Здавалка
Главная | Обратная связь

Символические изводы.

 

Икона посвящена событию, которое произошло в Событие в Византии, в ⅰⅹ веке, во время осады Константинополя кочевниками. Греки собрались во Влахернском храме для молитвы о помощи. В то время там был юродивый Андрей и его ученик Епифаний. Во время молитвы они увидели Богородицу, стоящую на воздухе, простирающую над собравшимися Свой амофор и молящуюся о них; возле Неё стояли Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Внезапно набежавшая буря разметала корабли осаждающих и город был спасен.

Осаждавшие Константинополь – это были славянские племена во главе с варягами, многие, вернувшиеся живыми и испытавшие на себе гнев Божий – крестились в православной вере. Потрясение было настолько велико, что память о нем жила многие десятилетия, и со временем на Руси был установлен праздник в честь Покрова Богородицы, так как милость Божия была проявлена не только к грекам, но и нападавшим – они остались живы. Праздник был установлен Андреем Боголюбским и по его повелению был выстроен первый храм в честь Покрова Б-цы – это храм Покрова на Нерли.

Как известно, часто на иконах могут изображать событие, которое произошло в этом же месте, но в другое время. Так и на иконе Покрова Богородицы. Святой Андрей юродивый и св. Епифаний изображаются в правом нижнем углу, св. Андрей указывает на Богородицу, а средняя часть иконы посвящена событию, которое происходило в ⅵ веке с диаконом Романом, прозванного впоследствии Сладкопевцем. Роман был клириком при храме Св. Софии Константинопольской. Он усерд­но по­мо­гал при бо­го­слу­же­ни­ях, хо­тя не от­ли­чал­ся ни го­ло­сом, ни слу­хом. Од­на­ко Пат­ри­арх Ев­фи­мий лю­бил Ро­ма­на и да­же при­бли­зил его к се­бе за его ис­крен­нюю ве­ру и доб­ро­де­тель­ную жизнь. Рас­по­ло­же­ние Пат­ри­ар­ха к свя­то­му Ро­ма­ну воз­бу­ди­ло про­тив него несколь­ких со­бор­ных кли­ри­ков, ко­то­рые ста­ли его при­тес­нять. На од­ном из пре­дрож­де­ствен­ских бо­го­слу­же­ний эти кли­ри­ки вы­толк­ну­ли Ро­ма­на на ам­вон хра­ма и за­ста­ви­ли петь. Храм был пе­ре­пол­нен бо­го­моль­ца­ми, слу­жил сам Пат­ри­арх в при­сут­ствии им­пе­ра­то­ра и при­двор­ной сви­ты. Сму­щен­ный и на­пу­ган­ный, свя­той Ро­ман сво­им дро­жа­щим го­ло­сом и невнят­ным пе­ни­ем все­на­род­но осра­мил­ся. При­дя до­мой со­вер­шен­но по­дав­лен­ным, свя­той Ро­ман но­чью дол­го и на­пря­жен­но мо­лил­ся пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­ли­вая свою скорбь. Бо­го­ро­ди­ца яви­лась ему, по­да­ла бу­маж­ный сви­ток и ве­ле­ла съесть его. И вот со­вер­ши­лось чу­до: Ро­ман по­лу­чил кра­си­вый, ме­ло­дич­ный го­лос и од­новре­мен­но по­э­ти­че­ский дар. В при­ли­ве вдох­но­ве­ния он тут же со­ста­вил свой зна­ме­ни­тый кондак празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва: «Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­на­го раж­да­ет, и зем­ля вер­теп Непри­ступ­но­му при­но­сит; Ан­ге­ли с пас­тырь­ми сла­во­сло­вят, вол­сви же со звез­дою пу­те­ше­ству­ют; нас бо ра­ди ро­ди­ся От­ро­ча Мла­до, Пре­веч­ный Бог».

На сле­ду­ю­щий день свя­той Ро­ман при­шел в храм к все­нощ­ной под Рож­де­ство Хри­сто­во. Он на­сто­ял, чтобы ему раз­ре­ши­ли сно­ва спеть на ам­воне, и на этот раз так пре­крас­но спел со­став­лен­ный им гимн «Де­ва днесь», что вы­звал все­об­щий вос­торг. Им­пе­ра­тор и Пат­ри­арх бла­го­да­ри­ли свя­то­го Ро­ма­на, а лю­ди на­зва­ли его Слад­ко­пев­цем.

Композиция иконы. На иконе события, происходящие в храме, показаны как бы вне храма. Этим иконописец хотел подчеркнуть вневременной, вселенский характер произошедшего.

