Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава I. Былые вожди.



Введение.

Пожалуй, культ личности – это одно из самых ярко выраженных средств манипулирования политическим мышлением общественных масс. Правитель, вокруг которого выстроен ореол провидца, отца всего народа, мудрейшего из ныне живущих, обладает наибольшим влиянием над человеческим сознанием, способен направить мысль обывателя в ту или иную сторону.

На данный момент наш «демократичный» мир решительно против прославления своих представителей подобным образом. Однако это совсем не мешает делать это, объясняя подобное «большим уважением к правителю», что, в своём роде, является вышеописанным.

На сегодняшний день существуют культы личности на уровне страны в следующих государствах: КНДР (Ким Чен Ын), Туркмения (Ниязов С.А), Российская Федерация (В.В.Путин), Казахстан (Н.А.Назарбаев). Признаками культа личности правителя в современном обществе принято считать следующее:

●уверенность большинства граждан в непререкаемом авторитете правителя;
●очень высокий рейтинг правителя по результатам опросов граждан; ●пропаганда курса правителя в СМИ;
●создание общественных организаций, активно поддерживающих курс правителя;
●ограничение или полный запрет на критику правителя в обществе и СМИ;
●появление мифов о жизни правителя, которые характеризуют его личность с наилучшей стороны;

●уверенность граждан в правильности и законности всех решений правителя вне зависимости от того, соответствуют ли они действительному законодательству и идут ли они на благо обществу;

●готовность граждан следовать объявленному правителем курсу даже в ущерб личным интересам;

●использование образа правителя в массовой культуре (к примеру, правитель является прообразом персонажей художественных книг или о нем поется в популярных песнях);

●наименование улиц, населенных пунктов и пр. в честь правителя, установка памятников правителю, распространение портретов и плакатов с изображением правителя и пр.

●правитель многими членами общества воспринимается как кумир.

Цель работы – рассмотреть правителей древности, получивших собственный культ, и сравнить их с нынешними; рассмотреть известнейших деятелей политики, возведённых по тем или иным причинам в статус «богоизбранного»; провести параллель между ними и выявить схожести и различия в методах достижения своего звания; рассмотреть примеры распространения культа правителя одной страны за её пределы; составить предположительный прогноз появления в будущем других культов.

Реализация этой цели будет осуществляться:
- Рассмотрением первоисточников, биографий политических деятелей.

-Анализом их влияния на народные массы.

-Определением их участия в формировании истории своей страны и мира.

Глава I. Былые вожди.

Понятие «культ личности» чаще всего применяется по отношению к идеологическим системам XX и XXI века. Само это словосочетание появилось и вошло в русский язык в XX веке, после того как лидер КПСС Н. С. Хрущев в ночь с 24 на 25 февраля 1956 г. сделал свой доклад «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС [3]. Но одним из первых выражение, описывающее тотальное поклонение и почитание, употребил задолго до Хрущева Карл Маркс. Это понятие стало употребляться в виде стыдливого эвфемизма для обозначения сталинщины. Тем не менее, слово "культ" было выбрано удачно. Оно верно отражает псевдорелигиозный характер явления.

Само явление поклонения главе государства было важной чертой и самых древних цивилизаций. Чего стоят одни только гробницы, саркофаги и статуи фараонов Древнего Египта. Своё развитие «культ личности» получил в Древнем Риме в эпоху Империи во времена Октавиана Августа (29 год до н.э.), в честь которого назван целый месяц (наиболее яркое проявление культа личности за все времена). Это первый римский император, сумевший соединить в своих руках военную, гражданскую и религиозную власть. [5]

Для Августа культ его личности являлся лишь инструментом в политической игре, средством укрепить свое единовластие - идейно интегрировать многочисленные народы империи. Еще до того, как он одолел конкурентов, Октавиан стал свидетелем возведения в ранг божества Юлия Цезаря, погибшего от рук республиканцев-заговорщиков. Но такое посмертное почитание не устраивало Августа. И вот постепенно, начиная с восточных провинций, воздвигаются храмы в честь "гения императора". Августа изображают в позе и одеянии Юпитера, перед его статуями сжигали благовония. Даже римские интеллектуалы, устав от гражданских войн, принимают культ человекобога и включаются в славящий его хор.

