Здавалка
Главная | Обратная связь

Коллектив как объект и субъект воспитания

В педагогической науке существуют разные точки зрения по проблеме роли коллектива в воспитании. В советской педагогике одной из центральных идей была идея формирования личности в коллективе и через коллектив. Большой вклад в разработку идей коллективного воспитания внесли Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

А.С. Макаренко создал цельный опыт воспитания «в коллективе» и «через коллектив», описал и проанализировал его в своих литературно-педагогических сочинениях. «Идеальным первичным коллективом А.С. Макаренко считал возможным называть только такой коллектив, который одновременно ощущает и свое единство, спаянность, крепость и в то же время ощущает, что это не компания друзей, которые договорились, а это явление социального порядка, коллектив, организация, имеющая какие-то обязанности, какой-то долг, какую-то ответственность». Он писал: «Коллектив – это группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и порядка. Коллектив – это социальный организм в здоровом человеческом обществе».

Для В.А. Сухомлинского «коллектив – это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей… Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он приносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди. Но богатство каждой личности – это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива. Коллектив становится воспитывающей силой при наличии такой совместной деятельности, в которой раскрывается высокая идейная одухотворенность труда благородными моральными ценностями».

В.А. Сухомлинский писал: «жить среди людей – все равно, что ходить в сказочном саду, где вокруг тебя тончайшие лепестки цветов с дрожащими на них каплями росы, и надо так идти и так прикасаться к цветам, чтобы не упала ни одна капля».

Проблема коллективного воспитания, ее различные аспекты в 70-80-е годы и сегодня рассматривались различными научными коллективами, учеными (Л.И. Новикова. Т.Е. Конникова, М.Г. Казакина. Н.И. Болдырев и др.)

Традиционно в отечественной терминологии закрепилось два значения понятия «коллектив»: широкое, когда под коллективом понимается любая организованная группа людей (завод, цех, бригада, школа, класс, детское объединение и т.д.) и более узкое, социально-психологическое значение, когда под коллективом понимают (вслед за А.С. Макаренко) высокий уровень развития группы. В последнем узком значении, «коллектив – это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и мотивами совместной деятельности, подчиненная целям этого общества».

В социальной психологии принято, что группаэто ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры, композиции, уровня развития). Наиболее распространены классификации групп по размеру: большие, малые, микрогруппы (диады, триады); по общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные); по непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные; по уровню развития: низкого уровня развития (ассоциации, корпорации, диффузные группы) и высокого уровня развития (коллективы); по значимости: референтныеи группы членства и т. д.

Группа - это совокупность отдельных личностей, каждая из которых оригинальна. В каждой группе складывается своя система отношений, свои нормы поведения, деловой стиль, эмоциональный микроклимат. Это существенным образом отражается на образе мыслей, чувствах, поступках человека, его активности.

Наиболее значимое воздействие на формирование убеждений, установок, ценностей человека оказывает группа, которую принято называть референтной. Мнением и оценками такой группы человек наиболее дорожит. Для многих детей класс не становится референтной группой, то есть такой общностью, с которой ребенок соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.Референтная группа выполняет в основном две функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах. Группа выступает при этом в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации человека. Сравнительная функция проявляется в перцептивных процессах. Группа выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других.

Влияние группы на личность может быть активизирующим (когда энергия человека в присутствии других повышается, он заражается состоянием группы, примыкает к ней), индифферентным (личность и группа взаимно нейтральны), подавляющим (группа тормозит деятельность личности, проявление индивидуальности, иногда до полного подавления). В этом случае мы говорим о том, что группа выступает в качестве субъекта воспитательного влияния на отдельных членов.

Существует зависимость между уровнем развития группы и влиянием групповых норм, групповой деятельности на развитие личности. Чем выше уровень развития, тем большее влияние группа оказывает на личность.

Степень социальной зрелости группы, то есть способность группы действовать не как сумма отдельных индивидов, а как единое целое, отражается в уровнях развития группы.

