о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года

05.07.2007 КОНЦЕПЦИЯ международной деятельности Евразийского экономического сообщества

18.04.2007 КОНЦЕПЦИЯ согласованной социальной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества

15.11.2006 ПОЛОЖЕНИЕ о Секретариате Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества

23.06.2006 ПОЛОЖЕНИЕ о Межпарламентской Ассамблее Евразийского экономического сообщества

23.06.2006 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке формирования и исполнения бюджета Евразийского экономического сообщества

27.09.2005 СОГЛАШЕНИЕ о механизме взаимного признания и установления эквивалентности документов об ученых степенях в государствах-членах Евразийского экономического сообщества от 27 сентября 2005 года

22.06.2005 КОНЦЕПЦИЯ сотрудничества государств-членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере

24.03.2005 СОГЛАШЕНИЕ о проведении согласованной политики по формированию и развитию транспортных коридоров Евразийского экономического сообщества от 24 марта 2005 года

24.03.2005 КОНЦЕПЦИЯ агропромышленной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества

18.06.2004 ДОГОВОР о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации от 18 июня 2004 года

18.06.2004 ПОРЯДОК разработки, рассмотрения, принятия, изменения, приостановления и прекращения действия Основ законодательства ЕврАзЭС

09.02.2004 Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003–2006 и последующие годы

09.12.2003 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 62/79 "Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Евразийским экономическим сообществом"

27.04.2003 СОГЛАШЕНИЕ между Евразийским экономическим сообществом и Содружеством Независимых Государств о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества

28.02.2003 Основы энергетической политики государств-членов Евразийского экономического сообщества

27.02.2003 Положение о Комиссии Постоянных представителей при Евразийском экономическом сообществе

21.02.2003 ДОГОВОР о сотрудничестве в охране внешних границ государств-членов Евразийского экономического сообщества от 21 февраля 2003 года

03.07.2002 СОГЛАШЕНИЕ между Евразийским экономическим сообществом и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества на территории Российской Федерации

13.05.2002 Положение о порядке приема в члены Евразийского экономического сообщества

13.05.2002 ПОЛОЖЕНИЕ о статусе наблюдателей при Евразийском экономическом сообществе

26.02.2002 СОГЛАШЕНИЕ между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24 ноября 1998 года

25.01.2002 СОГЛАШЕНИЕ между Правительством Республики Казахстан и Евразийским экономическим сообществом об условиях пребывания Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества на территории Республики Казахстан

31.05.2001 РЕШЕНИЕ об обеспечении преемственности органов управления интеграцией

31.05.2001 ПОЛОЖЕНИЕ о Межгосударственном Совете Евразийского экономического сообщества

31.05.2001 ПОЛОЖЕНИЕ об Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества

31.05.2001 Конвенция о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества

31.05.2001 ПОЛОЖЕНИЕ о должностных лицах органов Евразийского экономического сообщества

31.05.2001 ПОЛОЖЕНИЕ о сотрудниках органов Евразийского экономического сообщества

30.11.2000 СОГЛАШЕНИЕ между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года

10.10.2000 ЗАЯВЛЕНИЕ глав государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан об учреждении Евразийского экономического сообщества

10.10.2000 ДОГОВОР об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года

23.05.2000 РЕШЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан

26.02.1999 СОГЛАШЕНИЕ между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года

26.02.1999 СОГЛАШЕНИЕ о совместной разработке топливно-энергетического баланса государств-членов Евразийского экономического сообщества от 27 сентября 2005 года

24.11.1998 СОГЛАШЕНИЕ о предоставлении равных прав гражданам государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года на поступление в учебные заведения от 24 ноября 1998 года

28.04.1998 ДОГОВОР о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства от 28 апреля 1998 года

28.04.1998 О принятии Заявления «О десяти простых шагах навстречу простым людям»

22.01.1998 СОГЛАШЕНИЕ между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией о формировании Транспортного союза

30.12.1997 Перечень меморандумов и иных документов о сотрудничестве Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС с другими организациями

29.03.1996 ЗАЯВЛЕНИЕ Президента Республики Белоруссия А.Г. ЛУКАШЕНКО, Президента Республики Казахстан Н.А. НАЗАРБАЕВА, Президента Киргизской Республики А.А. АКАЕВА и Президента Российской Федерации Б.Н. ЕЛЬЦИНА

Если обратиться к опыту европейских государств, то можно наблюдать возможность прямого применения норм права ЕС, что санкционировано в Конституциях государств - членов Европейского Союза. На практике в период с 1964 по 1989 г. Европейский суд доказал, что в целях эффективной интеграции государств - членов ЕС европейские акты - регламенты, директивы и учредительные договоры ЕС - должны иметь приоритет перед всеми остальными национальными правовыми актами, включая и конституции государств-членов. Соответствующие поправки были внесены в национальные конституции, например, в ст. 23 Конституции Германии.

