Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятия Руководитель и Лидер.



Лидерство. Стили лидерства

 

студентка группы 4-М-1

А.С.Родимова

Руководитель:

Ю.М.Антошкина

 

 

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение. 3

Понятия Руководитель и Лидер. 3

Виды лидеров. 5

Теории лидерства. 7

Ситуационная модель Фидлера. 8

Стили лидерства. 8

Заключение. 11

Список использованной литературы.. 11

 


 

Введение

 

В современном обществе тема лидерства принимает особую актуальность. В каждой организации есть своя иерархическая лестница, ведущая к верхам правления. Но чтобы подняться по этой лестнице - нужно приложить немало усилий. Она ведет от простого служащего до руководителя – лидера всей группы. В этой должности важен не только ваш интеллект, но и умение работать с персоналом. Для менеджеров это особенно важно, потому что практически вся их работа заключается в общение с подчиненными, она основана на поведение менеджера в группе и умение выбрать правильный подход к человеку, чтобы добиться от него наилучшего результата. Мы, как будущие менеджеры, должны обратить на эту тему особое внимание и, возможно, уже сейчас определиться какой подход для вас будет наиболее удобен. Ведь, умение управлять и двигать массами закладывается в нас даже сейчас, а из стен института мы выйдем уже полноправными руководителями, с устоявшимся мнением и определенными наклонностями.

В этой работе вы узнаете о роли лидера в группе, какими качествами он должен обладать, какие подходы к группе существуют со стороны руководителя. А также о теориях и стилях лидерства. Все перечисленное играет большую роль в становление лидера. Вы поймете, что лидерство является одним из основных составляющих менеджера, как руководителя.

Но, поднимаясь по шаткой профессиональной лестнице, нужно не забывать пройденные ступени. Как сказал Конфуций: «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем.»

 

Понятия Руководитель и Лидер.

 

Руководитель–должностное лицо, имеющее в своем рас­поряжении коллектив работников, которое наделено четко оп­ределенными правами и полномочиями по принятию решений, организации их исполнения, по осуществлению управляющих воздействий в отношении подчиненных. Руководитель несет юридическую ответственность перед назначившей (утвердившей) его инстан­цией; представляет возглавляемый коллектив в вышестоящих инстанциях, других органах управления.

Лидер–человек, осуществляющий формальное или нефор­мальное руководство группой людей.

Лидерство–это процесс социально – психологической самоорганизации и самоуправления общением и деятельностью членов малой группы, осуществляемой лидером, как субъектом в спонтанно-формирующихся группах межличностных взаимоотношений на основе восприятия, подражания, эмпатии, понимания друг друга и т.д.

Лидером называется член группы, чей авторитет, власть и полномочия признаются добровольно остальными членами группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним. Лидер обладает неформальным, неофициальным, авторитетом в группе, отличным от того авторитета, каким располагает официально назначенный или избранный руководитель. Лидера обычно не выбирают и не назначают.

Лидером далеко не всегда и не обязательно является руководитель группы. Чаще всего им становится кто-то другой, причем в одной группе может быть несколько лидеров, и, кроме того, сами лидеры группы могут часто меняться. Поначалу, когда исследования лидерства только начинались (начало исследований было положено работами К. Левина), ученые не различали лидеров, не предлагали их классификацию. Но исследования показали, что лидеры могут быть разными и один и тот же лидер время от времени может вести себя по разному.

Чем же отличается лидер от руководителя? Наиболее четко и последовательно лидерство и руководство были разведены в работах Б. Д. Парыгина. Итак, его работа указывает на следующие различия:

1. Лидер в основном осуществляет регуляцию неофициальных отношений в группе, в то время как руководитель управляет главным образом официальными отношениями.

2. Лидерство – это явление, характерное для системы межличностных (психологических) отношений, а руководство – феномен, свойственный системе социальных (общественных) отношений.

3. Лидерство возникает стихийно, а руководство организованно.

4. Для появления или изменения лидерства не существует каких-либо официально принятых процедур, в то время как для появления и изменения руководства такие процедуры существуют.

5. Явление лидерства менее стабильно и более динамично, чем явление руководства. Лидеры появляются и сменяются в группе часто, руководитель меняется намного реже.

6. Руководитель, воздействуя на группу и его членов, пользуется системой официально закрепленных за ним прав и соответствующих санкций, лидер ни правами, ни официальными санкциями не располагает.

7. Процесс принятия решений руководителем намного более сложен в процедурном отношении, чем процесс принятия решений лидером.

8. Сфера проявления лидерства и деятельности лидера – это в основном малая группа, в то время область проявления деятельности руководителя выходит за пределы малой группы.