В социальной психологии выделяют показатели уровня социальной

зрелости группы. К таким показателям можно отнести:

n организационное единство, которое проявляется в наличии либо отсутствии авторитетного и полномочного центра - актива. Важно определить, обладает ли актив необходимыми деловыми и организаторскими качествами, пользуется ли уважением членов группы. Насколько едина группа, видно по деловому и личному взаимодействию членов группы, отдельных группировок. Преобладает в отношениях стремление к сотрудничеству? Или конфликтность, или равнодушие? Следует учитывать способность группы к согласованию действий, степень самостоятельности в принятии решений, стремление к сохранению группы как целого, отношение к новичкам и т.д.

n психологическое единство - это единство интеллектуальное, эмоциональное и волевое. Интеллектуальное единство определяется единством мнений, общей осведомленностью о возможностях группы, взаимопониманием в процессе деятельности, стремлением находить общий язык. Эмоциональное единство характеризуется общей эмоциональной атмосферой, микроклиматом в группе, преобладанием определенного настроя (мажорного, приподнятого или пессимистического, подавленного), стремлением членов группы к сопереживанию событий, явлений. Волевое единство проявляется в способности группы преодолевать препятствия, трудности, быть настойчивыми, целеустремленными, доводить дело до конца. Единая воля группы выражается и в способности каждого сдерживать свои чувства, когда этого требуют интересы дела.

n подготовленность группы. Имеется в виду опыт совместной деятельности, уровень знаний, навыков в том или ином виде групповой работы.

n направленность деятельности определяется тем, что лежит в основе деятельности группы. Какие интересы, запросы являются определяющими? Объединяют ли группу общественно значимая цель, общие задачи работы? Направленность выражается в том, каковы моральные ценности группы, всех ли увлекает достижение общественно ценного результата, оказывает ли группа помощь другим группам. Направленность групповой деятельности - компас дальнейшего развития группы.

Руководитель, организатор, лидер может оказывать влияние как на изменение, развитие отдельных показателей, так и на изменение уровня развития группы в целом. В этом случае группа становится объектом воспитания.

Принято выделять следующие уровни развития группы:

Номинальной называется группа, которая существует лишь формально, не имея ни одного выраженного группового показателя. (Определить уровень развития группы можно с помощью Методики самооценки коллектива через эмоционально символическую аналогию А.Н. Лутошкина. Данному уровню соответствует ступень с названием " Песчаная россыпь ". ) Номинальная группа создается случайно или волею обстоятельств из незнакомых или мало знакомых людей. Четко обозначенной цели у нее нет, либо цель носит сиюминутный характер, рассчитана на короткий срок деятельности. Опыт совместной работы отсутствует. Органов руководства нет или они только что созданы. Обычно это извне назначенные руководители. Номинальные группы долго существовать не могут: они или распадаются, распускаются, или поднимаются на следующий уровень

Предпочтительный способ воздействия - требование. Здесь преобладает единоначалие. Требуются: четкость в определении задач, подробный инструктаж, контроль на всех этапах деятельности.

Группа - ассоциация ("Мягкая глина"). Этой группе известны цели ее деятельности. Здесь имеются органы самоуправления. Но внутреннего единства нет, люди в такой группе разобщены, каждый добивается цели в основном индивидуально. Преобладают чисто деловые отношения - отношения руководства и подчинения. Взаимопомощь - эпизодическое явление. Всякое новое дело начинается с раскачки, часты колебания, нерешительность. Неудачи приводят к рассогласованности действий. Проявления единства редки, сопереживание, энтузиазм - локальные, не выражают лица всей группы.

Предпочтительный способ воздействия - требование руководителя, создание актива, опора на него. Постепенное усложнение задач. Изучение деловых и личных качеств людей. Руководитель поддерживает актив, предоставляет ему все большие права. Создает условия для взаимодействия. Поощряет взаимопомощь. Придает важное значение общению группы.

Группа - кооперация(" Мерцающий маяк "). В основе объединения этой группы - разделяемые всеми цели и достаточно развитые деловые взаимоотношения. Преобладают взаимодействие, взаимопомощь. Актив поддерживается большинством и выражает интересы и мнения группы. Группа стремится к сплочению. Неудачи и ошибки не обескураживают ее (что не исключает срывов, временной утраты взаимопонимания). Члены группы охотно бывают вместе, активно участвуют в общих делах, но это еще не стало осознанной потребностью, нормой поведения. Преобладают товарищеские отношения, но нет достаточно выраженного единства, устойчивых сопереживаний. Показатели задаются как бы извне социумом.

