Психологический аспект навыка письма
Навыки письма относятся к двигательным навыкам человека, но в отличии от большинства двигательных навыков, кот. включаются либо в трудовую либо в спортивную деят. навыки письма связаны с учебной деят. Человекати обслуживают процесс письменной речи. Навыки каллиграфического письма формируются не изолировано, а совместно с навыками чтения и орфографическими навыками. Процесс письма связан с деят. различных анатомо-физиолог. структур головного мозга.Как показали исследования Левиной, Шиф, Блинкова, Лурия и др. нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к расстройствам письма и речи. Изучение характера этих нарушений дало возможность рассматривать различные участки коры головного мозга в связи с различными видами письменной речи. Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма их поражение вызывает нарушение письма, осуществляемое по слуху,но мало сказывается при списывании. Заднецентральые области левого полушария управляют движениями через артикуляционные системы речи. Затылочно-теменная область связана со зрительной организацией процесса письма её поражение ведет к пространственным нарушениям письма. Левые лобные доли это моторный центр речи, они с сохранностью замысла при письме, поражения – невозможность последовательного письма. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно любые доли. Формирование навыков письма начинается до поступления ребенка в школу. В возрасте до 3 лет дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линииили замкнутые каракули, не направляя зрением свою руку. Позднее начинает включаться зрительный контроль, ребенок что-то рисует, пишет отдельные печатные буквы. Занятие лепкой , конструированием подготавливают руки и глаза ребенка к процессу письма. Развивает мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводят её. Т.О. к моменту поступления детей в школу глаз и рука ребенка в какой-то мере уже отовы к обучению письму, однако движения совершаемые в процессе письма немогут буть воспроизведены не в рисовании, не в лепке, процесс письма вовлекает в работу др. движения пальцев, зрение тоже подчинено другим целям чем в ИЗО. Этапы становления механизма письма: 1. Подготовительный (подготовка руки к письму: штриховка, обведение, рисование бардюров;знакомство с гигиеническими условиями письма:правила посадки, положение тетради, правило держания ручки) 2. Основной (пишут элементы букв;письмо букв строчных и прописных;письмо слогов;письмо слов) 3. Заключительный(письмо предложений и текстов) Практика: На практике при письме встречаются следующие графические ошибки: 1) дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке; 2) пишут буквы слишком размашисто или слишком узко; 3) очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево; 4) не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме; 5) не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко); 6) нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма; 7) имеет место “заборность”, условность письма; 8) не соблюдается связанность букв при письме; 9) полная неразборчивость почерка, “каша”
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|