Виды лидеров

 

Исследования показали, что есть следующие виды лидеров: авторитарный, демократический, либеральный, бюрократический, лидер мнений, номинальный лидер, лидер, ориентированный на людей, лидер, ориентированный на работу, харизматический и ситуационный лидеры.

Авторитарный лидер- это властный, стремящийся единолично принимать решения, навязывающий их другим людям, оказывая на них психологическое давление человек. Склонен настаивать на неукоснительном исполнение своих решений, использует приказы и распоряжения как основные методы воздействия. Он невнимателен к подчиненным как к личностям, избегает личных взаимоотношений с зависимыми людьми. Сосредоточен в основном на деловых отношениях в группе.

Демократический лидер является в социально-психологическом плане противоположностью авторитарному лидеру. В его действиях по отношению к зависимым от него людям преобладают следующие типичные тенденции: уважение людей, признание за ними права поступать по-своему, учет мнений других людей, общение с ними как с равными, обращение к людям с просьбами и советами, а не с приказами или распоряжениями.

Либеральным называют лидера, чье поведение по отношению к людям характеризуется следующими особенностями: предоставление им полной свободы действий, отсутствие какого-либо контроля, нежелание оказывать на них воздействие, передача другим членам группы своих полномочий и подчинение решений, которые принимает группа.

Бюрократическим называют лидера, предпочитающего пользоваться формально-бюрократическими методами руководства, т.е. лидера, чья власть и авторитет в соответствующей группе поддерживаются бюрократическими методами. Такой лидер отдает предпочтение формальным методам организации общения и взаимодействия с людьми, бумагам, документам, соблюдению регламента, следование установленному порядку и т. п.

Лидер мнения - это человек, к мнению которого члены группы больше всего прислушиваются, суждениям и оценкам которого они больше всего доверяют. Это может быть лучше всего информированный по какому-либо вопросу человек. Но такой лидер не всегда является лидером группы в других отношениях.

В качестве номинального лидера выступает человек, который лишь формально считается лидером в группе, но фактически свои лидерские обязанности в группе не выполняет. Вместо него руководит кто-то другой или не руководит никто.

Ориентированным на людей лидером называют человека, для которого главным в его деятельности является благополучие составляющих данную группу людей. Лидером, ориентированным на работу, называют лидера, для которого главным в руководстве группой является решение стоящей перед ней задачей.

Харизматический лидер- это человек, который «родился быть лидером». Такой человек от природы наделен соответствующими, особенными лидерскими свойствами: способностями и чертами характера.

Ситуационный лидер становится лидером в группе лишь на какое-то время, если в ней сложилась благоприятная для этого ситуация. Такой лидер иногда рассматривается как альтернатива харизматическому лидеру.

Теории лидерства

 

Существовало несколько теорий лидерства, но по мере получения информации и изучения их более подробно, они не подтверждались.

Первая теория носит название – харизматическая теория лидерства. В ней утверждается, что человек обладает определенными личностными свойствами, которые позволяют ему быть лидером среди других людей. Соответствующие свойства имеются у него с рождения или даны ему как некая «благодать от Бога» (отсюда и название теории, поскольку слово «харизма» означает одновременно и «божий дар» и «божья благодать»).

Ситуационная теория лидерства, пришедшая на смену харизматической, содержала в себе иное объяснение феномену лидерства. Согласно этой теории человеку совершенно не обязательно обладать какими-то особенными качествами, чтобы стать лидером. Для этого достаточно иметь некоторые положительные свойства, ценимые людьми, и благоприятную ситуацию для их проявления. Именно ситуация, складывающаяся в группе, определяет выход того или иного человека в лидеры группы.

В теории ценностного обмена, автором которой является российский психолог Р. Л. Кричевский, утверждается, что превращение человека в лидера группы зависит не столько от его личностных качеств и ситуации, сколько от взаимодействия данного человека с группой. Если в ходе такого взаимодействия у лидера и группы обнаруживаются общие интересы или ценности, то это обстоятельство будет способствовать выходу соответствующего человека в лидеры группы.

Обсуждение этих теорий лидерства учеными показало, что каждая из них содержит в себе определенную долю истины и правильно акцентируют внимание на том, что необходимо для лидерства. Но необходимо сочетание множества факторов, чтобы конкретный человек стал человеком в конкретной группе.

Так родилась еще одна теория лидерства, которая получила название системной. В данной теории лидерства утверждается, что, во-первых, лидерство однозначно не определяется единственным фактором; во-вторых, для того, чтобы кто-либо стал лидером в группе, необходимо сочетание целого ряда условий, причем эти условия должны возникнуть одновременно. Скорее всего, нужно, чтобы человек обладал и определенными личными достоинствами, необходимыми для лидера, и чтобы в группе сложилась подходящая для лидерства ситуация, и чтобы его собственные ценности соответствовали ценностям других членов группы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.