Здавалка
Главная | Обратная связь

Иван Гаврилович Прыжов



(22 сентября [4 октября] 1827 Москва—27 июля [8 августа] 1885 Петровский завод) — русский публицист, революционер, историк, этнограф. Автор работ по истории Великороссии и Малороссии, в основном по истории народного быта. Наибольшую известность приобрёл своими трудами по истории кабачества и нищенства. Был членом революционной организации «Народная расправа»; присутствовал при убийстве студента Иванова.

Из семьи вольноотпущенного крестьянина подмосковного села Середниково Гавриила Захаровича Прыжова, служившего писарем в Мариинской больнице для нищих в Москве, ветерана Отечественной войны 1812, участника Бородинского сражения, получившего орден Святого Владимира, давший право на получение потомственного дворянства. Иван Прыжов был старшим сыном из 4-х детей Гавриила Захаровича, и получил образование в 1-й Московской гимназии (1848) и Московском университете на медицинском факультете (1848- 30 октября 1850 года, не окончил).

С 18 января 1852 года работал экзекутором и регистратором в Москoвской гражданской палате; при закрытии палаты в 1867 году остался «за штатом» и поступил в контору частной железной дороги. С 1868 года смотритель работ на железной дороге Витебск — Орёл — Харьков — Киев. В томе же году знакомится с П. Г. Успенским, будущим нечаевце

Гражданская казнь состоялась 21 декабря 1871 года на Конной площади. 14 января 1872 года Прыжов отправлен в виленскую каторжную тюрьму, затем в острог в Иркутске, и по этапу на Петровский железоделательный завод в Забайкальской области.

С 1881 года на поселении в Сибири.

По словам Р. М. Хин[1], «Пока была жива его жена, одна из тех неведомых русских героинь, жизнь которых представляет сплошное самоотвержение, Прыжов, несмотря на крайнюю нужду, ещё кое-как держался. После её смерти он окончательно пал духом, запил и умер на Петровском заводе в Забайкальской области 27 июля 1885 года, одинокий, больной, озлобленный не только против врагов но и против друзей. О его кончине Н. И. Стороженко известил управляющий Петровского завода горный инженер Аникин».

Юродство, Нищенство, История кабаков в России , городские пьяницы, купец- лавочник, корчма, русские кликуши.

История кабаков в России в связи с историей русского народа. Издание М. О. Вольфа, 1868. 320 с.

 

Народническое направление в русской историографии и её представители

Ближайшее к демократическому направлению

Но в отличии от них – в центре внимания – крестьяне и рабочие, о народе, о крестьянской общине и рабочем классе

Идейные истоки те же Белинский, Чернышевский.

 

 

Микотин –

Ефименко Александра Яковлевна – крестьянское землевладение на русском севере.

Бельвифль Флеровский Положение рабочего класса в России 1869

Воронцов Василий Павлович Судьбы капитализма в России (Ленин Развитие капитализма в России)

  • Судьбы капитализма в России (СПб, 1882);
  • Очерки кустарной промышленности в России (СПб, 1886);
  • Артельные начинания русского общества (СПб, 1895);
  • Очерки теоретической экономии (1895);
  • К истории общины в России (1902);
  • Судьба капиталистической России (СПб, 1907);
  • От семидесятых годов к девятисотым (СПб, 1907);
  • Производство и потребление в капиталистическом обществе (1907).

Даниэльсон – очерки нашего общественного хозяйства

 

Василий Иванович Семеневский1848-1916

русский историк либерально-народнического направления, доктор русской истории, профессор, автор работ по социальной истории и истории передовой общественной мысли в России XVIII — первой половины XIX вв., по истории крестьянства, основатель и редактор журнала «Голос минувшего», общественный деятель. Происходил из дворянского рода Семевских, брат историка М. И. Семевского.