В сравнение с правовой системой ЕврАзЭС в настоящее время более систематизирована правовая система Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации и, соответственно, международная практика исполнения решений органов Союзного государства в национальных правовых системах.

Правовая система Союзного государства включает в себя акты Союзного государства, международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права.

В соответствии со ст. 58 Договора о создании Союзного государства для осуществления целей и принципов Союзного государства его органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты, предусмотренные Договором: законы, Основы законодательства, декреты, постановления, директивы и резолюции. Органы Союзного государства также могут принимать рекомендации и заключения.

Обязательную силу для государств-участ­ников и лиц, находящихся на их территории, имеют не все решения органов Союзного государства. В соответствии со ст. 60 Договора являются обязательными во всех частях и подлежат прямому применению только законы, декреты и постановления.

В Договоре установлены общие принципы реализации нормативно-правовых актов Союзного государства по вопросам совместной компетенции: обязательность принятия национальных актов законодательства, сохранение за государствами-участниками свободы выбора вида национального нормативного правового акта в соответствии со своим законодательством и компетенцией национальных нормотворческих органов.

Например, постановления коллегии Та­мо­женного комитета Союзного государства реа­лизуются путем принятия аналогичных по содержанию решений Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Так, в целях реализации Постановления коллегии Таможенного комитета Союзного государства от 5 октября 2001 г. «О контроле за доставкой транспортных средств, перемещаемых физическими лицами» было принято Постановление Государственного Таможенного комитета Рес­публики Беларусь от 26 февраля 2002 г. № 10 «О регистрации и контроле за доставкой товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами через Таможенную границу Республики Беларусь».

Кроме реализации конкретных положений решений органов Союзного государства в законодательстве Республики Беларусь содержатся и общие нормы, регулирующие исполнение решений органов Союзного государства.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2001 г. № 113 установлен порядок реализации постановлений и директив Высшего Государственного Совета Союзного государства, в котором определены срок и порядок принятия национальных нормативных правовых актов, направленных на реализацию решений Высшего Государственного Совета Союзного государства.

5 марта 2001 г. было принято Постановле­ние Совета Министров Республики Беларусь «О порядке реализации постановлений и директив Совета Министров Союзного государства», в котором также определен срок и порядок принятия национальных нормативных правовых актов, направленных на реализацию решений Совета Министров Союзного государства.

В регламенте Палаты представителей Национального Собрания Республики Бела­русь и в регламенте Совета Республики На­ционального Собрания Республики Беларусь в статьях 119 и 174 соответственно закреплены нормы о первоочередном рассмотрении законопроектов, подготовленных на основе актов, принятых Парламентским Собранием Союзного государства.

В то же время, если говорить о ЕврАзЭС, очевидны неопределенность статуса и видов решений органов ЕврАзЭС и их места в иерархии правовой системы ЕврАзЭС и национальных правовых системах государств-членов. Это обусловлено развивающейся международной правосубъектностью международной организации Евразийское экономическое сообщество и действующим международным характером решений органов ЕврАзЭС, относящихся к нормам «международного мягкого права» рекомендательного характера.

Эффективность ЕврАзЭС обусловлена, в первую очередь, созданием четкой институциональной и правовой системы. Именно на решении этих принципиальных вопросов необходимо сконцентрировать усилия на современном этапе развития правовой системы Сообщества. Первостепенное значение имеет определение статуса, видов и иерархии правовых актов ЕврАзЭС, построение четкой правовой системы Сообщества.