На иконе в центре изображена Б-ца, по бокам – Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, справа под ними – Андрей Юродивый и его ученик св. Епифаний; слева – император Лев Мудрый, царица Ирина и свита – это при их правлении произошло чудо спасения от набега варваров. Внизу, в центре, прямо под ногами Б-цы, впереди молящихся стоит со свитком в руках Роман Сладкопевец. Чудо с ним произошло в этот же день, только в ⅵ веке.

Богородицу изображают в красной одежде, когда хотят подчеркнуть Её Богоматеринство или в голубых – когда хотят подчеркнуть Приснодевство.

Изводы разных школ несколько разнятся между собой.

На московском изводе – Б-ца изображена с сонмом святых, но амофор держит Своими руками.

на новгородском изводе – покров держат ангелы;

на суздальском изводе – Б-ца изображена одна.

 

Московский извод

 

 

 

Суздальский извод

 

Примечание:

В Константинополе при императоре Льве Великом (886-912 гг.) служил телохранителем некий Феогност, человек состоятельный. Среди рабов Феогноста находился Андрей, родом славянин, отрок кроткого и доброго нрава. Феогност любил Андрея и дал ему образование. Андрей часто ходил в храм Божий, прилежно изучал Священное Писание и любил читать жития святых. Постепенно в нем окрепло желание посвятить себя Богу, и по особому повелению свыше Андрей принял на себя необычный и очень трудный подвиг юродства Христа ради, т. е. стал притворяться безумным.

Новгородский извод

 

 

«О Тебе радуется»

Название иконе дано по первым словам гимна, посвящённого Богородице: «О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́.»

Икона «О Тебе радуется…» появляется в русской иконописи в конце XV — начале XVI веков.

Композиция классическая – в центре иконы изображена Пресвятая Богородица в окружении божественной славы, за Нею собор Ангелов и многоглавый храм – символа Небесного Иерусалима, расположенный на фоне райского сада (об этом говорит белый фон – символ Рая). У подножия трона, на котором восседает Божия Матерь с Предвечным Младенцем, изображён автор гимна – преподобный Иоанн Дамаскин, песнописец (память 17 декабря по новому стилю), в руках которого свиток с текстом гимна. Рядом с ним и под ним изображены все чины святости: праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, мученицы и так далее — в соответствии с текстом тайной ходатайственной молитвы, которую произносит в алтаре священник, в то время как хор исполняет песнопение.

 

 

 

Один из самых древних символических изводов. В основе лежит событие, произошедшее (согласно историографу ⅹⅳ века Каллисту) с воеводой Львом – будущим императором. Воевода шел через рощу, встретил слепого человека – очень уставшего и жаждущего. Воевода пошел искать воду и услышал голос Б-цы, которая открыла ему чудо-источник. Лев принёс воды слепому и тиной (по совету Б-цы) помазал ему глаза, слепой прозрел. Через несколько лет, когда Лев стал императором, он построил на этом месте храм, в центре на куполе была изображена Б-ца и Её лик отражался в воде бассейна.

Композиция классическая – Богородица изображена в центре иконы, по бокам Ангелы, у подножия бассейн с целебной водой, царь Лев с женой и люди, жаждущие исцеления. Композиции могут отличаться только количеством людей и добавлением святых на полях иконы.

 

 

 

 

 

Давний византийский извод. Идейная основа – кондак Рождества Христова, написанный Иоанном Дамаскином:

«Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, предвечный Бог».

Праздник совершается 8 января, на следующий день после рождества Христова. Праздник имеет древнее происхождение. В поучениях на праздник Рождества Христова Епифпния Кипрского, Амросия Медиоланского и Августина Блаженного уже соединяется хвала Иисусу Христу с восхвалением родившей Его Богородице. Официально празднование Собора Пресвятой Богородицы было установлено на Шестом Вселенском соборе в 681 г.

Иконография Собора Богоматери имеет сербское происхождение и в русской традиции известна с XIV века.

Композиция четко выстроена: в центре изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. В иконе объединена вся тварь, славящая Господа и как поётся в стихире - они приносят Ему дары: ангелы – пение: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение"; небеса – звезду; земля – внизу слева – вертеп; пустыня - внизу справа – ясли.

Хорошо продуманная композиция и цветовые решения подчеркивают торжественность момента. Одежды Богородицы и трон красные – это приковывает внимание к центру, у подножия стоят чтецы в белых одеждах, их цвет перекликается с цветом белой описи лещадок, которые как молнии сверкают над троном. Земля и пустыня изображены в виде женщин, они порывисто протягивают свои дары, их фигуры стремятся вверх. А вверху изображены ряды Ангелов и волхвов. Все, как бы, находится в каком-то вращении и центр этого - Богородица с Предвечным Младенцем Иисусом Христом. Иногда в самом низу иконы изображается фигура убегающего мальчика – предполагается, что это языческий божок Коляда, на это указывают первые буквы, которые написаны рядом с фигурой.