русский историк либерально-народнического направления, доктор русской истории, профессор, автор работ по социальной истории и истории передовой общественной мысли в России XVIII — первой половины XIX вв., по истории крестьянства, основатель и редактор журнала «Голос минувшего», общественный деятель. Происходил из дворянского рода Семевских, брат историка М. И. Семевского.

Василий Семевский учился с 1859 по 1863 год во Втором кадетском корпусе, а затем в 1-й петербургской гимназии, которую кончил в 1866 году с золотой медалью. По окончании гимназии поступил в Санкт-петербургскую медико-хирургическую академию, где обучался в течение двух лет. После этого он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, который окончил в 1872 году. В университете определились научные интересы Василия: история русского крестьянства XVIII—XIX века.

Василий рано лишился родителей, его воспитанием и образованием занимался старший брат — известный историк Михаил Иванович Семевский (1837—1892). Кроме Михаила Василий имел ещё трёх братьев — Александра, Петра, Георгия и сестру Софью. Брат Александр был женат на сестре М. В. Петрашевского — Александре Васильевне.[2]

Отношения между братьями никогда не были ровными, давала о себе знать разница в возрасте и темпераменте. Михаил на правах старшего покровительственно относился к младшему и при этом зачастую бывал резок, несправедлив к более мягкому, деликатному Василию. При этом на формирование интересов Василия самым непосредственным образом сказались профессиональные интересы старшего брата. Неудивительно, что первые статьи молодого учёного появилась в журнале М. И. Семевского «Русская старина»: «Литература Екатерининского юбилея», «Княгиня Екатерина Романовна Дашкова» (обе 1874 год), «Крепостные крестьяне при Екатерине II», (1876 год), «Александр Григорьевич Ильинский», (1878 год).

В 1881 году в VIII томе «Записок» историко-филологического факультета Петербургского университета была представлена магистерская диссертация «Крестьяне при Екатерине II», которую ему удалось защитить только в Московском университете, поскольку профессор Петербургского университета К. Н. Бестужев-Рюмин препятствовал в постановке на защиту его диссертации.

И всё же с 1882 года он начинает читать лекционный материал в Санкт-Петербургском университете в качестве приват-доцента (им были читан курс русской истории). В 1886 году он был отстранён от преподавания на кафедре по причине т. н. «вредного направления». Распоряжение на отстранение Семевского отдал министр народного просвещения И. Д. Делянов с подачи К. Н. Бестужева-Рюмина. В условиях реакции 80-х годов пробуждение интереса студентов к серьёзному изучению судеб русского крестьянства и к социально-экономическим условиям его жизни считалось неуместным. Отныне историк был обречён на кабинетную деятельность, а со студентами вынужден был заниматься исключительно на дому.[2]

В 1889 году опять-таки в Московском университете он защищает докторскую диссертацию по русской истории: «Крестьянский вопрос в XVIII и первой половине XIX века». Здесь Семевским были рассмотрены большинство существенно важных проектов раскрепощения крестьян, высказывавшиеся и подготавливавшиеся В. В. Голицыным, Петром Первым, В. Н. Татищевым, Екатериной II, Александром I, Николаем I, декабристами и другими просвещенными людьми того времени. Он проанализировал конкретные меры и законопроекты по изменению положения крестьян, деятельность Вольного экономического общества, а также целого ряда комиссий, изучавших крестьянский вопрос. Показал деятельность секретных комитетов, занимавшихся крестьянским вопросом при Николае I, отражение крестьянского вопроса в русской литературе и науке, в деятельности революционных обществ. Он затронул и другой очень важный аспект проблемы: формы протеста крестьян против угнетения — побеги, поджоги, насилие над помещиками и т. д.

За эту работу он был награждён Академией наук Уваровской премией, а Вольное экономическое общество представило его к большой золотой медали.