Для этого также необходимо однозначно определить статус органов ЕврАзЭС, их полномочия и взаимоотношения между собой и с органами государств - членов ЕврАзЭС, установить способы и механизмы реализации международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС в законодательстве государств-членов, формы контроля за их исполнением и ответственность за неисполнение. Кроме того, следует четко регламентировать соотношение правовых актов Сообщества с нормативными правовыми актами национальных законодательств государств - членов ЕврАзЭС.

Решение этих вопросов позволит создать эффективный механизм координации деятельности органов ЕврАзЭС и органов государственной власти каждого государства - члена ЕврАзЭС в процессе приведения актов национального законодательства в соответствие с правовыми актами Сообщества и гармонизации национальных законодательств государств - членов ЕврАзЭС.

В международной практике не имеется достаточного количества эффективных международных действий государств по изменению целей, задач, компетенции международной организации, характера и объема ее полномочий посредством принятия государствами односторонних национальных правовых актов о передаче части полномочий межгосударственной организации. Такие действия в одностороннем порядке, как исключение, могут производить на предварительном этапе при присоединении новые члены (кандидаты в члены) межгосудар­ственной организации (например страны Цент­ральной и Восточной Европы при присоединении к ЕС). Вместе с тем, все государства-члены должны признать юридический факт при­соеди­нения и передачи полномочий конкретного государства межгосударственной организации для регулирования правоотношений в конкретной международно-правовой сфере, поскольку международно-правовые акты межгосударственной организации (на основе переданных государствами межгосударственной организации полномочий) в равной мере будут действовать по отношению ко всем государствам - членам межгосударственной организации.

Для межгосударственных организаций - международных интеграционных объединений (Европейский Союз, Евразийское экономическое сообщество и т. п.) целесообразно и эффективно изменение целей, задач, компетенции международной организации, характера и объема ее полномочий как правило путем заключения нового международного договора или внесения изменений в учредительный договор (например, оформленных отдельным протоколом) и устав международной организации. Такой международно-правой практики постоянно придерживается Европейский Союз, соблюдая основные принципы международного права, принципы Европейского Союза и преемственность в отношении заключенных международных договоров и принятых в рамках межгосударственной организации обязательств государств - членов ЕС.

Наиболее оптимальным вариантом совершенствования деятельности ЕврАзЭС является передача ей полномочий государствами-членами посредством внесения соответствующих изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., оформленных отдельным протоколом (ст. 19 Договора об учреждении ЕврАзЭС), с применением кодификации и систематизации норм международного и национального права, регламентирующих деятельность ЕврАзЭС.

Полномочия ЕврАзЭС реализуются посредством принятия органами ЕврАзЭС меж­дународно-правовых актов в различной форме.

Исходя из анализа учредительных документов Сообщества и основных международных договоров, имеющих целью обеспечение интеграции в Евразийском экономическом сообществе, следует сделать вывод, что в ч. 1 ст. 14 Договора об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г. определены компетентные решения ор­ганов ЕврАзЭС (Интеграционный Комитет ЕврАзЭС, Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС, Суд Сообщества, вспомогательные орга­­­ны ЕврАзЭС), которые исполняются договаривающимися сторонами путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством. Такие решения не подлежат прямому и непосредственному исполнению государствами - участниками ЕврАзЭС. Решения указанных органов ЕврАзЭС, принятые не по вопросам внутриорганизационной деятельности ЕврАзЭС, следует относить к источникам так называемого «мягкого международного права», имеющим рекомендательный характер. Нормы этих решений исполняются в процессе трансформации или имплементации в систему национального права в силу авторитета ЕврАзЭС либо в силу сложившегося международно-правового обычая.

Международно-правовые решения органов ЕврАзЭС (Интеграционный Комитет ЕврАзЭС, Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС, Суд Сообщества, вспомогательные органы ЕврАзЭС), направленные для исполнения в государства - члены ЕврАзЭС, как правило, исполняются в зависимости от национальной правовой практи­­ки и экономической политики государства - члена ЕврАзЭС в порядке:
Имплементации в национальное законодательство посредством принятия национальных законов или внесения соответствующих изменений в действующие законы государства-члена.

Реализации в национальной правовой системе посредством указов Президента или главы Правительства государства-члена.

Реализации в национальной правовой системе посредством внесения изменений в ведомственные нормативные акты министерств и ведомств государства - члена ЕврАзЭС.

