Здавалка
Главная | Обратная связь

Проникновение глобализации в странах Центральной Азии



Для государств Центральной Азии, определяющих собственное место в системе мировой политики, очевидно, что углубление взаимозависимости в международной сфере требует особенно ответственного подхода к выбору средств и методов проведения внешней политики, которая, в конечном счете, должна способствовать поиску совместных решений крупных международных проблем, формированию новой, отвечающей интересам большинства человечества модели глобализации. Все черты, характерные для современных международных отношений, в той или иной степени проявляются на региональном уровне, который, несмотря на всю свою специфичность, является лишь частным отражением общего развития. Для того, чтобы оценить состояние современных международных отношений в Евразии, имеющих свои особенности и стремительно трансформирующихся, важно обратить внимание на региональные структуры международного сотрудничества, являющиеся важным элементом мироустройства в эпоху глобализации. По убеждению многих экспертов в сфере международной политики, региональные организации и интеграционные объединения являются неотъемлемой частью системы демократического стабильного мироустройства. В последние годы развитие процессов регионализации привлекает пристальное внимание специалистов как одна из важнейших мировых тенденций, являющихся оборотной стороной феномена глобализации, а в чем-то и противостоящих ему. Российский исследователь В. В. Михеев полагает, что «глобализации мировой экономики противостоит регионализм, который означает взаимозависимость стран и выход интересов хозяйственных субъектов за национальные границы, однако ограничивает сферу действия этих тенденций региональными рамками».[12] Заслуживает поддержки также мнение Т. В. Зоновой, отмечающей «повышение роли регионов в архитектонике мировой политики, в развитии интеграционных процессов и международном сотрудничестве, что прежде тормозилось жестким противостоянием двух систем».[13]

Составной частью совместных усилий по формированию нового мироустройства, естественным ответом на вызовы глобализации считают региональную интеграцию многие политики как в Азии, так и в Европе, где это явление получило наиболее четкое выражение. Президент Франции Ж. Ширак заметил, что «отвечая на процесс глобализации, большинство государств выбирает путь взаимного объединения на региональном уровне, чтобы остаться хозяевами своей судьбы».[14] Для квалификации международных отношений в Центральной Азии важно определение особенностей современного регионализма, характерных для всех частей мира. Региональные факторы влияли на развитие международных отношений и в прошлом, но на рубеже XXI в. они приобрели качественно новое измерение. Современный регионализм отличается возросшим уровнем экономической интеграции, что имеет тенденцию к превращению отдельных регионов (Европа, Северная Америка, Юго-Восточная Азия и др.) в единые народно-хозяйственные комплексы.

В Азии сегодня проживает половина человечества, там сосредоточены мощные центры мирового экономического и технологического развития, накоплены самые крупные в мире финансовые ресурсы. Глобализация усилила хозяйственную взаимосвязь стран региона, создала предпосылки формирования качественно новой системы региональных экономических отношений. Одновременно Азия сегодня — зона повышенной опасности. Расположенные там страны первыми столкнулись с новыми вызовами и угрозами, противостоять которым можно лишь на коллективной основе. Как следствие, в Азии развернулись беспрецедентные в ее истории интеграционные процессы как на двусторонней, так и на многосторонней основе, сопровождающиеся поиском механизмов обеспечения безопасности и сохранения мира. [15]

Молодые государства Центральной Азии оказались в сложных условиях поиска оптимального баланса между национальными интересами и планами всех заинтересованных крупных иностранных игроков. Помогает то, что неоднородность региона в политическом, экономическом и культурно-историческом плане предопределила развитие в нем многополярных международных отношений с различными уравновешивающими друг друга центрами силы[16], что создает возможность для маневра.