В русской исторической науке до Семевского история крестьянства отдельно никем не рассматривалась. Семевский делает следующее заключение: теоретическая основа раскрепощения крестьянства была выработана лучшими представителями передовой русской интеллигенции; программа освобождения крестьян, выдвинутая русской интеллигенцией, позднее сделалась и правительственной программой, хотя бы и с существенными оговорками, так крестьянам не была сохранена вся та земля, которая была им предоставлена помещиками в пользование.

С точки зрения марксистов, Семевский идеализировал крестьянскую общину, неправильно объяснял причины отмены крепостного права и т. п.

Историки немарксисстского толка сходятся в том, что Семевский изучал историю крестьянства и освободительного движения в России с демократических позиций, с привлечением огромного фактического материала, не делая широких обобщений и считая, что объективное изложение фактов само по себе приводит к правильным выводам. Труды его сохраняют значение в качестве свода большого и достоверного фактического материала.

В 1891 году Семевский по инициативе Иннокентия Сибирякова предпринял путешествие по Сибири для знакомства с местными архивами. Помимо архивных данных его интересовало также современное положение рабочих на золотых приисках Якутии, и ему удалось собрать массу фактического материала для своего исследования «Рабочие на сибирских золотых промыслах», которое появилось на страницах «Русской мысли» в 1893 — 1894 годах и в окончательном виде в 1898 году. За эту работу учёный был удостоен Самаринской премии.

В 1890-х годах Семевский принимает участие в деятельности Исторического общества при Петербургском университете, созданного профессором Н. И. Кареевым, чьи заседания также проходили на историко-филологическом факультете, в них принимали участие А. С. Лаппо-Данилевский, И. В. Лучицкий, Н. П. Павлов-Сильванский, Е. В. Тарле, Б. Д. Греков. С 1894 по 1896 год Семевский был заместителем председателя этого общества.

Крестьянский вопрос в России – докторская диссертация в Московском университете 1881г , в Петрбургском Бестужев Рюмин дал отрицательный отзыв.

 

 Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II, т. 1—2, СПБ, 1881—1901;

 Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX в., т. 1—2, СПБ, Типография Товарищества «Общественная Польза», 1888; Том 1. Крестьянский вопрос в XVIII и первой четверти XIX века. [6], LIII, 517, [6] с.; Том 2. Крестьянский вопрос в царствование Императора Николая. [4], 625, [2] с.;

 Несколько слов о В. Н. Каразине. — СПб., 1893.

 На сибирских золотых промыслах. — СПб., 1896.

 Рабочие на сибирских золотых промыслах, т. 1—2, СПБ, 1898;

 Общественные движения в России в первую половину XIX века. Том 1. Декабристы. СПб., Книгоиздательство М. В. Пирожкова, 1905;

 Политические и общественные идеи декабристов., СПБ, 1909;

 Кирилло-Мефодиевское общество. 1846—1847 гг., [М., 1918];

 М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы, ч. 1, М., 1922.

 

 

Вас Иосипович Ключевский(16 [28] января 1841 года, село Воскресеновка Пензенской губернии — 12 [25] мая 1911 года, Москва) — видный русский историк, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (сверх штата[1]) по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник

После смерти отца, сельского священника Осипа Васильевича Ключевского (1815—1850), семья Ключевских перебралась в Пензу, где Василий учился сначала в приходском, а затем в уездном духовных училищах, после окончания которого в 1856 году поступил в Пензенскую духовную семинарию, однако после чуть более четырех лет учёбы отчислился из неё, не закончив. В 1861 году уехал в Москву, где в августе поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Окончив университет (1865), по представлению С. М. Соловьева, был оставлен при кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию.

Среди университетских профессоров на Ключевского оказали особое влияние С. В. Ешевский (всеобщая история), С. М. Соловьёв (русская история), Ф. И. Буслаев (история древнерусской словесности). Кандидатская диссертация: «Сказания иностранцев о Московском государстве»[2]; магистерская диссертация: «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871), докторская диссертация: «Боярская дума Древней Руси» (1882).

