Здавалка
Главная | Обратная связь

Древнерусское летописание



Повесть Временных лет ,

По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.

Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Древнерусского государства начинается с лета 6360 (852 года по современному летоисчислению), начала самостоятельного правления византийского императора Михаил

Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, известный агиограф на рубеже XI—XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.

Вторая редакция читается в составе Лаврентьевской летописи[3] (1377 год) и других списках[4]. Третья редакция содержится в составе Ипатьевской летописи (старейшие списки: Ипатьевский (XV век) и Хлебниковский (XVI век))[5]. В одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное литературное произведение, «Поучение Владимира Мономаха», датируемое 1117 годом.

По гипотезе Шахматова (поддержанной Д. С. Лихачевым и Я. С. Лурье), первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основан­ной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Началь­ный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

По версии Шахматова, первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция ПВЛ по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича.

 

 

по мнению Шахматова предшествовал Начальн Свод, фрагменты кот нашли в составе Новгородской летописи.

Три редакции Повести временных лет

Источники

Идеи

Темы – Происхождения Русской земли и княжеской династии – откуда есть пошла земля русская, и кто начал княжити

- История крещения Руси и христианизация русских земель. Центральное место – выбор веры

- борьба Руси простив внешн врагов( главн внешн враг Др Руси – степняки – печенеги и позже -половцы – причерноморские степи), и отсюда идея – необходимости объединения русских князей.

Осн действующие лица – князья, бояре, представители церкви.

Идея того что всё в руках Божьих. Никаких исторических законов.

 

Алексей Александрович Шахматов – крупнейший исследователь по русскому летописанию, на осн рукописей.

- гл посыл – русск летописи это не авторские тексты, а своды разноплановых текстов. Исходил из положения, что рукой древнерусского летописца управляли политические страсти и мирские интересы. Таким образом русский летописец это не бесстрастный свидетель произошедшего и русские летописи несут большой идеологический запал. Писал не столько так как было, а так как было нужно.

 

Пушкин – в Борисе Годунове – образ монаха имена – да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу.

 

Проф Ерёмин Игорь Петрович– очень часто летописец руководствовался общественным мнением, ( например осуждение князя общественным мнением – выноситься на страницы летописи), плюс церковный взгляд и церковная интерпритация произошедшего. Человек то уходил в монастырь не для того чтобы заниматься политикой.

 

Прохоров Гелиан Максимович

- культура и литература древней Руси – каф западноевропейск и русск культуры.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.