Здавалка
Главная | Обратная связь

Методические указания по написанию контрольной работы



Заочное отделение

Вопросы к экзамену

1. Детство как социально исторический феномен.

2. Стратегии, методы, методики исследования развития ребенка.

3. Причины возникновения детской психологии как науки. Исторические изменения и их влияние на становление возрастной психологии.

4. Биогенетические подходы к исследованию психики ребенка.

5. Психоаналитические теории детского развития З. Фрейд, А. Фрейд).

6. Теория социального научения (Сирс, Бандура, Скиннер).

7. Учение Ж.Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.

8. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского.

9. Понятие психического развития. Проблема созревания и развития. Закономерности психического развития.

10. Понятие нормы в психическом развитии ребенка. Проявление ненормативности психического развития.

11. Условия психического развития. Проблема биологического и социального в развитии. Роль деятельности в психическом развитии.

12. Проблема возраста в психологии. Периодизация Э. Эриксона, З. Фрейда.

13. Движущие силы психического развития.

14. Концепция психического развития Д.Б. Эльконина.

15. Сущность и значение «беспомощности» в развитии психики ребенка. Структура и динамика психического развития младенческого возраста.

16. Развитие речи и движений в раннем детстве.

17. Развитие общения со сверстниками в раннем детстве. Развитие игры.

18. Кризис трех лет. «Кризис зависимости» и «кризис независимости» как основные формы его протекания.

19. Роль игры в развитии дошкольника.

20. Развитие познавательных процессов и речи. Воображение и фантазия дошкольника.

21. Развитие личности в дошкольном детстве.

22. Проблема психологической готовности к школьному обучению

23. Адаптация к школе. Профилактика и преодоление отрицательных переживаний, связанных с дезадаптацией.

24. Учебная деятельность и ее значение в развитии младшего школьника.

25. Взаимоотношения младшего школьника со сверстниками и взрослыми.

26. Неуспеваемость в младших классах школы. Школьные фобии. Агрессивность. Гиперактивность. Специфика недисциплинированности в младшем школьном возрасте.

27. Влияние анатомо-физиологических перестроек на специфические подростковые характеристики.

28. Сущность кризиса подросткового возраста. Классические исследования кризиса подросткового возраста.

29. Особенности познавательной и учебной деятельности подростков.

30. Общение со сверстниками как центральный фактор развития личности подростка. Типичные подростковые реакции.

31. Особенности младших и старших подростков.

32. Основные проблемы подросткового периода и пути их решения.

33. Защитные механизмы старших и младших подростков. Острые формы проявлений типично подростковых характеристик.

34. Причины появления «трудных» подростков. Основные типы «трудностей».

35. Понятие о юношестве как социальной группе.

36. Развитие теоретического мышления и связанные с ним особенности личности и поведения старшего школьника.

37. Дружба и любовь в юношеском возрасте.

38. Развитие самосознания в юности. Самовоспитание и самосовершенствование в ранней юности.

39. Основные проблемы юности и пути их решения.

40. Особенности учебной деятельности и мотивов учения в старшем школьном возрасте.

41. Основные потребности, и противоречия и характер их разрешения в дошкольном возрасте.

42. Основные потребности, и противоречия и характер их разрешения в младшем школьном возрасте.

43. Основные потребности подростка; противоречия и характер их разрешения.

44. Основные потребности старшего школьника; противоречия и характер их разрешения.

45. Социальная политика и пожилые люди. Возможности психологической помощи старым людям.

46. Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей.

47. Кризис развития в позднем возрасте и его основные характеристики. Изменения когнитивных функций и особенности развития личности в позднем возрасте.

48. Молодость и ее основные задачи. Специфика кризиса тридцати лет.

49. Понятие зрелости и ее возрастных границ. Представление о взрослости, зрелости и старости в периодизациях Э.Эриксона и В.И.Слободчикова.

50. Кризис середины жизни и проблемы с ним связанные.

51. Проблемы профессионального становления в возрастной динамике.

52. Влияние физиологического состояния организма на специфику возрастных новообразований.

53. Возраст и динамика развития семейных отношений.

54. Основные задачи средней взрослости. «Время расцвета или начало конца?»

Методические указания по написанию контрольной работы

1. Вопросы, связанные с описанием динамики развития психического могут предполагать следующую структуру ответа:

А) актуализация знаний по контрольному вопросу (например, определение сущности самосознания, его структурных компонентов и их содержания: содержание когнитивного компонента, характер и уровень аффективно-оценочного, особенности поведенческого, факторы их определяющие).

Б) изучение вопроса о сущности и специфике того или иного возраста и вычленение изучаемой характеристики (например, особенности самосознания).