После смерти С. М. Соловьёва (1879) стал читать курс русской истории в Московском университете. С 1882 года — профессор Московского университета[3]. Параллельно основному месту работы читал лекции в Московской духовной академии и Московских женских курсах, организованных его другом В. И. Герье. В период 1887—1889 был деканом историко-филологического факультета и проректором университета.

В 1889 году избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук по разряду историко-политических наук.

В 1893—1895 годах по поручению императора Александра III читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу. Среди его учеников также был А.С. Хаханов.

В 1899 году вышло «Краткое пособие по русской истории», а с 1904 года издавался полный курс. Всего вышло 4 тома — до времени правления Екатерины II.

В 1900 году избран ординарным академиком Императорской Академии наук (сверх штата) по истории и древностям Русским.

В 1905 году Ключевский получил официальное поручение участвовать в работе Комиссии по пересмотру законов о печати и в совещаниях по проекту учреждения Государственной думы и её полномочий.

10 апреля 1906 был избран членом Государственного совета от Академии наук и университетов, но 11 апреля[источник не указан 1471 день] отказался от звания, поскольку не находил участие в совете «достаточно независимым для свободного… обсуждения возникающих вопросов государственной жизни»[4].

· Сказания иностранцев о Московском государстве» (1866, Скан книги)

· «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» (1867)

· «Новые исследования по истории древнерусских монастырей» (рецензия) (1869)

· «Церковь по отношению к умственному развитию древней Руси» (рецензия на книгу Щапова) (1870)

· «Древнерусские жития святых» (1871, Скан книги)

· «Псковские споры» (1872)

· «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери» (1878)

· «Боярская Дума древней Руси» (1880—1881)

· «Русский рубль XVI—XVIII вв. в его отношении к нынешнему» (1884)

· «Происхождение крепостного права в России» (1885)

· «Подушная подать и отмена холопства в России» (1886)

· «Евгений Онегин и его предки» (1887)

· «Состав представительства на земских соборах древней Руси» (1890)

· Курс русской истории в 5-и ч. — (СПб., 1904−1922. — 1146 с., [3], [4]; Русская история. Полный курс лекций — М., 1993.)

Матве́й Кузьми́ч Люба́вский (1 августа (13 августа) 1860, село Большие Можары, Рязанская губерния[1] — 22 ноября 1936, Уфа) — российский историк. Ректор Московского университета (1911—1917). Академик Академии наук СССР (1929, член-корреспондент РАН с 1917).

Окончил Сапожковское духовное училище, Рязанскую духовную семинарию, историко-филологический факультет Московского университета (1882).

В университете занимался в семинариях у профессоров В. О. Ключевского, В. И. Герье, Н. А. Попова. Учился вместе с П. Н. Милюковым, В. В. Розановым, Р. Ю. Виппером, В. Е. Якушкиным, М. С. Корелиным. Кандидатское сочинение: «Служилые люди Московского государства, городовые дворяне и дети боярские» удостоено премии им. Н. В. Исакова и золотой медали. Был оставлен при кафедре русской истории для приготовления к профессорскому званию.

Магистр русской истории (1894; тема диссертации: «Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания литовского статута», удостоена Малой премии графа Уварова). Доктор русской истории (1900; тема диссертации: «Литовско-русский сейм»).

Преподавал в Московском университете с 1894 по 1930 год. С 1894 года — приват-доцент Московского университета, читал лекции по истории Литовско-Русского государства, с 1897 — по исторической географии, с 1899 — по истории западных славян. С 1901 года — экстраординарный профессор, с 1902 года — ординарный профессор Московского университета. Непрерывно преподавал в университете до 1930 года.

В 1902—1904 и 1906—1908 — секретарь историко-филологического факультета Московского университета, в 1908—1911 годах — декан этого факультета.