Центральноазиатские державы принимают участие или внимательно наблюдают за работой таких интеграционных структур региона, как ШОС, форум АТЭС, Асеановский региональный форум (АРФ), механизм регулярных встреч «Азия–Европа» (АСЕМ) и др.[17]

Все страны Центральной Азии являются не только членами Содружества Независимых Государств (СНГ), но и входят в Организацию центральноазиатского сотрудничества (ОЦАС), в Организацию экономического сотрудничества (совместно с Ираном, Пакистаном и Турцией), участвуют в программе НАТО «Партнерство во имя мира», в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. Четыре из них, исключая Туркменистан, а также Россия и Китай являются членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая имеет не только антитеррористическую направленность, но инициирует взаимодействие и сотрудничество по самому широкому кругу вопросов, включая создание совместных предприятий в сфере транспорта, энергетики, добычи полезных ископаемых[18]. Так, после многих лет простоя вновь начинается возведение гидроэлектростанций (совместно с РАО ЕС) на реках Нарын и Вахш; их энергия будет экспортироваться на север, в Казахстан и Россию, и на юг, в Пакистан.

Активное участие в столь разных международных организациях — не дань моде, а прежде всего забота об укреплении собственной безопасности, о быстром и наиболее безболезненном переводе экономики на рыночные рельсы.

Международное сообщество вспомнило о Великом шелковом пути, караванные маршруты которого некогда проходили по просторам Центральной Азии, соединяя Китай с Европой. Началось быстрое возрождение этого пути. В рамках возрождения китайские железные дороги соединились с казахстанскими, а туркменские — с иранскими. Но формирование крупного грузопотока, сопоставимого с объемами грузов, идущих через Россию, на восстанавливаемых маршрутах Великого шелкового пути только начинается. Для этого железные дороги Китая, Центральной Азии, Южного Кавказа, Ирана и Турции должны стать единой транспортной системой, а транспортное, пограничное и таможенное законодательство стран, осуществляющих транзит, максимально сблизиться. Эти маршруты должны стать привлекательными для грузоотправителя по срокам и по цене. Работа в этом направлении предстоит очень большая. Ибо к наибольшему благоприятствованию для грузоотправителей (имеются в виду грузоотправители европейские, китайские, корейские и японские) настойчиво стремится и Россия, быстро модернизируя свою Транссибирскую магистраль, снижая тарифы, усиливая охрану грузов и так далее.

С точки зрения перспектив развития международных отношений в евразийском регионе Великий шелковый путь приобретает едва ли не ключевое значение. Этот проект может осуществиться только при условии поддержания мира и стабильности на всем протяжении пути из Азии в Европу. На первый план при этом выдвигаются соображения сотрудничества. Только сотрудничество в состоянии сделать его полнокровным и действенным. Вариант, что Центральной Азией будет править сама Центральная Азия в лице пяти независимых государств ее составляющих, трудно было предвидеть еще пару десятилетий назад. Это стало возможным потому, что с интересами пяти этих государств сегодня тесно переплетаются интересы как их могущественных соседей — России, Китая, Ирана, Турции, Индии и Пакистана, так и стран более удаленных, но не менее влиятельных в международных делах — США, стран Европейского Союза, Японии, Южной Кореи.

Независимость, обретенная странами Центральной Азии в 1991 г., начинает приносить свои плоды. Этим странам становятся присущи свои индивидуальные черты, свой «почерк» во внутреннем жизнеустройстве и в международных делах. Мировое сообщество оказывает им посильную помощь в переходе к рыночной экономике, в выходе на мировые рынки. Как раз для этой цели восстанавливается и задействуется Великий шелковый путь. По сути дела, он становится еще одним проектом — гарантом суверенитета этих стран, как бы заново открывая перед ними все четыре стороны света. Стратегический прогноз геополитической картины мира в XXI в., определение места, отведенного в ней странам Центральной Азии и их ближайшим соседям, не просто интересны, но жизненно важны.