В) Описание динамики изучаемой характеристики в единой, вычлененной на первом этапе, логике (изменение когнитивных, аффективно-оценочных и поведенческих компонентов самосознания; их содержания, форм проявления, глубины и т.п.).

Главная цель – определение факта развития психических характеристик.

 

2. Вопросы, связанные со сравнительным описанием поведенческих проявлений психических характеристик в разных возрастных группах.

 

А) Актуализация знаний по изучаемому вопросу (например, сущность тревожности и причин ее формирующих).

Б) Анализ психологических особенностей возраста и выделение в их структуре анализируемой характеристики (например, особенности эмоциональной сферы и причины возникновения, характер и формы проявления тревожности).

В) Определение поведенческих проявлений анализируемой характеристики (тревога в поведении: напряженность поведения, уход от общения, покраснение, молчаливость, отказ от деятельности и т.п.).

Г) Описание проявлений описываемой характеристики в разные возрастные периоды. Определение вывода о том, что одни и те же психологические характеристики по-разному проявляются у людей разных возрастных периодов (например, тревожность в подростковом возрасте может компенсироваться в виде агрессии, неадекватного поведения и т.д., а у младшего школьника она может проявляться в виде соматических реакций, ухода в болезнь, отказа ответа у доски и т.п.). Значение может иметь также особенности динамических характеристик, половые различия, специфика сложившегося типа поведения и деятельности.

 

3.Сравнительная диагностика одной и той же психологической характеристики у людей разного возраста.

Выполнение заданий данного типа способствует решению задачи практического овладения конкретными методами изучения психики человека, формирования умения и навыков проведения психологического исследования. К ним относятся выполнение «сплошной» фотографической записи (термин М.Я.Басова) поведенческих, эмоциональных и речевых реакций человека, создание условий для проведения эксперимента, умение войти в контакт с испытуемым, расположить его к себе, проводить изучение тактично, ненавязчиво, чтобы не повлиять на его результаты и пр. Главная цель данной работы – формирование способности видеть проявления психологических характеристик при проведении «мини» диагностики. Методы, используемые при ответе на данный вопрос могут быть самые разнообразные (в зависимости от содержания вопроса): тест, эксперимент, беседа.

Литература:

1. Практические занятия по психологии: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-ов. Под ред. А.В.Петровского. М., Просвещение, 1972.

2. Практикум по общей психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-ов/А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др.; Под ред.А.И.Щербакова. – М., Просвещение, 1990.

3. Практикум по общей психологии. Под ред. А.И.Щербакова.- М., Просвещение, 1979.

4. Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. М., Владос, 1996.

 

4. Определение фактов, подтверждающих то или иное теоретическое положение.

Главная задача – научиться находить факты в жизни, литературе; знать факты, известные в науке. Знание экспериментальных фактов дают возможность не просто знать то или иное положение, но и уметь его доказать, быть убедительным.

Факт представляет собой необходимую эмпирическую основу, без которой невозможно научное знание. В области психологических исследований факты – это научно установленные, реально существующие психические явления.

Научный факт - это, прежде всего, его точное установление, допускающее проверку (в этом смысле классическими, в этом смысле, являются экспериментальные факты, полученные Ж. Пиаже). Научные факты – это факты, полученные в экспериментальных исследованиях (см.: монографии, разделы «Экспериментальные исследования» в журналах «Психологический журнал», «Вопросы психологии» и др.).

Кроме научных фактов могут быть использованы факты, взятые из художественных произведений (литературно-художественные произведения, изобразительного искусства и др.), а также установленные путем жизненных наблюдений.

Так, в разных произведениях можно найти описание героев, находящихся на разных возрастных ступенях, переживающих кризисы подростничества, середины жизни, зрелости (см. Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев и др.); Безусловно, эти примеры, не могут служить доказательством, однако, они могут служить подтверждением или отрицанием теоретических положений.

4. Задания, на установление взаимосвязей психических явлений, т.е. их взаимообусловленности и взаимовлияния.

Выполнение этих заданий предполагает способность видеть единство общего и частного, закономерного и индивидуального, проявление психологических законов в конкретном случае, т.е. обеспечивает единство усвоенных теоретических знаний и практики («В чем сходство и различия подростков, живущих в разных странах», «В чем причины распространенности теории наследственности среди населения» и др.). Выполнение этого задания предполагает: 1) ознакомление с теорией вопроса (например, психологические особенности подростков, поведенческие проявления и причины, определяющие особенности подростков); 2) анализ социальных условий (исторических, экономических, политических, идеологических и др.) в разных странах); 3) поиск материалов об особенностях подростков страны; 4)определение связи между особенностями подростков и условиями страны.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.