В 1911 году был уволен ректор Московского университета А. А. Мануйлов и, вслед за этим, университет покинули более 100 профессоров и преподавателей, принадлежавших к кадетской партии, а также симпатизировавших ей или более левым политическим силам[3]. В том же году ректором университета был избран М. К. Любавский, близкий к партии «Союз 17 октября». Выступал против политизации учебного процесса, за сохранение университетской автономии, стремился сохранить университетские традиции и высокий уровень преподавания после ухода многих талантливых учёных. В 1913 году был избран председателем Общества истории и древностей российских при Московском университете.

После Февральской революции организовал возвращение в университет, ушедших в 1911 году, коллег. На выборах ректора весной 1917 года не выставлял свою кандидатуру (был слишком консервативно настроен для революционного времени).

С 1919 года — заслуженный ординарный профессор, с 1922 — сверхштатный профессор факультета общественных наук, с 1925 — сверхштатный профессор этнологического факультета 1-го МГУ.

В деятельности Любавского как историка можно выделить три основные составляющие. Первая — история Литовско-Русского государства — считал, что она «является в известном смысле прямым продолжением, дальнейшим развитием истории Киевской Руси». Полагал, что в дальнейшем оформились два центра объединения русских земель: московский и литовский. Причём, как и Киевская Русь, «Великое княжество Литовское, включившее значительную часть бывших древнерусских территорий, имело характер федерации». Одновременно с преподаванием Любавский работал в Московском архиве министерства юстиции, где разбирал материалы древнелитовского архива (Литовской метрики).

Вторая — история западных славян. Любавский считал, что история Литвы не может быть понята без знания исторического опыта соседей — Польши и Чехии. Его курс истории западных славян был единственным фундаментальным исследованием в этой области в русской историографии в течение многих лет (первый советский учебник по этой тематике появился лишь в 1957).

Третья — историческая география. Показал важную, порой даже решающую роль государства в колонизационных процессах. Подчёркивал взаимосвязь проблемы расселения русского народа с различными аспектами региональной политики российского государства — военно-стратегическими и политическими интересами, комплексом мероприятий в национальной, конфессиональной, сословной, экономической политики и элементами демографического регулирования в регионах.

Многие университетские курсы, прочитанные Любавским в начале XX века, сохранили свою актуальность и спустя столетие, когда они были переизданы.

После Октябрьской революции пошёл на сотрудничество с властью во имя спасения историко-культурного достояния страны — её архивов. В 1918 — руководитель Московского отделения Главархива — Московского областного управления архивным делом, до 1920 — член коллегии, заместитель председателя Главархива. В 1920 был экспертом-консультантом по архивным вопросам Наркомата иностранных дел, участвовал в Рижской конференции по заключению мирного договора между РСФСР и Польшей. В 1920—1929 — директор Московского отделения юридической секции Единого государственного архивного фонда (с 1925 — Древлехранилища Московского отделения Центрального исторического архива РСФСР; ныне Российский государственный архив древних актов), много сделал для проверки и организации сохранности документов, описания уникальных архивных фондов русских дворянских фамилий Шереметевых, Голицыных, Пазухиных, Архива старых дел и Дворцового архива.

Выступил с проектом организации в Москве и Петрограде двух архивно-археографических институтов (уже после ареста М. К. Любавского этот проект был частично реализован в результате создания Историко-архивного института). С 1929 преподавал на архивном цикле при этнологическом факультете МГУ, автор пособия «История архивного дела в России».

8 августа 1930 года Любавский был арестован по так называемому «академическому» делу («дело академика Платонова»). Год находился в предварительном заключении. В феврале 1931 года был арестован и в июне расстрелян за «контрреволюционную деятельность» его сын Валериан. 8 августа 1931 года Коллегия ОГПУ вынесла приговор, лишив Любавского звания академика и определив ему 5 лет ссылки. Любавский был выслан в Уфу.