2.2 Кыргызстан в условиях современной глобализации

Кыргызстан сегодня живет в эпоху глобализации, интеграции и культурного обмена. «Главный «плюс» глобализации для нас в том, что мы быстрее входим в мировые культурные цивилизационные потоки, … несмотря на свойственные издержки». Вряд ли можно найти в нынешнюю эпоху, хоть одно национальное хозяйство, которое не было бы связано с системой мирового хозяйства. Более того, как считает К. Байбосунов теперь «Глобализация конденсирует становление так называемого мега-общества, где границы между странами резко стираются из-за информационной прозрачности всех форм деятельности…».[19]

Тот факт, что после распада СССР Кыргызстан стал самостоятельным субъектом международных отношений, и значимость Кыргызстана стала определяться ее географическим положением, природным потенциалом было озвучено учеными –теоретиками, а также практиками неоднократно. Именно географическое положение, экономический, демографический потенциал определил в основном характер взаимоотношений с другими государствами на раннем этапе становления независимого Кыргызстана, ее участие в региональных и глобальных международных организациях. «В сложном процессе интеграции и глобализации перед Кыргызстаном возникла необходимость утвердить себя как независимое суверенное государство».[20] Основная цель состояла в необходимости вхождения в мировое экономическое пространство, в частности в мировой рынок, а также не менее важно и вхождение в общемировое политическое пространство. Не исключалось и позиционирование страны на мировой культурной арене.

Особо приоритетными для Кыргызской Республики вследствие географического расположения являются взаимоотношения с Центрально-Азиатскими государствами. Помимо этого «взаимодополняемость и взаимозависимость экономик, родство культур, традиций, обычаев и общностью исторических судеб центрально-азиатских государств являются важными компонентами во взаимоотношениях».[21] Другая особенность в нынешнем процессе развития Центральной Азии в том числе в Кыргызстане в том, что в Центральной-Азии идет жесткое соперничество инвестиций за доступ к ресурсам региона. Не менее важно и стремление ориентировать новые государства центральноазиатского региона во внешней политике. «В регион посылаются не войска, а инвестиции, инвесторы соперничают за доступ к природным ресурсам региона, за рынки сбыта».[22] Этим объясняется увеличение количества внешних акторов. У каждого стремящегося в регион есть свои стратегические цели и интересы. Вместе с процессом вхождения в рынки центральной Азии, наряду с интеграцией внешние акторы, содействуют интеграции Центрально-Азиатских государств, в том числе Кыргызской Республики в мировые глобальные процессы, которые имеют собственные цели и стратегии и предлагают свои модели развития и модернизации.

Влиятельной силой глобализации выступают международные экономические институты. (Кыргызстан является участником в основных структурах международного экономического взаимодействия - Всемирной торговой организации (ВТО), Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке (ВБ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ряде других.) «Задачами таких международных организаций являются обеспечение стабильного развития мировой экономической системы, регулирование процессов глобализации, предотвращение негативных ее последствий на другие экономические системы».[23] Кыргызстан, являясь членом многих международных организаций, исходя из незначительного оборонного, экономического потенциала для осуществления своих национальных интересов, вынуждена выбирать многовекторную внешнюю политику. Кыргызстан одновременно сотрудничает с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ, Европейским банком реконструкции и развития, а также Организацией экономического сотрудничества, организацией "Исламская конференция", Азиатским банком развития, Исламским банком развития и другими региональными и международными организациями. В силу своего, экономического уровня Кыргызстан не стоит на доминантной позиции, поэтому стране приходится искать компромиссные пути между интересами мировой политической системы и собственными интересами. Тем более Кыргызстан, находясь в зоне социальной и экономической турбулентности, воспринимает глобализацию не как путь овладения новыми возможностями, а как объективные вызовы мирового развития. Кыргызская Республика сегодня еще не может предложить альтернативу глобализации и поэтому воспринимает этот процесс как данность, в чем проявляется не активный характер глобализации и реагирования на данное явление, но вместе с тем полноправно участвует в нем.

Глобализация становится новой тенденцией в развитии всемирных отношений. Кыргызстан не может выступать арбитром и быть в стороне всех глобальных процессов. «Глобализация в идеале не должна вести к нивелированию культур и ухудшению экологической ситуации более того, она способна стать основой развития богатства и диалога культур, гармонизации отношений общества и природы в целях устойчивого развития».[24]

Претензии на однополярный мир, глобальную империю не имеют под собой реального основания. Наибольшие шансы имеет модель многополярного мира. Кыргызская национальная культура (традиции, язык, обычаи, обряды и др.) остаются главным элементом механизма хранения, передачи и закрепления социального опыта и духовных ценностей, способом устойчивых общественных отношений.

