Здавалка
Главная | Обратная связь

Московская историческая школа



Школы и направления в исторической науке - Московская и Петербургская исторические школы.

 

Понятия направлений или течений в русской исторической науке – методологическая основа

-научная школа – группа учёных объединённых общей исторической концепцией, понимание задач исторической науки

- более узкое понятие – общность тем, общность методологии.

- в любом случае – обязательно – учитель, как маркер школы

 

 

Петербургская историческая школа.

Осн признак петербургской исторической школы – повышен внимание к источнику, и источниковедческое направление. Скорее консерватизм , чем московский либерализм. Ориентация на европейскую науку. Шлёцер( кафедра общей истории в Гёттинберге) – работал в Российской академии наук.

Москва – приверженцы широких философских обобщений.

 

Определение Петербургской исторической школы Александра Преснякова – особенностью ПИШ – является научный реализм, сказывающийся в непосредственном отношении к источнику и автору, независимо от историографической традиции.

Лапо-Данилевский лекции по методологии истории.

 

 

Академик Лаппо-Данилевский занимался разработкой принципов научного гуманитарного исследования, был сторонником рациональности гуманитарного знания, Теоретические взгляды учёного претерпели эволюцию — первоначально он придерживался позитивистской методологии, затем большое влияние на его творчество оказала философия баденской школы неокантианства. В своём труде «Методология истории» предложил следующую её структуру как особой дисциплины: 1) Теория исторического знания (занимающаяся установлением исходных принципов исторического познания). 2) Методы исторического изучения. 2.1) Методология источниковедения. 2.2) Методология исторического построения. В рамках методологии источниковедения «воссоздавал» источник в культурно-историческом контексте соответствующей эпохи. Методология исторического построения, по его мнению, решала задачу целостной реконструкции эпохи, о которой «рассказывает» источник.

Бестужев- Рюмин Константин Николаевич 1829-1897 – основатель школы отечественного источниковедения, изучение русского летописания

Замысловский Егор Егорович 1841-1896

Пресняков Александр Евгеньевич 1870 – 1929 учитель Романова Бориса Александровича

Рождественский

Платонов Сергей Фёдорович (1860-1933) академическое дело.

Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв. (опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время)

Полный курс лекций по русской истории. — Пг., 1917.

Борис Годунов. — Пг.,1921. — 1

 

 

11 сентября 2013

 

Московская историческая школа

-широкие обобщающие исследования, приоритетные направления – древняя истории России.

 

Наиболее видные представители МИС

 

Серг Мих Соловьёв 1820- 1879 – История с древнейших времен и до сер царствования Екатерины II. 29т

профессор Московского университета (с 1848), ректор Московского университета (1871—1877), ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности (1872), тайный советник

Ключевский Василий Осипович( 1841-1911) -видный русский историк, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (сверх штата[1]) по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник

Курс русской истории в 5-и ч. — (СПб., 1904−1922. — 1146 с., [3], [4]; Русская история. Полный курс лекций — М., 1993.)

Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Александрова. — М.: Изд-во «Правда», 1991.

Милюков Павел Николаевич 1859-1943 Лидер Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы, кадетской партии). Министр иностранных дел Временного правительства в 1917 году. С 1916 г. почётный доктор Кембриджского университета. -«Очерки по истории русской культуры

Богословский Михаил Михайлович 1867-1829

Любавский Матвей Кузьмич 1860- 1936 Ректор Московского университета (1911—1917). Академик Академии наук СССР (1929, член-корреспондент РАН с 1917

Чичерин Борис Николаевич 1828-1904 – основатель государственной школы в русской историографии

 

Первоначально преподавание русской истории шло в контексте всеобщей истории и только позже организованная кафедра статистики и географии российского гос-ва, и отдельно кафедра русской истории была учреждена только с 1835 г

В Москве – Погодин Мих Петрович , его сменил Соловьёв Серг Мих

В Санкт – Петербурге – Устрялов Ник Герасимович, после- Костомаров и по настоянию студентов – Бестужев- Рюмин.

 

 

Киевская историческая школа – Антонович

 

 

В советский период о направлениях и школах говорить сложно, поскольку все историки были приведены к общему знаменателю исторического материализма.

С некоторой натяжкой можно говорить напр о школе

Греков Борис Дмитриевич 1882-1953– концепция феодализма в Древней Руси. Кн –Киевская Русь 1939г – Стал прем, культура Киевск Руси 1944.

Более современные школы –

Юрий Георгиевич Алексеев

Флоринский Михаил Фёдорович

Фроянов Игорь Яковлевич – концепция - города государства на древней Руси

Фролов Эдуард Давидович

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.