Находясь в ссылке, активно сотрудничал с Институтом национальной культуры Башкирской АССР, где работал над историей землевладения и классовой борьбы в этих землях в XVII—XVIII вв. чему посвящены две его последние неопубликованные монографии: «Очерки по истории башкирского землевладения в XVII—XVIII и XIX веках» и «Очерк башкирских восстаний в XVII и XVIII вв.».

Любавский скончался в Уфе вскоре после окончания срока ссылки, 22 ноября 1936 года. Реабилитирован 20 июля 1967 года, в 1969 году восстановлен в звании академика АН СССР.

  • Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания первого Литовского статута. М., 1894.
  • Начальная история малорусского казачества // Журнал Министерства народного просвещения. — 1895. N 7
  • Литовско-русский Сейм. Опыт по истории учреждения в связи с внутренним строем и внешней жизнью государства. — М.: Университетская тип., 1909. — 1160 с.
  • Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно. С приложением текста хартий, выданных княжеству Литовскому и его областям. — М.: Московская художественная печатня, 1915.
  • История западных славян (прибалтийских, чехов и поляков). — М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1917. — 473 с.
  • Лекции по древней русской истории до конца XVI века. — 3-е изд. — М., 1918.
  • Образование основной государственной территории великорусской народности, Л., 1929.
  • Обзор истории русской колонизации. М., 1996.
  • Историческая география России. М., 2000.
  • История царствования Екатерины II. М., 2001.
  • Русская история XVII—XVIII веков. М., 2002.
  • Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно. М., 2004.

Павел Николаевич Милюков (15 (27) января 1859, Москва, Российская империя — 31 марта 1943, Экс-ле-Бен, Французское государство) — русский политический деятель, историк и публицист. Лидер Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы, кадетской партии). Министр иностранных дел Временного правительства в 1917 году. С 1916 г. почётный доктор Кембриджского университета.

 

Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1882; исключался за участие в студенческой сходке в 1881 году, восстановлен в следующем году). В университете был учеником В. О. Ключевского и П. Г. Виноградова. В студенческие годы после смерти отца, чтобы обеспечить семью, давал частные уроки. Был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию.

 

Магистр русской истории (1892; тема диссертации: «Государственное хозяйство России первой четверти XVIII века и реформы Петра Великого»). Докторскую диссертацию не защищал (существует версия, что это было результатом отказа присудить ему сразу докторскую степень за магистерскую диссертацию — за это выступали многие члены учёного совета, но против выступил В. О. Ключевский, после чего отношения между ним и Милюковым были испорчены).

С начала 1890-х — член Общества истории и древностей российских, Московского археологического общества. Общества естествознания, географии и археологии. Вел просветительскую деятельность в Московском комитете грамотности, в Комиссии по самообразованию.

В своей магистерской диссертации «Государственное хозяйство в России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого» раскрыл связь петровских реформ в области государственного устройства с податной и финансовой системами, а также деятельностью административных органов. Выступая против крайних оценок Петра I как главного реформатора, Милюков утверждал, что его реформы являются выражением логики внутреннего развития России, а также высказал мысль о том, что реформы Петра I были процессом спонтанным, подготовленным ходом времени, а не запланированным изначально. Утверждал, что сфера влияния Петра была весьма ограниченной; реформы разрабатывались коллективно, а конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно ближайшим окружением. Эта работа впоследствии была удостоена премии им. С. Соловьева.

Главный исторический труд Милюкова — «Очерки по истории русской культуры». В первом выпуске изложены «общие понятия» об истории, её задачах и методах научного познания, определены теоретические подходы автора к анализу исторического материала, содержатся очерки о населении, экономическом, государственном и социальном строе. Во втором и третьем выпусках рассматривается культура России — роль церкви, веры, школы, различных идеологических течений.