Контроль за выполнением обязательств договаривающихся сторон по реализации Договора об учреждении ЕврАзЭС, других действующих в рамках Сообщества договоров и решений органов ЕврАзЭС осуществляется органами Сообщества в пределах их компетенции, то есть согласно международно-правовым документам, на основе которых они созданы и действуют.

Полномочия ЕврАзЭС (в том числе органов ЕврАзЭС) определены в Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и дополняются международными договорами, ранее заключенными государствами - членами ЕврАзЭС (Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г., Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 г., Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. и Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.), которые действуют в части, не противоречащей Договору об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г. (ч. 2 ст. 2 Договора).

В первую очередь необходимо отметить высший орган ЕврАзЭС - Межгосударственный Совет, правовой статус которого регламентируется ст. 5 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и п. 5 Положения о Межгосударствен­ном Совете Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 г. № 3. Согласно ст. 5 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. Межгосударственный Совет является высшим органом ЕврАзЭС. В его состав входят главы государств и главы правительств договаривающихся сторон.
Исходя из анализа Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., ст. 17, 18 Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. и ст. 57-60 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., Положения о Межгосударственном Совете Евра­­зийского экономического сообщества от 31 мая 2001 г. № 3, Межгосударственный Совет принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС по следующим вопросам:
регулирования условий взаимной торговли между государствами - членами Сообщества;
таможенной политики Сообщества по отношению к третьим государствам;
упрощения и унификации таможенных правил и процедур, применяемых в государствах - членах Сообщества;
гармонизации (сближения и унификации) национальных законодательств государств - членов ЕврАзЭС.

Межгосударственный Совет принимает организационно-распорядительные решения, юридически обязательные для всех должностных лиц и органов ЕврАзЭС, включая вопросы:
об утверждении бюджета Сообщества на каждый бюджетный год и отчета Интеграционного Комитета о его исполнении;
о назначении Генерального секретаря и освобождении его от занимаемой должности;
о приеме новых государств в члены Сообщества и определении списка договоров и других документов, содержащих обязательства, исполнение которых необходимо для государства, вступающего в члены ЕврАзЭС.

Межгосударственный Совет имеет право принимать следующие международные норма­тивно-правовые акты для регулирования правоотношений в сфере деятельности ЕврАзЭС:
Нормативные правовые решения Межгосударственного Совета согласно ст. 5 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и Положения о Межгосударственном Совете.

«Межгоссовет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.

Межгосударственный Совет дает поруче­ния Интеграционному Комитету, обращается с запросами и рекомендациями к Межпар­ла­ментской Ассамблее, с запросами к Суду Сооб­щества.

Межгоссовет своими решениями может учреждать вспомогательные органы Сооб­щества».

Нормативные правовые решения Межгосударственного Совета согласно ст. 24 Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г.

«Межгосударственный Совет вправе принимать решения, имеющие обязательный характер для органов и организаций Сторон, обеспечивающих непосредственное их исполнение, либо решения, подлежащие трансформации в национальное законодательство Сторон».

Нормативные правовые решения Межгосударственного Совета согласно ст. 58 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.

«В случаях, когда по общему мнению Сто­рон это является необходимым и оправданным, Межгосударственный Совет вправе принимать:
а) решения, устанавливающие единые для государств - участников настоящего Договора правила, которые являются обязательными во всех своих частях и подлежат непосредственному применению государствами-участниками;
б) резолюции, являющиеся обязательными для государства-участника или государств-участников, которым адресованы, в том, что касается ожидаемого результата, при сохранении за органами Сторон свободы выбора форм и методов действий».

Нормативные правовые решения по наделению Совета глав правительств определенными полномочиями согласно статье 60 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.

«Полномочия Межгосударственного Сове­та, пре­доставляемые ему на основании статьи 57 и пунктов «б» и «в» статьи 58 настоящего До­говора, могут делегироваться Совету глав пра­вительств, при условии принятия Межгосу­дар­ственным Советом соответствующего решения».

Указанные основные международ­ные нор­ма­тивно-правовые акты Межгосу­дар­ст­венного Совета ЕврАзЭС являются юридически обязательными для государств - членов ЕврАзЭС, органов ЕврАзЭС и иных лиц, действующих в экономической и правовой системе ЕврАзЭС, при выполнении условий, содержащихся в соответствующих приведенных статьях договоров и Положении о Межгосударственном Совете, так как Межгосударственный Совет является высшим органом ЕврАзЭС согласно ст. 5 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.