 

 

Заключение

Глобализация представляет собой новую, более продвинутую стадию развития процесса регионализации, различных аспектов общественной жизни: экономических, политических, культурных, профессиональных и т.п. Но именно глобализация экономики образует основу всех глобализационных процессов.

Современные глобализационные процессы охватывают развивающиеся страны посредством технологии, частных, транснациональных корпораций, организаций. Развертывание процессов глобализации происходит распространением современного международного разделения труда.

Глобализация способствует изменению системы национальной безопасности, которая трансформируется в общую систему международной безопасности, охватывающую государства-нации. Соответственно, глобализация также влияет на сущность, роль и функции современного государства. Национальное государство не может сохранить свои функции и суверенитет в прежнем состоянии.

Таким образом, глобализация несет как негативные так и положительные результаты для мира, в частности для Центральной Азии. Региональная интеграция стран Центральной Азии послужит ответом на вызовы современной глобализации, это позволит странам эффективно использовать имеющиеся политические, экономические и природные ресурсы , защитить их национальные ресурсы и войти на мировое сообщество на равных и на выгодных договорах.

И в современных условиях Центральная Азия должна выступать как единый регион развития. И только при удачном запуске процессов регионализации, станет возможным максимальное использование всех преимуществ мировых глобализационных процессов.

Я предполагаю, что восстановление Шелкового пути усиливает интеграционные процессы как между странами соседями, через территорию которых этот путь проходит, так и между этими странами и остальным миром. В Результате в большом выигрыше остаются страны Центральной Азии , которые получат прямой выход к Тихму и Индийскому океану, так и Китай и другие страны, на чьих территориях располагается ВШП.

И так Кыргызстан, являясь членом многих международных организаций, исходя из незначительного оборонного, экономического потенциала для осуществления своих национальных интересов, выбирает многовекторную внешнюю политику. Кыргызская Республика являясь маленькой страной участвует почти во всех глобализационных процессах мира, и молча воспринимает ее сущность. Один из ветвей Великий Шелковый путь, принимая участие КР в процессе глобализации. Конечно это всего лишь один из примеров.

Список литературы

1. Цит. по Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001. С. 9.

2. Waters, M. Globalization. L., 1995. Р. l

3. Bell, D. History and Globalisation: Reflections on Temporality. // International Affairs. Vol. 79. No. 4, July 2003. Р. 801.

4. Kegley CH., Wittkopf E World Politics. Trend and Transition. N.Y., 1999. P. 246.

5. http://www.un.org/en/development/desa/population/theme/trends/dem-comp-change/animated-figures/index.html

6. Guehenno J.*M. The End of the Nation. // Космополис. Альманах. М., 1997. С. 112–119.

7. Зегберс К. Сшивая лоскутное одеяло... (Шансы и риск глобализации в России). // Pro et Contra. 1999, осень. Том. 4. № 4. C. 69

8. Robertson R. Mapping the Global Condition: Globalization as the Central Concept. // Featherstone M. (ed).Global Culture. Nationalism, Globalization and Modernity. London, 1990. P. 26.

9. Михеев В. В. Глобализация, регионализация и региональная интеграция. // Восток–Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. М., 2002. С. 66.

10. Зонова Т. В. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития. М., 2003. С. 235.

11. Chirac J. La France dans un monde multipolair. // Politique Etrangеre. 1999. No. 4. P. 85.

12. Проблемы обеспечения безопасности в АТР. М., 1999.

13. Asia*Pacific in the New World Order. / Ed. by A. McGrew, C. Brook. London, 2000.

14. Малетин Н. П. АСЕАН: три десятилетия (1967–1997 гг.) — три политики. М., 1997; Иванов А. Ядро интеграции в АТР. // Международная жизнь. 2003. №2. С. 46.