 

 

Этот извод восходит к Ветхому Завету: Моисей пас овец в пустыне близ горы Синай и увидел куст терновника, который горел огнем, но не сгорал. Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в землю Обетованную (Исх. 3:2). Богородицу часто называют Неопалимой Купиной, так как Она приняла в себя Бога, но благодаря Своей духовной чистоте и непорочности не сгорела. Первая икона "Неопалимой Купины" была привезена на Русь из Синая палестинскими старцами в 1390 г.

Композиция иконы сложная. Середину иконы занимает восьмиконечная звезда, в центре которой образ Богоматери с Христом Спасителем. Восьмиконечная звезда является символом восьмого дня, который последует после второго пришествия Христова на землю. Четыре зеленых (иногда синих) луча обозначают купину, т.е. куст; другие четыре луча - красное пламя горящей купины.

В красных лучах звезды изображены символы евангелистов, т.к. они возвестили о чуде рождения Христа. Ангел – Матфей, орел – Иоанн, телец – Лука, Марк - лев. Могут быть добавлены Ветхозаветные символы: лествица Иакова, пророк Аввакум с горой, пророк Соломон с храмом.

В зеленыхлучах изображаются Ангелы – властители стихий - бури, снега, ветра, дождя, огня, молнии, града, тьмы и прочее. Каждый ангел держит соответствующий "атрибут", как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер).

В двухлепестковых облаках изображаются Архангелы или ангелы, символизирующие собой дары Духа Святого - духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия. На иконе ясно видно, что у ангелов-духов внизу (Ведения и Благочестия) в руках зеркала. Ведение - пророческое откровение, дарованное Моисею и пророкам, представлялось как увиденная в зеркале картина. Благочестивые верующие в этом мире призваны исполнять роль зеркала, в котором отражается слава Божья. Если изображаются Архангелы, то в руках архангела Михаила (евр. "кто как Бог") - жезл, Гавриил (сила Божия) держит ветвь, Рафаил (исцеление Божие) - с алавастровым сосудом, Уриил (Бог - мой свет) - с огненным мечом, Салафиил (молитва к Богу) - с кадилом, Варахиил (благословение Божие) - с виноградной гроздью. Седьмой архангел - Иегудиил (хвала Божия), а восьмой - Иеремиил (высота Божия).

Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца.

Интересно: если имен Архангелов в Св. Писании можно найти восемь, то даров Св. Духа исключительно семь: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела (Ис.11:1-3).

Намного чаще вместо Архангелов изображаются именно восемь духов, причем восьмым кто только не бывает - Дух Мести, Дух Страха, Дух Славы, "Ангел, падения хотяще быть по делам неверным", и т. п. Наиболее постоянен Ангел, подающий Росу Милосердия Божиего. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения.

По четырем углам иконы размещены пророчества, связанные с Воплощением Христа:

- Моисей перед горящей купиной, в центре которой образ Богоматери "Знамение" с Предвечным Эммануилом в лоне.

-Видение пророку Исайе Серафима "в руце у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника" (Ис. 6: 6). Горящий уголь - символ Христа, клещи - символ Богоматери. На некоторых иконах "Неопалимой Купины" изображают "Корень Древа Иессеева", по пророчеству Исайи: "вместо терновника вырастет кипарис... в знамение вечное несокрушимое" (Ис. 11: 10; 55: 13).

- Видение Иакову - лествицы с ангелами. На пути в Месопотамию, в Вефиле, патриарх Иаков имел таинственное видение, в котором показана ему лествица, утверждавшаяся на земле и верхом своим достигавшая неба (Быт. 28, 12).

- Пророк Иезекииль перед закрытыми вратами "видевши на востоке ворота и никакой человек не войдет ими, ибо Бог вошед ими" (Иез. 44: 1-2).

На некоторых иконах "Неопалимой Купины" к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил - с Востока букву "А" от звезды "Анатоли", Архангел Гавриил - букву "Д" от Западной звезды "Дисис", Архангел Рафаил - букву "А" от Северной звезды "Арктос" и Архангел Уриил - от Южной звезды "Месембрии" букву "М".

 

 

Иногда в верхней части иконы изображается Ветхий деньми.

 

 

Так же иногда, внизу иконы, изображается сцена погребения пророка Моисея.
"И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор.34:5-6).

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.