С одной стороны, многие образованные люди, в особенности философы, относились к культу императора с плохо скрываемой иронией, а с другой - само язычество мешало почитанию человекобога стать единственной религией. Ведь даже те, кто приносил жертвы на ее алтарь, чтили наряду с цезарем других богов. Но вот, ещё во времена «божественных императоров» в мир вошло новое религиозное течение, подавлявшее само существование поклонения главе государства. Этой силой было христианство.

Именно из-за этого радикального расхождения взглядов на «богов-императоров» почти 300 лет христианство подвергалось гонениям на территории Рима. В других случаях Рим был склонен проявлять веротерпимость, но здесь компромисс оказался невозможен. Являясь духовным движением, новая вера не ставила перед собой задачу создавать политические проекты или утопии. Она принимала существующий порядок и законы, ведь при всем своем несовершенстве Римская империя унаследовала и развивала греческую идею права, законности. В начале IV века мировая Римская держава переменила тактику борьбы с христианством. Она признала его и даже сделала государственной религией, но при этом незаметно подчинила себе. Начинался трагический для Церкви период, когда политическая власть осуществляла свои цели, ссылаясь на Имя Христа.

Из этого можно сделать вывод, что исконные понятия культа личности и религии идут вразрез друг с другом.

Тем временем, в Греции культ личности носил совершенно особый характер — это был культ поэтов, культ философов, культ ученых. С культом правителей боролись, отдавая предпочтение остракизму – голосованию при помощи глиняных черепков.

Вторым по хронологии идёт Людовик XIV (1643 — 1715), которому принадлежит фраза «Государство-это я!» и титул «Король-солнце», ясно описывающие его отношение к своей персоне. Он создал и возглавил свой культ, а также сумел стать "великим королем", утвердив свою личную власть и придав окончательную форму абсолютной монархии. Следуя политике престижа, которому придавал огромное значение на протяжении всей жизни, Людовик построил Версальский дворец, покровительствовал искусствам и словесности, вел завоевательные войны. Страсть к роскоши и искусству в Людовике сочеталась со стремлением к беспрекословному подчинению всех и вся. Ритуал пробуждения и утреннего туалета напоминал религиозный обряд с участием в буквальном смысле «допущенных к телу». На портретах же придворные живописцы изображали Людовика и Аполлоном, и Александром Македонским. Убежденный, что власть его от Бога и что никаких отчетов смертным он давать не обязан, он хотел иметь абсолютную власть, и выбрал своей эмблемой Солнце, отсюда его прозвище Король-Солнце.[4]

С религией отношения у Людовика были двоякие. От своей матери он впитал глубокую набожность. Однако вся его вера была сосредоточена только на внешней стороне религии - соблюдении обрядов, постов и прочих церемоний. Для него религиозные принципы были, прежде всего, связаны с вопросами о роли монарха в государстве, его положении, обязанностях, а также о происхождении монархии вообще. Он ставил перед собой концепцию Божественного права. Бог постоянно руководит государем, оказывает влияние на его деятельность, направляемую посредством «откровений свыше». Привив эту концепцию в народе, он прочно установил неоспоримость своих решений и приказов.

Проведя параллель между этими правителями, которых отделяли друг от друга целых 16 веков, можно найти существенную разницу:

Августа приравнивали к Юпитеру – отцу всех богов, в то время как Людовик XIV правил, якобы ведомый словом Господа. На лицо влияние религии. Оно помогло сгладить остроты углов культа, сделав из него не «Я», а «Я и Он (Бог)».

Управление непросвещёнными массами было не таким уж и сложным делом в те времена. Несколько удачных обстоятельств могли сделать половину работы по созданию культа. Например, родители всё того же Людовика XIV 22 года не могли обзавестись потомством, и поэтому долгожданное рождение наследника было провозглашено в народе чудом. Августу же удалось забраться на такие вершины политической власти исключительно благодаря Гаю Юлий Цезарю, который его усыновил. После убийства Цезаря группой сепаратистов и открылась дорога к власти для Октавиана.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.