Способ воздействия - организация и руководство группой через органы самоуправления и актив. Расширение сферы общения и усложнение задач деятельности. В основе - доверие. Установление связей с другими группами.

Группа - автономия("Алый парус"). В такой группе появляется постоянство, внутренняя целостность. Появляется чувство "мы" как устойчивая характеристика группы. Преобладает сотрудничество. В группе действуют по принципу "Один за всех и все за одного". На этом уровне хорошо выражены групповые нормы, групповая мораль. Здесь существует опасность уклониться в сторону, как следствие переход к группе-корпорации, т.е. обособленной, замкнутой только на себя группе, проявляющей групповой эгоизм. В такой группе главным становиться психологическое единство. Чтобы избежать этого, необходима деятельность, направленная на улучшение окружающей среды, сотрудничество с другими группами.

Группа - коллектив("Горящий факел"). Каждый член группы осознает себя частицей целого - коллектива. Общая цель увлекательна и значима для всех. Орган самоуправления авторитетный, всеми уважаемый. Единодушие мнений, взаимопомощь и взаимовыручка. Нравственные нормы высоки. Во взаимоотношениях - дружелюбие, поддержка друг друга. Критика с доброжелательных позиций. Разумные способы разрешения редко возникающих конфликтов. Чувство защищенности, уверенности у каждого члена группы. Стремление к сопереживанию явлений, событий. Удовлетворенность каждого или почти каждого своей группой. Трудности и неудачи преодолевают сообща, собранно. Настойчивость в продвижении к цели. При обсуждении вопросов вырабатывается единое мнение.

Коллектив отличается от стихийно образованной группы по нескольким признакам.

 

признаки характеристики коллектива
1. источник образования совместная деятельность, развлечениями коллектив не сплотишь
2. цели деятельности социально значимые, изменение окружающей действительности; одновременно личностно значимые для детей;
3. характер отношений между членами коллектива коллектив не толпа, между членами существуют отношения ответственной зависимости, которые способствуют достижению целей; в основе отношений нравственные ценности; коллектив возглавляют выборные органы;
4 позиция каждого человека в коллективе в коллективе обеспечивается равенство в правах; члены переживают чувство защищенности и собственного достоинства4 особый психологический климат, нравственные нормы и ценности;
5. характер социальных связей общности Коллектив не замкнут внутри себя, он органически связан с другими коллективами, другими более широкими социальными общностями.

Сегодня ученые говорят о новом типе коллектива, существующего в гуманистической воспитательной системе. Это коллектив – община, община свободных людей.

Один из главных принципов такой общины – добровольность входа-выхода. Но, входя в нее, ребенок должен добровольно разделять принципы коллектива как общины, добровольно присваивать их себе, ибо ему доставляет удовлетворение сама принадлежность к общине.

Коллектив-община объединяет детей разных возрастов. Младшие в ней становятся объектами особой заботы, удовлетворяя для многих нереализованную потребность в младшем брате или сестре. В общину входят не только дети, но и взрослые, что позволяет им естественно передавать свой жизненный опыт, традиции, ценности.

Коллектив общинного типа строится на принципах демократии: самоуправление, участие каждого в решении общих проблем, отказ от традиционных формализованных структур, а нередко и от персонифицированного руководства, равные права, отсутствие каких-либо привилегий, поочередное участие в руководстве коллективом.

Коллектив- община живет по своим правилам, законам или уставу – словом, создает свой, своеобразный кодекс чести, который строго выполняется всеми членами независимо от возраста и занимаемого в коллективе официального положения. Ему свойственен гуманизм отношений: воспитание гуманными отношениями – главная его сила. Альтруистическая направленность его жизни создает постоянную готовность прийти на помощь товарищу, взять на себя долю его забот. Община создает оптимальные условия для самореализации и самоопределения личности, для развития природных задатков и способностей каждого.

И еще одна особенность. Общинный коллектив имеет и свое жизненное пространство и общую собственность (территорию, место сборов, денежный фонд, общие предметы труда и отдыха). При возможности заработка возникает и коллективное распределение доходов. И вместе с тем такой коллектив – не замкнутая в себе общность людей. Он связан с окружающим его социумом, живет его заботами, привносит их в жизнь общины и через общину в него идеи гуманизма, альтруизма, дух общинности. Внесение гуманизма в жизнь нашего общества через гуманизацию обношений в условиях школьной общины может сыграть важную роль в гуманизации отношений в обществе, осваивающем идею рынка.