В «Очерках» показал большую роль государства в формировании русского общества, утверждая, что Россия, несмотря на свои особенности, шла европейским путем развития, а также привёл свои доводы относительно приспособляемости русского «национального типа» к заимствованным общественным институтам. Полагая, что «существует ряд основных закономерных эволюций разных сторон социальной жизни», Милюков не считал возможным объяснять исторический процесс развитием производства или «духовным началом». Он стремился рассматривать единую историю как ряд взаимосвязанных, но разных историй: политической, военной, культурной и т. д.

Основным историографическим трудом Милюкова стала книга «Главные течения русской исторической мысли», представлявшая собой переработанный и дополненный курс университетских лекций. В книге содержится анализ эволюции русской исторической науки XVII — первой трети XIX века.

В 1886—1895 годах Милюков — приват-доцент Московского университета, одновременно преподавал в гимназии и на Высших женских курсах.

18 марта 1895 года за «намеки на общие чаяния свободы и осуждение самодержавия», которые содержались в лекции, прочитанной в Нижнем Новгороде, был отстранён департаментом полиции от преподавания в Московском университете в связи с «крайней политической неблагонадёжностью». Следствие, проведённое «по всем правилам искусства» товарищем прокурора Московского окружного суда А. А. Лопухиным, закончилось, по словам Милюкова, «обычным решением, когда состава преступления не находили: административной высылкой»[1]. Ему запретили преподавать в других учебных заведениях и сослали в Рязань, где он участвовал в археологических раскопках и начал работу над «Очерками по истории русской культуры».

В 1897 году был приглашён в Софийское высшее училище для чтения лекций по истории и выехал в Болгарию, но уже в 1898 году по требованию русского посланника Г. П. Бахметева его отстранили от преподавания. Участвовал в археологической экспедиции в Македонии, где был открыт некрополь гальштатского типа, публиковал «Письма с дороги» в «Русских Ведомостях» (1897—1899).

В 1899 году вернулся в Россию, в 1901 году за оппозиционную деятельность несколько месяцев провёл в тюрьме. Публиковал статьи в оппозиционном эмигрантском издании «Освобождение», стал одним из признанных идеологов российского либерализма. В 1903 году, и в 1904—1905 годах посещал Соединённые Штаты Америки, где читал лекции в Чикагском университете (1903, 1904—1905), а также в Бостоне в Lowell Institute (1904). В сентябре 1904 принял участие в Парижской конференции российских оппозиционных и революционных партий. В 1905, получив известия о «кровавом воскресенье» 9 января 1905, вернулся в Россию. В мае — августе 1905 был председателем Союза союзов — объединения профессиональных организаций, находившихся в оппозиции к правительству.

В октябре 1905 стал одним из основателей Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы), с марта 1907 года — председатель Центрального комитета этой партии.

 

Являлся одним из авторов программы партии, считал, что Россия должна быть «конституционной и парламентской монархией». Был одним из редакторов партийной газеты «Речь», автором большинства её передовых статей.

После роспуска I Государственной думы в 1906 году — один из авторов «Выборгского воззвания», в котором содержался призыв к гражданскому неповиновению. Однако, так как он не был избран депутатом, то воззвание не подписал и в результате получил возможность продолжать политическую деятельность (все «подписанты» были осуждены к тюремному заключению и потеряли право избираться в Думу).

В 1907—1917 годах — член III и IV Государственных Дум. Руководил работой кадетской фракции, которая позиционировала себя как «оппозиция Его Величества» (а не «Его Величеству»). Много выступал в Думе по внешнеполитическим вопросам, в том числе по ситуации на Балканах. Тяжело переживал так называемый «скандал Бухлау» и поражение России в ходе Боснийского кризиса 1908-1909 годов, а затем активно содействовал отставке виновного в этом провале министра иностранных дел Извольского.[2] Критиковал также и внутриполитический курс правительства.

