Методические указания по написанию контрольной работыСтр 1 из 2Следующая ⇒
Заочное отделение Вопросы к экзамену 1. Детство как социально исторический феномен. 2. Стратегии, методы, методики исследования развития ребенка. 3. Причины возникновения детской психологии как науки. Исторические изменения и их влияние на становление возрастной психологии. 4. Биогенетические подходы к исследованию психики ребенка. 5. Психоаналитические теории детского развития З. Фрейд, А. Фрейд). 6. Теория социального научения (Сирс, Бандура, Скиннер). 7. Учение Ж.Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. 8. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. 9. Понятие психического развития. Проблема созревания и развития. Закономерности психического развития. 10. Понятие нормы в психическом развитии ребенка. Проявление ненормативности психического развития. 11. Условия психического развития. Проблема биологического и социального в развитии. Роль деятельности в психическом развитии. 12. Проблема возраста в психологии. Периодизация Э. Эриксона, З. Фрейда. 13. Движущие силы психического развития. 14. Концепция психического развития Д.Б. Эльконина. 15. Сущность и значение «беспомощности» в развитии психики ребенка. Структура и динамика психического развития младенческого возраста. 16. Развитие речи и движений в раннем детстве. 17. Развитие общения со сверстниками в раннем детстве. Развитие игры. 18. Кризис трех лет. «Кризис зависимости» и «кризис независимости» как основные формы его протекания. 19. Роль игры в развитии дошкольника. 20. Развитие познавательных процессов и речи. Воображение и фантазия дошкольника. 21. Развитие личности в дошкольном детстве. 22. Проблема психологической готовности к школьному обучению 23. Адаптация к школе. Профилактика и преодоление отрицательных переживаний, связанных с дезадаптацией. 24. Учебная деятельность и ее значение в развитии младшего школьника. 25. Взаимоотношения младшего школьника со сверстниками и взрослыми. 26. Неуспеваемость в младших классах школы. Школьные фобии. Агрессивность. Гиперактивность. Специфика недисциплинированности в младшем школьном возрасте. 27. Влияние анатомо-физиологических перестроек на специфические подростковые характеристики. 28. Сущность кризиса подросткового возраста. Классические исследования кризиса подросткового возраста. 29. Особенности познавательной и учебной деятельности подростков. 30. Общение со сверстниками как центральный фактор развития личности подростка. Типичные подростковые реакции. 31. Особенности младших и старших подростков. 32. Основные проблемы подросткового периода и пути их решения. 33. Защитные механизмы старших и младших подростков. Острые формы проявлений типично подростковых характеристик. 34. Причины появления «трудных» подростков. Основные типы «трудностей». 35. Понятие о юношестве как социальной группе. 36. Развитие теоретического мышления и связанные с ним особенности личности и поведения старшего школьника. 37. Дружба и любовь в юношеском возрасте. 38. Развитие самосознания в юности. Самовоспитание и самосовершенствование в ранней юности. 39. Основные проблемы юности и пути их решения. 40. Особенности учебной деятельности и мотивов учения в старшем школьном возрасте. 41. Основные потребности, и противоречия и характер их разрешения в дошкольном возрасте. 42. Основные потребности, и противоречия и характер их разрешения в младшем школьном возрасте. 43. Основные потребности подростка; противоречия и характер их разрешения. 44. Основные потребности старшего школьника; противоречия и характер их разрешения. 45. Социальная политика и пожилые люди. Возможности психологической помощи старым людям. 46. Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей. 47. Кризис развития в позднем возрасте и его основные характеристики. Изменения когнитивных функций и особенности развития личности в позднем возрасте. 48. Молодость и ее основные задачи. Специфика кризиса тридцати лет. 49. Понятие зрелости и ее возрастных границ. Представление о взрослости, зрелости и старости в периодизациях Э.Эриксона и В.И.Слободчикова. 50. Кризис середины жизни и проблемы с ним связанные. 51. Проблемы профессионального становления в возрастной динамике. 52. Влияние физиологического состояния организма на специфику возрастных новообразований. 53. Возраст и динамика развития семейных отношений. 54. Основные задачи средней взрослости. «Время расцвета или начало конца?» Методические указания по написанию контрольной работы 1. Вопросы, связанные с описанием динамики развития психического могут предполагать следующую структуру ответа: А) актуализация знаний по контрольному вопросу (например, определение сущности самосознания, его структурных компонентов и их содержания: содержание когнитивного компонента, характер и уровень аффективно-оценочного, особенности поведенческого, факторы их определяющие). Б) изучение вопроса о сущности и специфике того или иного возраста и вычленение изучаемой характеристики (например, особенности самосознания). В) Описание динамики изучаемой характеристики в единой, вычлененной на первом этапе, логике (изменение когнитивных, аффективно-оценочных и поведенческих компонентов самосознания; их содержания, форм проявления, глубины и т.п.). Главная цель – определение факта развития психических характеристик.
