Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют два основных раздела.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
- пояснительная записка;
- цель и задачи программы;
- содержание программы;
- планируемые результаты;
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
- календарный учебный график;
- условия реализации программы;
- формы аттестации;
- оценочные материалы;
- методические материалы;
- рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;
- список литературы.
Титульный лист программы - страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа.
Включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:
- наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности
учреждения, организации);
- наименование учреждения, организации (согласно формулировке
устава организации);
- дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу
к реализации;
- гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и
номера приказа);
- название программы;
- адресат программы;
- срок реализации программы;
- ФИО, должность разработчика (-ов) программы;
- Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы.
Технология проектирования дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Слайд 9
Титульный лист программы(лат. Titulus - «надпись, заглавие») -
первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником
библиографической информации, необходимой для идентификации
документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения
программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа),
название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО,
должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).
Слайд 10
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Пояснительная записка(общая характеристика программы):
направленность (профиль) программы - техническая,
естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-
краеведческая, социально-педагогическая (Порядок 1008, п.9);
- актуальность программы - соответствие основным направлениям
социально-экономического развития страны, современным достижениям в
сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному
социальному заказу/запросам родителей и детей; обоснование актуальности
должно базироваться на фактах - цитатах из нормативных документов,
результатах научных исследований, социологических опросов,
подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы;
- отличительные особенности программы - характерные свойства,
отличающие программу от других, остальных; отличительные черты,
основные идеи, которые придают программе своеобразие;
- адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого
будет актуальным обучение по данной программе - возраст, уровень
развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в
программе;
- объем программы - общее количество учебных часов, запланированных
на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
- формы организации образовательного процесса (индивидуальные,
групповые и т.д.) и виды занятий по программе определяются содержанием
программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские
занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские,
деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия,
выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты,
соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ;
- срок освоения программы - определяется содержанием программы и
должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов,
заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы -
количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
- режим занятий - периодичность и продолжительность занятий.
Цель и задачи программы:
- цель - это обобщенный планируемый результат, на который направлено
обучение по программе; формулируется с учетом содержания программы,
должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна;
- задачи - это конкретные результаты реализации программы; должны
быть технологичны, так как конкретизируют процесс достижения
результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы:
научить, привить, развить, сформировать, воспитать.
Содержание программы:
- учебный план[2] содержит наименование разделов и тем, определяет
последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием
теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля),
оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения:
№ п/п
| Название
раздела,
темы
| Количество часов
| Формы
организации
занятий
| Формы
аттестации
(контроля)
|
Всего
| Теория
| Практика
|
1.
| Раздел 1.
|
1.1.
| Тема 1.1.
|
|
|
|
|
|
1.2.
| Тема 1.2.
|
|
|
|
|
|
И т.д.
| —
|
|
|
|
|
|
2.
| Раздел 2.
|
2.1.
| Тема 2.1.
|
|
|
|
|
|
2.2.
| Тема 2.2.
|
|
|
|
|
|
И т.д.
| —
|
|
|
|
|
|
Итого часов:
|
|
|
|
|
|
- содержание учебно-тематического плана должно быть направлено на
достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения; это
реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с
последовательностью, заданной учебным планом.
Планируемые результатыформулируются с учетом цели и
содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы.
Метапредметные результаты означают усвоенные учащимися
способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного
процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций;
Личностные результаты включают готовность и способность
учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
Предметные результаты содержат в себе систему основных
элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала,
и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику
предмета и направлены на их применение и преобразование.
Комплекс организационно-педагогических условий:
- календарный учебный график - это составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней, продолжительность каникул, сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т.п.; календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе и составляется для каждой учебной группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).
Календарный учебный график должны быть закреплены локальным актом образовательной организации.
- условия реализации программы - реальная и доступная совокупность
условий реализации программы - помещения, площадки, оборудование,
приборы, информационные, методические и иные ресурсы;
- формы аттестации/контроля - разрабатываются и обосновываются
для определения результативности усвоения программы, отражают цели и
задачи программы, перечисляются согласно учебно-тематическому плану
(зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль
художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные
концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.); необходимо указать, как
именно эти формы аттестации/контроля позволяют выявить соответствие
результатов образования поставленным целям и задачам;
- оценочные материалы - пакет диагностических методик, позволяющих
определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273,
ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
- методические материалы - обеспечение программы методическими
видами продукции, необходимыми для ее реализации - указание тематики и
формы методических материалов по программе (пособия, оборудование,
приборы, дидактический материал); краткое описание общей методики
работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными
особенностями учащихся; описание используемых методик и технологий, в
том числе информационных (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, и.5);
- рабочие программы[3]* (модули) курсов, дисциплин, которые входят в
состав образовательной программы (для модульных, интегрированных,
комплексных и т.п. программ) (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
Список литературы- включает перечень основной и
дополнительной литературы (учебные пособия, сборники упражнений
(контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов),
справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы,
атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников
образовательного процесса - педагогов, учащихся; оформляется в
соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам.
Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить
вариативный характер (Концепция, р. I). Инструменты оценки достижений
детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и
познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также
диагностировать мотивацию достижений личности (Концепция, р. III).
Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает проведение
итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам (ст.75), но и не запрещает ее проведение
(ст.60) с целью установления:
- соответствия результатов освоения дополнительной общеразвивающей
программы заявленным целям и планируемым результатам обучения; - соответствия процесса организации и осуществления дополнительной
общеразвивающей программы установленным требованиям к порядку и
условиям реализации программ.
Аттестация (промежуточная и итоговая) по дополнительным
общеразвивающим программам может проводиться в формах, определенных
учебным планом как составной частью образовательной программы, и в
порядке, установленном локальным нормативным актом организации
дополнительного образования (ст. ЗО, ст.58), который должен быть размещен
на официальном сайте организации в сети «Интернет»; формы, порядок и
периодичность аттестации учащихся определяется образовательной организацией,
осуществляющей образовательную деятельность (Порядок, п.17).
Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и прошедшим итоговую аттестацию, могут выдаваться сертификаты, которые самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные организации (ст.60), могут выдаваться почетные грамоты, призы или устанавливаться
другие виды поощрений.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.