После начала Первой мировой войны — сторонник «войны до победного конца» (получил прозвище «Милюков-Дарданелльский» — за требования передать России после войны контроль над проливами Босфор и Дарданеллы), в 1914—1915 годах считал возможным соглашение с правительством на патриотической основе. С 1915, после поражений русской армии, вновь в решительной оппозиции правительству, которое считал неспособным обеспечить победу в войне.

1 ноября 1916 года Милюков с трибуны Четвёртой Государственной думы произнёс знаменитую обличительную речь, в которой он обвинил императрицу Александру Фёдоровну и премьер-министра России Бориса Штюрмера в подготовке сепаратного мира с Германией. Обвинения в государственной измене Милюков «обосновал» заметками в немецких газетах, рефреном выступления были слова «Что это, глупость или измена?».

 

В первом составе Временного правительства (март-май 1917) был министром иностранных дел. Одним из первых распоряжений Милюкова на посту было распоряжение посольствам оказывать помощь возвращению в Россию эмигрантов-революционеров.

Выступал за выполнение Россией своих обязательств перед союзниками по Антанте и, следовательно, за продолжение войны до победного конца. Его нота с изложением этой позиции, отправленная союзникам 18 апреля, вызвала негодование левой части политического спектра — большевики и их союзники устроили демонстрации в столице. Воспользовавшись возникшим кризисом, оппоненты Милюкова в правительстве, в частности, Г. Е. Львов и А. Ф. Керенский добились создания коалиционного кабинета министров с социалистами, в котором Милюкову был отведён второстепенный пост министра народного просвещения. Отказался от этой должности и вышел из состава правительства.

Был избран в Учредительное собрание, но в его деятельности не участвовал, так как уехал на Дон, присоединившись к Алексеевской организации, по прибытии на Дон генералов Корнилова, Деникина, Маркова преобразованной в Добровольческую армию. В январе 1918 года входил в состав Донского гражданского совета.

Затем переехал в Киев, где в мае 1918 года начал переговоры с германским командованием, которое рассматривал в качестве потенциального союзника в борьбе с большевиками. Поскольку переговоры не были поддержаны большинством кадетов, он сложил с себя обязанности председателя ЦК партии (позднее он признал переговоры ошибочными)

В ноябре 1918 выехал в Турцию, а оттуда — в Западную Европу, чтобы добиться от союзников поддержки Белого движения. Жил в Англии, с 1920 года — во Франции, где возглавлял Союз русских писателей и журналистов в Париже и совет профессоров во Франко-русском институте. Разработал «новую тактику», направленную на внутреннее преодоление большевизма, отвергавшую как продолжение вооружённой борьбы внутри России, так и иностранную интервенцию. Считал необходимым союз с социалистами на основе признания республиканского и федеративного порядка в России, уничтожения помещичьего землевладения, развития местного самоуправления. Против «новой тактики» выступили многие коллеги Милюкова по партии — в результате в июне 1921 года он вышел из неё, став одним из лидеров Парижской демократической группы Партии народной свободы (с 1924 года — Республиканско-демократическое объединение). Подвергался нападкам со стороны монархистов за участие в организации революции, 28 марта 1922 года его пытались убить (тогда Милюков остался жив, но погиб известный деятель кадетской партии В. Д. Набоков)[5].

С апреля 1921 по июнь 1940 года редактировал выходившую в Париже газету «Последние новости» — одно из наиболее значимых печатных изданий русской эмиграции. В эмиграции занимался историческими исследованиями, опубликовал «Историю второй русской революции», труды «Россия на переломе», «Эмиграция на перепутье», начал писать «Воспоминания», оставшиеся незавершёнными. Продолжал критически относиться к большевикам, но поддерживал имперскую внешнюю политику И. В. Сталина — в частности, одобрял войну с Финляндией, заявив: «Мне жаль финнов, но я за Выборгскую губернию». В канун Второй мировой войны утверждал, что «в случае войны эмиграция должна быть безоговорочно на стороне своей родины»

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.