Говоря о правовом положении других органов ЕврАзЭС, необходимо отметить ряд органов.

Интеграционный Комитет ЕврАзЭС. Ин­те­грационный Комитет Евразийского экономического сообщества в соответствии со ст. 6 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. является постоянно действующим органом ЕврАзЭС.

Интеграционный Комитет в своей деятельности подотчетен Межгосударственному Совету ЕврАзЭС.

В соответствии со ст. 6 Договора и п. 5, 6 и 8 Положения об Интеграционном Коми­тете ЕврАзЭС, утвержденного решением Меж­государственного Совета Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 г. № 6, для реализации целей и задач Сообщества Интеграционный Комитет ЕврАзЭС анализирует состояние и тенденции развития интеграционных процессов в Сообществе, вырабатывает предложения по их продвижению, в том числе путем разработки и согласования проектов соответствующих договоров и решений органов ЕврАзЭС.

Интеграционный Комитет, являясь постоянно действующим органом Евразийского экономического сообщества, обеспечивает взаимодействие высшего органа ЕврАзЭС, органов ЕврАзЭС (Межпарламентская Ассамблея, Суд Сообщества) и государственных органов государств - членов ЕврАзЭС.

Для реализации целей ЕврАзЭС Интег­рационный Комитет принимает в соответствии с ч. 1 ст. 14 Договора об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г. международные правовые акты, относящиеся к международным и региональным аспектам деятельности ЕврАзЭС и касающиеся взаимоотношений международной организации ЕврАзЭС и иных субъектов международного права (межгосударственные организации, третьи страны - не члены ЕврАзЭС), в том числе суверенных и равноправных государств - членов ЕврАзЭС (и их государственных органов). Указанные международно-правовые акты имеют рекомендательный, информационный или контрольный характер согласно ст. 6 Договора и п. 5, 6 и 8 Положения об Интеграционном Комитете ЕврАзЭС.
Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС. Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества в соответствии со ст. 3 и 7 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. является органом парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС и осуществляет в пределах своей компетенции деятельность, направленную на реализацию целей и задач Сообщества.

В соответствии со ст. 7 Договора об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г. и п. 3 Положения о Межпарламентской Ассам­блее ЕврАзЭС, утвержденного решением Межгосу­дарственного Совета ЕврАзЭС 13 мая 2002 г. № 52, Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС в целях реализации целей и задач Евразийского экономического сообщества осуществляет следующие функции:
«а) разрабатывает и одобряет проекты Основ законодательства в базовых сферах правоотношений и направляет их в Ин­теграционный Комитет для последующего внесения в установленном порядке на рассмотрение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС;
б) разрабатывает и принимает типовые проекты, на основе которых государствами - членами Сообщества разрабатываются акты национального законодательства;
в) рассматривает вопросы приведения законодательств государств - членов Сообщества в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС;
г) разрабатывает рекомендации по гармонизации (сближению, унификации) законодательств и предложения по синхронизации процедур принятия законодательных актов в парламентах государств - членов Сообщества».

К международным правовым актам (рекомендательного характера) Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, принимаемым согласно ч. 1 ст. 14 Договора об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., ст. 7 Договора об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., ст. 59 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. и гл. 2 Положения о Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС от 13 мая 2002 г. № 52 и касающимся международных и региональных аспектов деятельности ЕврАзЭС как органа межпарламентского сотрудничества (по вопросам гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и приведения его в соответствие с международными договорами), относятся основы законодательства в базовых сферах правоотношений, подлежащие рассмотрению Межгоссоветом; типовые проекты, на основе которых разрабатываются акты национального законодательства а также рекомендации к Межгоссовету, запросы и рекомендации к Интеграционному Комитету и парламентам договаривающихся сторон, запросы к Суду Сообщества.

Суд Сообщества. Суд Евразийского экономического сообщества создан в соответствии со ст. 3 и 8 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. в целях обеспечения единообразного применения государствами - членами ЕврАзЭС Договора и других действующих в рамках ЕврАзЭС международных договоров и принятых органами ЕврАзЭС решений, рассмотрения споров экономического характера, возникающих между сторонами по вопросам реализации действующих в рамках ЕврАзЭС международных договоров и решений органов ЕврАзЭС, по которым дает разъяснения, а также заключения.