В основе руководства группой - самоуправление, опора на группу в целом. Требования предъявляются через коллектив. Помощь другим группам. Ясное видение перспектив.

Если малая группа занята социально ценной и значимой для всех ее членов совместной деятельностью, опосредствующей межличностные отношения в ней, то она может представлять собой группу высокого уровня развития. Если в группе человек может удовлетворить свои насущные потребности, если его понимают, принимают, он чувствует себя защищенным, у него есть возможность проявить реализовать себя, он получает обратную связь, то у него не возникнет желания войти в группировку, противопоставляющую себя группе, конфликтующую с другими.

Руководитель может влиять на процессы коллективообразования, на положение и самочувствие отдельных людей в группе, на изменение внутренней структуры группы. Командообразование – острая проблема во всех областях, где необходимо эффективное групповое участие (в бизнесе, политике, спорте), но ее создание представляет сложный творческий процесс, требующий огромных финансовых затрат и интеллектуальных усилий. Далеко не каждый руководитель обладает нужными для этого навыками, знаниями и временем, и, видимо, не случайно специалисты по управлению персоналом часто рекомендуют возлагать работу по формированию команд на кадровые службы организации. Однако хотя их помощь полезна, все же основную роль в сплочении подчиненных в команду единомышленников должен играть непосредственный руководитель коллектива, и именно это в конечном счете является его главной задачей. Он должен помочь им выработать единую систему ценностей как фундаментальную основу организационной культуры, поставить вдохновляющие цели, воодушевить на получение выдающихся результатов, создав необходимые условия и обеспечив средствами достижения.

· Для этого необходимо изучить группу и особенности ее членов. Определить уровень развития группы как коллектива. Сопоставить официальную деловую структуру и неофициальную, т.е. должностной актив и лидеров, которые пользуются наибольшим авторитетом, доверием в группе. Определить положение и роль всех членов, наличие группировок, их ценностные ориентации. Изучить индивидуальные особенности людей.

 

Главное при создании коллектива - постановка целей. Это все, что может объединить в совместном, конкретном деле, где люди могут проявить себя и получить признание, где они заинтересованы, взаимозависимы, что позволят жить радостной, приятной, общей перспективой, и будет общей целью. Важно, чтобы цели носили коллективный характер, выдвигались, обсуждались, прояснялись всеми членами группы. Большую роль при этом играет микроклимат, настроение группы. Цели позволяют каждому подняться интеллектуально и морально, дают возможность самовыразиться любому. Такими целями могут быть мероприятия разового характера, но требующие подготовки. Второе: долговременные цели, рассчитанные на более длительный срок. Третье - ситуативные цели, т.е. такие, которые подбрасывает жизнь. Задача согласования личных, групповых и общеорганизационных целей входит в число основных функциональных обязанностей руководителя. Чтобы направить подчиненных на достижение общих целей, ему приходится прибегать к различным, порой довольно жестким методам мотивации, находя их в конкретных проблемных ситуациях путем проб и ошибок. При этом он должен принимать во внимание не только объективные условия деятельности, но и индивидуальные особенности подчиненных, их настроение, групповые и личностные установки.

· Для создания коллектива, прояснения позиции, роли каждого в нем необходима совместная деятельность. Надо определить ведущий вид деятельности, увлечь этой деятельностью. Выбор деятельности, планирование должно быть совместным. Организуя деятельность, надо чтобы наибольший авторитет получали группировки, лидеры с самыми высокими ценностями.

· Проводя изучение положения людей в коллективе на основе социометрии видно, что в любой группе есть те, кто занимают лидерские позиции, принимаемые и «изгои», то есть такие кто не получает выборов, кому не симпатизируют, не признают их положительных качеств. Если такая ситуация негативно сказывается на самочувствии, развитии ребенка необходимо приложить усилия для ее изменения. Чтобы сменить позицию непризнанного, отверженного в группе, нужно, во-первых, создать соответствующее поле деятельности, где человек мог бы раскрыться и в ходе которой он мог бы войти в близкую ему группировку. Также, чтобы сменить роль человека, надо дать ему возможность более тесного общения с другим, у которых эта роль ярче выражена (необщительному с более необщительным). Важно при этом формировать положительное, оптимистичное общественное мнение о членах группы.

