Московская историческая школаСтр 1 из 13Следующая ⇒
Школы и направления в исторической науке - Московская и Петербургская исторические школы.
Понятия направлений или течений в русской исторической науке – методологическая основа -научная школа – группа учёных объединённых общей исторической концепцией, понимание задач исторической науки - более узкое понятие – общность тем, общность методологии. - в любом случае – обязательно – учитель, как маркер школы
Петербургская историческая школа. Осн признак петербургской исторической школы – повышен внимание к источнику, и источниковедческое направление. Скорее консерватизм , чем московский либерализм. Ориентация на европейскую науку. Шлёцер( кафедра общей истории в Гёттинберге) – работал в Российской академии наук. Москва – приверженцы широких философских обобщений.
Определение Петербургской исторической школы Александра Преснякова – особенностью ПИШ – является научный реализм, сказывающийся в непосредственном отношении к источнику и автору, независимо от историографической традиции. Лапо-Данилевский лекции по методологии истории.
Академик Лаппо-Данилевский занимался разработкой принципов научного гуманитарного исследования, был сторонником рациональности гуманитарного знания, Теоретические взгляды учёного претерпели эволюцию — первоначально он придерживался позитивистской методологии, затем большое влияние на его творчество оказала философия баденской школы неокантианства. В своём труде «Методология истории» предложил следующую её структуру как особой дисциплины: 1) Теория исторического знания (занимающаяся установлением исходных принципов исторического познания). 2) Методы исторического изучения. 2.1) Методология источниковедения. 2.2) Методология исторического построения. В рамках методологии источниковедения «воссоздавал» источник в культурно-историческом контексте соответствующей эпохи. Методология исторического построения, по его мнению, решала задачу целостной реконструкции эпохи, о которой «рассказывает» источник. Бестужев- Рюмин Константин Николаевич 1829-1897 – основатель школы отечественного источниковедения, изучение русского летописания Замысловский Егор Егорович 1841-1896 Пресняков Александр Евгеньевич 1870 – 1929 учитель Романова Бориса Александровича Рождественский Платонов Сергей Фёдорович (1860-1933) академическое дело. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв. (опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время) Полный курс лекций по русской истории. — Пг., 1917. Борис Годунов. — Пг.,1921. — 1
11 сентября 2013
Московская историческая школа -широкие обобщающие исследования, приоритетные направления – древняя истории России.
Наиболее видные представители МИС
Серг Мих Соловьёв 1820- 1879 – История с древнейших времен и до сер царствования Екатерины II. 29т профессор Московского университета (с 1848), ректор Московского университета (1871—1877), ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности (1872), тайный советник Ключевский Василий Осипович( 1841-1911) -видный русский историк, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (сверх штата[1]) по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник Курс русской истории в 5-и ч. — (СПб., 1904−1922. — 1146 с., [3], [4]; Русская история. Полный курс лекций — М., 1993.) Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Александрова. — М.: Изд-во «Правда», 1991. Милюков Павел Николаевич 1859-1943 Лидер Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы, кадетской партии). Министр иностранных дел Временного правительства в 1917 году. С 1916 г. почётный доктор Кембриджского университета. -«Очерки по истории русской культуры Богословский Михаил Михайлович 1867-1829 Любавский Матвей Кузьмич 1860- 1936 Ректор Московского университета (1911—1917). Академик Академии наук СССР (1929, член-корреспондент РАН с 1917 Чичерин Борис Николаевич 1828-1904 – основатель государственной школы в русской историографии
Первоначально преподавание русской истории шло в контексте всеобщей истории и только позже организованная кафедра статистики и географии российского гос-ва, и отдельно кафедра русской истории была учреждена только с 1835 г В Москве – Погодин Мих Петрович , его сменил Соловьёв Серг Мих В Санкт – Петербурге – Устрялов Ник Герасимович, после- Костомаров и по настоянию студентов – Бестужев- Рюмин.
Киевская историческая школа – Антонович
В советский период о направлениях и школах говорить сложно, поскольку все историки были приведены к общему знаменателю исторического материализма. С некоторой натяжкой можно говорить напр о школе Греков Борис Дмитриевич 1882-1953– концепция феодализма в Древней Руси. Кн –Киевская Русь 1939г – Стал прем, культура Киевск Руси 1944. Более современные школы – Юрий Георгиевич Алексеев Флоринский Михаил Фёдорович Фроянов Игорь Яковлевич – концепция - города государства на древней Руси Фролов Эдуард Давидович
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|