15. Барков А. В. Шанхайская организация сотрудничества. // Московский журнал международного права. 2003. №1. С. 262–271.

16. Байбосунов К. Кыргызстан перед мировыми вызовами: благо или зло глобализации// журнал «Центральная Азия и культура мира», №1-2 (12-13) Бишкек, 2002. - С. 229.

17. http://www.analitika.org

18. Основы межгосударственных соглашений Кыргызской Республики, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана были заложены в рамках совещания глав этих государств в Алматы, Ташкенте, Ашхабаде и Кокчетаве (1991-1993)

19. Рахмани М. Государства Центральной Азии на чаше весов: Возможности и вызовы // Центральная Азия и Кавказ. №2 (26). 2002. - С. 145, 149.)

20. www.kazeu.kz/files/autoreferat/dis.../2007/IsmanbaevoiJA_abstract.doc

21. Жумагулов М. Взаимодействие человека и природной среды: диалектико-логический анализ.- Бишкек., 1996.-С.72

 



[1] Цит. по Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001. С. 9.

[2] Waters, M. Globalization. L., 1995. Р. l

[3] Bell, D. History and Globalisation: Reflections on Temporality. // International Affairs. Vol. 79. No. 4, July 2003. Р. 801.

[4] Kegley CH., Wittkopf E World Politics. Trend and Transition. N.Y., 1999. P. 246.

[5] «Золотой корсет» - совокупность правил, которые должны соблюдать страны, входящие в мировое разделение труда в процессе глобализации.

 

[6] График из официальной страницы ООН – Департамент по экономическим и социальным вопросам http://www.un.org/en/development/desa/population/theme/trends/dem-comp-change/animated-figures/index.html

[7] Guehenno J.*M. The End of the Nation. // Космополис. Альманах. М., 1997. С. 112–119.

[8] Зегберс К. Сшивая лоскутное одеяло... (Шансы и риск глобализации в России). // Pro et Contra. 1999, осень. Том. 4. № 4. C. 69

[9] Robertson R. Mapping the Global Condition: Globalization as the Central Concept. // Featherstone M. (ed).Global Culture. Nationalism, Globalization and Modernity. London, 1990. P. 26.

[10] Op.cit. P. 58

[11] ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

[12] Михеев В. В. Глобализация, регионализация и региональная интеграция. // Восток–Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. М., 2002. С. 66.

[13] Зонова Т. В. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития. М., 2003. С. 235.

[14] Chirac J. La France dans un monde multipolair. // Politique Etrangеre. 1999. No. 4. P. 85.

[15] См.: Проблемы обеспечения безопасности в АТР. М., 1999.

[16] See on: Asia*Pacific in the New World Order. / Ed. by A. McGrew, C. Brook. London, 2000.

[17] Малетин Н. П. АСЕАН: три десятилетия (1967–1997 гг.) — три политики. М., 1997; Иванов А. Ядро интеграции в АТР. // Международная жизнь. 2003. №2. С. 46.

[18] Барков А. В. Шанхайская организация сотрудничества. // Московский журнал международного права. 2003. №1. С. 262–271.

[19] Байбосунов К. Кыргызстан перед мировыми вызовами: благо или зло глобализации// журнал «Центральная Азия и культура мира», №1-2 (12-13) Бишкек, 2002. - С. 229.

[20] http://www.analitika.org

[21] Основы межгосударственных соглашений Кыргызской Республики, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана были заложены в рамках совещания глав этих государств в Алматы, Ташкенте, Ашхабаде и Кокчетаве (1991-1993)

[22] Рахмани М. Государства Центральной Азии на чаше весов: Возможности и вызовы // Центральная Азия и Кавказ. №2 (26). 2002. - С. 145, 149.)

[23] www.kazeu.kz/files/autoreferat/dis.../2007/IsmanbaevoiJA_abstract.doc

[24] Жумагулов М. Взаимодействие человека и природной среды: диалектико-логический анализ.- Бишкек., 1996.-С.72







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.