· Так же как для любого отдельного человека важен успех в деятельности, который дает возможность поверить в свои силы, стимулировать дальнейшие шаги, начальный успех необходим коллективу. Начинать надо с малого. Первое дело должно быть не очень сложным, не грандиозным, чтобы можно было тщательно его продумать, спланировать, определяя конечный успех. Вся группа и каждый ее член должны почувствовать результативность совместной деятельности, испытать положительные эмоции по поводу взаимодействия. Важно обсудить первые результаты, подчеркнуть роль, вклад каждого в общий успех. Именно в этих обсуждениях начинает формироваться чувство «мы». Необходимо анализировать ход дела, делать коллективные выводы, вносить коррективы.

· Важную роль в развитии отношений в группе играют традиции, которые складываются в процессе совместной деятельности. Особую роль при этом играют традиции, которые связаны с общением, отношениями друг к другу.

· Создание коллектива должно быть связано с организационной работой, т.е. созданием нужной организационной структуры и самой организацией дела. Все должны видеть, что дело организовано. При этом важную роль играют правила, законы, сложившиеся в группе.

· В процессе совместной деятельности в группе складывается актив. Необходимо делегировать ему полномочия. Чем выше уровень развития коллектива, тем больше полномочий он может брать на себя.

· Если в коллективе возникли небольшие группировки необходимо активно включать их в деятельность, чтобы каждая группировка видела свой вклад в общее дело.

· Важным условием формирования и развития коллектива является диалог между всеми участниками совместной деятельности. При этом руководителю очень важно определить свое место в группе. Какую роль занимает руководитель, кто он наблюдатель, надсмотрщик, организатор, член группы с определенными ролевыми функциями? От того какую позицию занимает руководитель, какой стиль отношений он демонстрирует, во многом зависит и эффективность его деятельности по формированию коллектива.

· Когда группа почувствует силу, необходимо расширить рамки ее деятельности, усложнить ее. Надо взяться за организацию большого дела, коллективная ответственность сплачивает. При этом важно, чтобы новые дела приносили пользу не только членам коллектива, но и окружающим. Необходимы связи с другими группами. Это важно не только для формирования направленности группы, но и для формирования чувства «мы», в процессе выделения собственной группы из ряда других, подобных.

Итак, пути формирования коллектива:

Первое. Включение ребят в многоролевую, коллективную, общественно-полезную, развивающую, творческую, романтизированную деятельность, имеющую выход на заботу об окружающем мире и о других людях.

Развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности. А.С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива: «непрерывное движение вперед – это форма бытия, остановка в движении, в развитии – смерть коллектива».

Что может обеспечить движение – цель, постоянно усложняющаяся перспектива. Каждый человек строит планы на будущее, стремится к росту и достижению все новых и новых успехов. А.С. Макаренко выделяет три вида перспектив: близкие, средние и дальние (отдалены во времени. Более сложные по содержанию, требующие сложных деловых взаимоотношений, творческого поиска (Куряж). Главное, не останавливаться на достигнутом, важно, чтобы перспективы стимулировали деятельность, наполняли жизнь радостью достигаемых успехов. Недаром А.С. Макаренко называл перспективы «завтрашней радостью».

Второе. Формирование в коллективе здорового общественного мнения, благодаря чему реализуется положение А.С. Макаренко о педагогике «параллельного действия». Требования педагога действует не в виде прямого обращения к учащимся, а через коллектив.

Третье. Развитие самоуправления в коллективе, обучение ребят навыкам организаторской работы.

Четвертое. Формирование гуманистических отношений в коллективе (деловые отношения, эмоциональные).

Пятое. Накопление и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Воспитательные возможности коллектива:

1. передача социального опыта, приобщение школьников к общественной культуре (к орудиям труда, к предметам; к среде, к искусству) в гармонии с другими людьми, в сотрудничестве с ними;

2. среда для полноценного общения личности, вне которого человек не становился бы личностью;

3. только в коллективе человек находит систему оценок его собственной личности и поведения; у него развивается потребность и способность к саморегуляции;

4. в коллективе происходит активизация психической деятельности, развитие самосознания;

5. осуществляется развитие творческой индивидуальности личности, ее самореализация.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.