Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологический аспект навыка письма

Навыки письма относятся к двигательным навыкам человека, но в отличии от большинства двигательных навыков, кот. включаются либо в трудовую либо в спортивную деят. навыки письма связаны с учебной деят. Человекати обслуживают процесс письменной речи.

Навыки каллиграфического письма формируются не изолировано, а совместно с навыками чтения и орфографическими навыками.

Процесс письма связан с деят. различных анатомо-физиолог. структур головного мозга.Как показали исследования Левиной, Шиф, Блинкова, Лурия и др. нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к расстройствам письма и речи. Изучение характера этих нарушений дало возможность рассматривать различные участки коры головного мозга в связи с различными видами письменной речи.

Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма их поражение вызывает нарушение письма, осуществляемое по слуху,но мало сказывается при списывании.

Заднецентральые области левого полушария управляют движениями через артикуляционные системы речи.

Затылочно-теменная область связана со зрительной организацией процесса письма её поражение ведет к пространственным нарушениям письма.

Левые лобные доли это моторный центр речи, они с сохранностью замысла при письме, поражения – невозможность последовательного письма.

К школьному возрасту у ребенка еще не все участки головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно любые доли.

Формирование навыков письма начинается до поступления ребенка в школу. В возрасте до 3 лет дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линииили замкнутые каракули, не направляя зрением свою руку. Позднее начинает включаться зрительный контроль, ребенок что-то рисует, пишет отдельные печатные буквы. Занятие лепкой , конструированием подготавливают руки и глаза ребенка к процессу письма. Развивает мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводят её.

Т.О. к моменту поступления детей в школу глаз и рука ребенка в какой-то мере уже отовы к обучению письму, однако движения совершаемые в процессе письма немогут буть воспроизведены не в рисовании, не в лепке, процесс письма вовлекает в работу др. движения пальцев, зрение тоже подчинено другим целям чем в ИЗО.

Этапы становления механизма письма:

1. Подготовительный (подготовка руки к письму: штриховка, обведение, рисование бардюров;знакомство с гигиеническими условиями письма:правила посадки, положение тетради, правило держания ручки)

2. Основной (пишут элементы букв;письмо букв строчных и прописных;письмо слогов;письмо слов)

3. Заключительный(письмо предложений и текстов)

Практика:

На практике при письме встречаются следующие графические ошибки:

1) дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке;

2) пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;

3) очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;

4) не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме;

5) не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);

6) нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма;

7) имеет место “заборность”, условность письма;

8) не соблюдается связанность букв при письме;

9) полная неразборчивость почерка, “каша”

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.