2. Вопросы, связанные со сравнительным описанием поведенческих проявлений психических характеристик в разных возрастных группах.
А) Актуализация знаний по изучаемому вопросу (например, сущность тревожности и причин ее формирующих). Б) Анализ психологических особенностей возраста и выделение в их структуре анализируемой характеристики (например, особенности эмоциональной сферы и причины возникновения, характер и формы проявления тревожности). В) Определение поведенческих проявлений анализируемой характеристики (тревога в поведении: напряженность поведения, уход от общения, покраснение, молчаливость, отказ от деятельности и т.п.). Г) Описание проявлений описываемой характеристики в разные возрастные периоды. Определение вывода о том, что одни и те же психологические характеристики по-разному проявляются у людей разных возрастных периодов (например, тревожность в подростковом возрасте может компенсироваться в виде агрессии, неадекватного поведения и т.д., а у младшего школьника она может проявляться в виде соматических реакций, ухода в болезнь, отказа ответа у доски и т.п.). Значение может иметь также особенности динамических характеристик, половые различия, специфика сложившегося типа поведения и деятельности.
3.Сравнительная диагностика одной и той же психологической характеристики у людей разного возраста. Выполнение заданий данного типа способствует решению задачи практического овладения конкретными методами изучения психики человека, формирования умения и навыков проведения психологического исследования. К ним относятся выполнение «сплошной» фотографической записи (термин М.Я.Басова) поведенческих, эмоциональных и речевых реакций человека, создание условий для проведения эксперимента, умение войти в контакт с испытуемым, расположить его к себе, проводить изучение тактично, ненавязчиво, чтобы не повлиять на его результаты и пр. Главная цель данной работы – формирование способности видеть проявления психологических характеристик при проведении «мини» диагностики. Методы, используемые при ответе на данный вопрос могут быть самые разнообразные (в зависимости от содержания вопроса): тест, эксперимент, беседа. Литература: 1. Практические занятия по психологии: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-ов. Под ред. А.В.Петровского. М., Просвещение, 1972. 2. Практикум по общей психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-ов/А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др.; Под ред.А.И.Щербакова. – М., Просвещение, 1990. 3. Практикум по общей психологии. Под ред. А.И.Щербакова.- М., Просвещение, 1979. 4. Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. М., Владос, 1996.
4. Определение фактов, подтверждающих то или иное теоретическое положение. Главная задача – научиться находить факты в жизни, литературе; знать факты, известные в науке. Знание экспериментальных фактов дают возможность не просто знать то или иное положение, но и уметь его доказать, быть убедительным. Факт представляет собой необходимую эмпирическую основу, без которой невозможно научное знание. В области психологических исследований факты – это научно установленные, реально существующие психические явления. Научный факт - это, прежде всего, его точное установление, допускающее проверку (в этом смысле классическими, в этом смысле, являются экспериментальные факты, полученные Ж. Пиаже). Научные факты – это факты, полученные в экспериментальных исследованиях (см.: монографии, разделы «Экспериментальные исследования» в журналах «Психологический журнал», «Вопросы психологии» и др.). Кроме научных фактов могут быть использованы факты, взятые из художественных произведений (литературно-художественные произведения, изобразительного искусства и др.), а также установленные путем жизненных наблюдений. Так, в разных произведениях можно найти описание героев, находящихся на разных возрастных ступенях, переживающих кризисы подростничества, середины жизни, зрелости (см. Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев и др.); Безусловно, эти примеры, не могут служить доказательством, однако, они могут служить подтверждением или отрицанием теоретических положений. 4. Задания, на установление взаимосвязей психических явлений, т.е. их взаимообусловленности и взаимовлияния. Выполнение этих заданий предполагает способность видеть единство общего и частного, закономерного и индивидуального, проявление психологических законов в конкретном случае, т.е. обеспечивает единство усвоенных теоретических знаний и практики («В чем сходство и различия подростков, живущих в разных странах», «В чем причины распространенности теории наследственности среди населения» и др.). Выполнение этого задания предполагает: 1) ознакомление с теорией вопроса (например, психологические особенности подростков, поведенческие проявления и причины, определяющие особенности подростков); 2) анализ социальных условий (исторических, экономических, политических, идеологических и др.) в разных странах); 3) поиск материалов об особенностях подростков страны; 4)определение связи между особенностями подростков и условиями страны.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|