Организация, порядок деятельности, компетенция Суда Сообщества определяются Статутом, утвержденным решением Межгоссовета от 27 апреля 2003 г. № 122.

Основными задачами Суда Сообщества являются обеспечение единообразного применения Договора, других действующих в рамках Сообщества международных договоров и решений органов ЕврАзЭС.

К ведению Суда Сообщества относится разрешение межгосударственных споров экономического характера:
а) возникающих при применении Договора и других действующих международных договоров в рамках ЕврАзЭС и принятых органами ЕврАзЭС решений;
б) возникающих при исполнении обязательств, предусмотренных действующими международными договорами в рамках ЕврАзЭС и решениями органов ЕврАзЭС.

К ведению Суда Сообщества могут быть отнесены иные споры, предусмотренные действующими международными договорами в рамках ЕврАзЭС.

Споры рассматриваются Судом Сообщества по заявлению заинтересованных Сторон в лице их правительств. По результатам рассмотрения спора Суд Сообщества принимает решение, в котором рекомендует меры для его исполнения. Решение Суда Сообщества как органа ЕврАзЭС принимается согласно ч. 1 ст. 14 Договора об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г. и Статута Суда Сообщества и является окончательным. Решение Суда Сообщества имеет рекомендательный характер и юридически не обязательно для сторон.

Каждое государство - член ЕврАзЭС обязуется (в добровольном одностороннем порядке) выполнять решение Суда Сообщества по тому делу, в котором оно является стороной.

Таким образом, международные правоприменительные акты Суда Сообщества имеют рекомендательный характер, за исключением тех организационно-распорядительных решений Суда Сообщества, которые направлены на обеспечение его внутриорганизационной деятельности.

Вспомогательные органы ЕврАзЭС. Согласно ст. 5 Договора об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г. Межгоссовет своими решениями может учреждать вспомогательные органы Сообщества с делегированием им части полномочий. Типовое Положение о вспомогательных органах ЕврАзЭС утверждено решением Межгоссовета №124 от 27.04.2003.

Например, согласно ст. 60 Договора о Тамо­женном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. «полномочия Межгосударственного Совета, предоставляемые ему на основании статьи 57 и пунктов «б» и «в» статьи 58 настоящего Договора, могут делегироваться Совету глав правительств, при условии принятия Межгосударственным Советом соответствующего решения». В перспективе в ЕврАзЭС могут быть созданы органы межотраслевого сотрудничества государств-членов.

Международно-правовые акты вспомогательных органов ЕврАзЭС являются нормами рекомендательного характера (за исключением внутриорганизационных решений вспомогательных органов, которые юридически обязательны для участвующих в деятельности вспомогательных органов лиц) и должны соответствовать не только ч. 1 ст. 14 Договора об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., но и другим нормам этого международного договора.

Следует иметь в виду, что национальное законодательство государств - членов ЕврАзЭС (Республики Казахстан, Кыргызской Рес­пуб­лики, Российской Федерации и Республики Таджикистан) допускает, что указанные государства могут участвовать в международных организациях с передачей части своих внутригосударственных полномочий и предоставлением органам международной организации права принимать юридически обязательные для государств-членов решения. Однако порядок применения таких решений органов международных организаций на территориях указанных государств их законодательством не установлен. В Республике Беларусь ни Конституция, ни иные акты законодательства Республики Беларусь не допускают возможности непосредственного применения в республике актов, принятых органами международных организаций и иных межгосударственных образований, юридически обязательных для Республики Беларусь. Ни в одной национальной правовой системе ЕврАзЭС не определены также статус и иерархия в национальной правовой системе государства-члена национальных нормативных правовых актов, направленных на реализацию решений органов ЕврАзЭС. Не определены соответственно и какие-либо особенности указанных актов по сравнению с любыми другими внутригосударственными нормативными правовыми актами, например, особенности порядка принятия (издания), формулирования нормативных предписаний или приоритет над другими внутригосударственными актами, регулирующими правоотношения согласно целям деятельности ЕврАзЭС. Об этом не имеется специальных норм ни в Конституциях государств-членов, ни в законах о международных договорах этих государств.

Указанная международно-правовая проб­лема, серьезно препятствующая интеграции государств - членов ЕврАзЭС, должна быть устранена путем внесения соответствующих изменений в национальные Конституции и законы о международных договорах государств - членов ЕврАзЭС, а также соответствующих изменений в учредительные документы и соответствующие международные договоры Евразийского экономического сообщества в целях эффективной реализации Договора об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., эффективного продвижения процесса формирования договаривающимися сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г., Соглашении о Таможенном союзе от 20 января 1995 г., Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.

Республика Казахстан - Надежный партнер, гарантирующий стабильность и обеспечивающий взаимовыгодное сотрудничество. Располагает богатыми запасами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными угодьями, значительным промышленным потенциалом. Экспортный потенциал Республики формируется в основном за счет топливного, металлургического, химического комплекса. В структуре казахстанского экспорта основную долю занимают нефть и нефтепродукты (35%), другими важными товарными группами являются цветные металлы (17%), черные металлы (16%), руды (12%), определенная часть экспорта приходится на зерновые культуры (9%). Основной импортируемой продукцией являются машины и оборудование, средства транспорта, приборы и автоматы, химическая продукция, топливо минеральное, продовольственные товары, готовые изделия и товары народного потребления. Доля торговли с традиционными партнерами - странами СНГ и Балтии - все еще велика: на них приходится около 59% экспорта и до 63 % импорта. При этом основным торговым партнером остается Россия. Для Казахстана, демонстрирующего высокие темпы социально-экономического развития и успешно осуществляющего реформы в финансовой и банковской сферах, особенное значение приобретает углубление интеграционных процессов со своими партнерами по ЕврАзЭС, подчеркнула министр. Внимание участников встречи было обращено на отдельные положения ежегодного Послания Президента Н.Назарбаева, в которых затронуты концептуальные аспекты экономического развития Казахстана и его внешнеэкономической стратегии.

Основными направлениями деятельности сообщества являются транспорт, энергетика, трудовая миграция и развитие агропромышленного комплекса. Эффективная работа по этим направлениям означает решение многих социально-экономических проблем – как доставшихся в наследство от Советского Союза, так и порожденных вызовами сегодняшнего дня. Это решение проблемы единых тарифов, увеличение грузопотока, упрощение таможенных процедур, создание транснациональных транспортно-экспедиционных корпораций. Большие перспективы сулят совместное освоение гидроэнергетических комплексов Центральной Азии, решение проблемы снабжения электроэнергией и водопользования. Значительное внимание уделяет ЕврАзЭС социальной защите мигрантов, созданию действенной системы регулирования и контроля за миграцией трудовых ресурсов, борьбе с сопутствующей миграции преступностью, решению налоговых проблем.

Отдельным направлением деятельности сообщества является аграрно-промышленный комплекс. Сообщество способствует согласованию сельскохозяйственной политики государств ЕврАзЭС, формированию единого продовольственного рынка стран сообщества, сокращению издержек на транспортировку, хранение, реализацию сельскохозяйственной продукции, образование новых рыночных институтов в этой сфере.

Традиционно считается, что доминирующую роль в ЕврАзЭС играет Россия. Сегодня, однако, это не вполне верное утверждение. Партнеры РФ все чаще начинают заявлять о себе как о весьма перспективных центрах экономической мощи. В связи с этим нельзя не отметить все возрастающую роль Республики Казахстан, которая является примером успешного развития на постсоветском пространстве. Достаточно сказать, что по объему ВВП эта страна превосходит остальные республики Центральной Азии вместе взятые и в пересчете на душу населения превосходит украинские показатели. Поэтому не случайно 6 октября 2007 года новым генеральным секретарем ЕврАзЭС назначен представитель Казахстана Таир Мансуров. Об этом на заседании межгосударственного совета организации сообщил президент России Владимир Путин. Как отметил российский лидер, «этот человек с большим опытом, его хорошо знают в России, он восемь лет был послом Казахстана в России. В последнее время он возглавлял один из регионов Казахстана». Следует отметить, что назначение представителя Казахстана на пост генерального секретаря ЕврАзЭС имеет отнюдь не символическое значение. Это признание членами сообщества больших успехов социально-экономического развития РК. Впервые казахстанский чиновник возглавил одно из интегрированных объединений на постсоветском пространстве. И если Астана и в дальнейшем будет демонстрировать такие успехи, рост ее влияния в международных организациях продолжится.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.